Права и свободы человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:47, реферат

Описание работы

Настоящая публикация "Права человека: изложение фактов"
дает возможность получить общее представление об основных
международных договорах в области прав человека, а также работе
комитетов или "договорных органов", которые наблюдают за
осуществлением этих договоров государствами-участниками1.

Содержание

Введение................................................................................ 1
Часть I Разработка стандартов в области
прав человека: договоры и
факультативные протоколы к ним ........... 5
Всеобщая декларация прав человека
(1948 год)........................................................... 5
Международная конвенция о ликвидации
всех форм расовой дискриминации
(1965 год)........................................................... 8
Международный билль о правах
человека............................................................. 9
Международный пакт о гражданских и
политических правах (1966 год) ..................... 10
Международный пакт об экономических,
социальных и культурных правах
(1966 год)........................................................... 12
Конвенция о ликвидации всех форм
дискриминации в отношении женщин
(1979 год) ....................................................... 13
Конвенция против пыток и других
жестоких, бесчеловечных или
унижающих достоинство видов
обращения и наказания (1984 год).................. 15
Конвенция о правах ребенка (1989 год) ......... 17
Международная конвенция о защите прав
всех трудящихся-мигрантов и членов их
семей (1990 год) ............................................... 19
Чтение договоров в их совокупности............. 20
Часть II Наблюдение за осуществлением
стандартов в области прав человека:
договорные органы ....................................... 23
Что такое договорные органы? ....................... 23
GE.05-41695 (R) 010705 071005
iv
СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)
Стр.
Чем занимаются договорные органы?............ 25
Рассмотрение докладов государств-
участников договорными органами ............... 26
Обязательство государств
представлять доклады............................... 27
Цель представления докладов ................... 28
Как происходит рассмотрение доклада
государства-участника в каждом
договорном органе?..................................... 30
Важность последующих мер по
выполнению рекомендаций договорных
органов ......................................................... 35
Что происходит в случае, если
государство не представляет свои
доклады? ...................................................... 36
Рассмотрение сообщений отдельных лиц,
утверждающих, что их права были
нарушены государством-участником ............. 38
Кто может представлять сообщения .... 39
Каков порядок представления
сообщений? .................................................. 39
Расследования ................................................... 39
В отношении каких государств могут
проводиться расследования?..................... 40
Процедура проведения расследований ...... 40
Факультативный протокол к Конвенции
против пыток и Подкомитет по
предупреждению............................................... 41
Сообщения государств о нарушении
договора другими государствами ................... 42
v
СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)
Стр.
Урегулирование споров между
государствами в отношении толкования
или применения конвенции.......................... 43
Замечания общего порядка.............................. 43
Дни общей дискуссии/тематическое
обсуждение........................................................ 44
Совещания государств-участников и
совещания с государствами-участниками...... 44
Координация между договорными органами 45
Ежегодное совещание председателей...... 45
Межкомитетское совещание ................... 46
Часть III Дальнейшее развитие системы договоров
Организации Объединенных Наций в
области прав человека................................... 47
Расширение системы договоров в
области прав человека: разработка
новых документов ............................................ 47
Повышение эффективности системы
договоров........................................................... 48
1) Повышение координации между
договорными органами......................... 49
2) Совершенствование системы
представления докладов об
осуществлении договоров...................... 50
Роль системы договоров в области прав
человека в укреплении систем защиты
прав человека на национальном уровне......... 51
Важность процедуры представления
докладов на национальном уровне............. 52
Практические советы и помощь со
стороны договорных органов .................... 53
Дополнительная информация о системе договоров
Организации Объединенных Наций в
области прав человека ........................................... 54
Специальные термины, касающиеся
договорных органов ................................................ 57
Как государство может стать государством -
участником договора............................................... 73

Работа содержит 1 файл

Управление Верховного комиссара Организации.doc

— 419.50 Кб (Скачать)

правозащитной системы. Для определения независимости и

честности НПЗУ был разработан свод международных стандартов,

известный под названием "Парижские принципы".

Более подробную информацию о НПЗУ см. в публикации

УВКПЧ "Права человека: изложение фактов" № 19 под названием

"Национальные учреждения, занимающиеся поощрением и

защитой прав человека".

Неправительственные организации (НПО)

Неправительственные организации могут заниматься

поощрением прав человека либо в целом, либо с уделением

внимания какому-либо конкретному вопросу. Существует система

участия НПО во многих правозащитных механизмах Организации

Объединенных Наций, например в виде предоставления

консультативного статуса при ЭКОСОС, что позволяет этим

организациям принимать участие в работе Комиссии по правам

человека. Как международные, так и национальные НПО

внимательно следят за работой договорных органов, а большинство

договорных органов дают им возможность принять участие в

процессе представления докладов путем, например, направления

дополнительной информации об осуществлении договоров в той

или иной стране (иногда называемой "теневыми" или

65

"параллельными" докладами). Существуют различия в том, какой

вес придают этой информации договорные органы. Это может

зависеть от наличия у организации консультативного статуса при

ЭКОСОС.

Международные и национальные НПО играют также важную

роль в принятии последующих мер по осуществлению на

национальном уровне рекомендаций, содержащихся в

заключительных замечаниях договорных органов, и

стимулировании открытого национального обсуждения вопросов

соблюдения прав человека в ходе процесса подготовки

письменного доклада и в последующий период. НПО также внесли

важный вклад в содействие ратификации договоров в области прав

человека во всем мире.

Непредставление докладов

Некоторые государства, несмотря на то, что они добровольно

взяли на себя правовые обязательства, связанные с договорами в

области прав человека, которые они ратифицировали, не

представляют свои доклады в договорные органы. Для

непредставления докладов государствами может быть много

причин - от войны и гражданских беспорядков до нехватки

средств. УВКПЧ и ОУЖ оказывают государствам помощь в

выполнении ими своих обязательств по представлению докладов.

Договорные органы также приняли процедуры рассмотрения

вопроса об осуществлении договоров не представляющими

доклады государствами в тех случаях, когда эти государства не

отвечают на запросы договорных органов о предоставлении

информации. В частности, комитеты готовы рассматривать

положения в той или иной стране в отсутствие доклада.

Информацию о положении в области представления

докладов государствами - участниками каждого договора можно

получить из базы данных договорных органов на вебсайте УВКПЧ

или из ежегодно обновляемого документа HRI/GEN/4. На этом

вебсайте также дается информация о технической помощи,

предоставляемой государствам-участникам.

66

Факультативный протокол

Международный документ, связанный с основным

документом и налагающий дополнительные правовые

обязательства на государства, которые __________его приняли.

Факультативные протоколы могут составляться одновременно с

основным договором или после его вступления в силу.

Факультативные протоколы к договорам о правах человека были

приняты по ряду причин: чтобы дать возможность государствам-

участникам взять на себя дополнительные обязательства,

связанные с международным наблюдением за выполнением

(МПГПП-ФП1, КЛДЖ-ФП, ФПКПП); чтобы дать возможность

государствам взять на себя дополнительные обязательства в тех

случаях, когда таковые не были включены в основной договор

(МПГПП-ФП2); или же для более подробного рассмотрения

конкретных проблем (оба факультативных протокола к КПР).

Периодичность

График регулярного представления первоначальных и

периодических докладов государствами-участниками договорным

органам, закрепленный в каждом договоре или же определенный

комитетом в соответствии с положениями договора.

Представление первоначального доклада требуется в течение

определенного периода времени после вступления в силу договора

для соответствующего государства; затем требуется представление

периодических докладов через регулярные промежутки времени.

Периодичность отличается от договора к договору. См. таблицу на

стр. 34.

Петиции

Общий термин, охватывающий различные процедуры

представления сообщений в компетентные договорные органы.

Петиции могут представлять собой сообщения от отдельных лиц

или государств-участников с утверждением о нарушениях

положений договора каким-либо государством-участником.

67

Предсессионная рабочая группа

Рабочая группа, созываемая некоторыми договорными

органами до или после каждого пленарного заседания для

планирования своей работы на будущих сессиях. Проводимая в

рамках предсессионной рабочей группы работа различается от

комитета к комитету: некоторые комитеты составляют в рабочей

группе перечни проблем и вопросов для представления каждому

государству-участнику до рассмотрения его доклада; некоторые

комитеты, обладающие компетенцией по рассмотрению

индивидуальных сообщений, используют рабочую группу для

вынесения первоначальных рекомендаций по соответствующим

случаям и другим вопросам, связанным с процедурами

представления сообщений. Совещания предсессионных рабочих

групп обычно носят закрытый характер.

Рекомендация

Официальная рекомендация и решение, выносимые

договорным органом. Этот термин используется

непоследовательно: для обозначения официальных решений по

конкретным вопросам, а также решений более общего характера,

например тех, которые выносятся на днях общей дискуссии.

Заключительные замечания содержат конкретные рекомендации, и

термин "рекомендация договорного органа" иногда используется

как синоним "заключительного замечания". Кроме того, в КЛРД и

КЛДЖ замечания общего порядка называются "общими

рекомендациями".

Руководящие принципы представления докладов для

государств-участников

Письменные руководящие принципы, подготовленные для

государств-участников каждым договорным органом, с

рекомендациями относительно формы и содержания докладов,

которые государства обязаны представить согласно

соответствующему договору. Существующие руководящие

принципы различаются по своему подходу: одни комитеты

предусматривают подробные указания на постатейной основе, а

68

другие - указания более общего характера (см. "Компиляцию

руководящих принципов в отношении формы и содержания

докладов, представляемых государствами - участниками

международных договоров по правам человека" HRI/GEN/2/Rev.2).

Генеральный секретарь в своем втором докладе о программе

преобразований (А/57/387) призвал договорные органы принять

согласованные руководящие принципы по представлению

докладов. Проект согласованных руководящих принципов в

настоящее время находится на рассмотрении комитетов.

Оговорка

Оговорка представляет собой заявление государства с целью

исключить или изменить правовые последствия отдельных

положений договора применительно к этому государству.

Оговорка может позволить государству принять участие в

многостороннем договоре, в котором оно иначе не смогло бы или

не желало бы принять участие. Государства могут делать оговорки

к договору при его подписании, ратификации, принятии,

утверждении или присоединении к нему. Когда государство делает

оговорку при подписании, оно должно подтвердить эту оговорку

при ратификации, принятии или утверждении.

Оговорки регулируются Венской конвенцией о праве

международных договоров и не могут противоречить объекту и

цели договора. Соответственно государства могут при

подписании, ратификации, принятии или утверждении договора

или присоединении к нему формулировать оговорку, за

исключением тех случаев, когда а) данная оговорка запрещается

договором; или b) договор предусматривает, что можно делать

только определенные оговорки, в число которых данная оговорка

не входит. Государства-участники могут высказывать возражения

относительно оговорок, сделанных другими государствами-

участниками. Оговорки могут быть полностью или частично сняты

государством-участником в любое время.

69

Процедура обзора

Процедура, в соответствии с которой договорный орган

рассматривает положения в какой-либо стране в отсутствие

доклада соответствующего государства-участника. Эта процедура

применяется в тех случаях, когда представление доклада

задерживается чрезмерно продолжительное время и государство-

участник не отвечает на запросы договорного органа о

представлении доклада. Во многих случаях государства-участники

представляют свои доклады, с тем чтобы избежать процедуры

обзора; в других случаях государства принимают решение

направить делегацию на сессию договорного органа и ответить на

вопросы экспертов договорного органа даже в том случае, если они

не смогли представить доклад. Процедура обзора была впервые

принята КЛРД в 1991 году. Другие комитеты используют

выражение "рассмотрение положения в стране в отсутствие

доклада соответствующего государства". Некоторые комитеты

направляют соответствующему государству-участнику перечень

проблем независимо от отсутствия доклада. Большинство

комитетов по окончании процедуры подготавливают

заключительные замечания, хотя в случае, если государство-

участник намеревается представить свой доклад, в течение

промежуточного периода сохраняется конфиденциальный характер

этих заключительных замечаний.

Правила процедуры

Официальные правила, принятые договорным органом для

регулирования порядка его работы. Каждый комитет наделен

соответствующим договором полномочиями принимать свои

собственные правила процедуры. Правила процедуры обычно

охватывают такие вопросы, как выборы должностных лиц и

порядок принятия решений, особенно в тех случаях, когда

невозможно достичь консенсуса. Правила процедуры связаны с

методами работы, но отличаются от них.

70

Секретарь/секретариат

В каждом договоре содержатся требования к Генеральному

секретарю Организации Объединенных Наций обеспечивать

секретариатскую поддержку соответствующего договорного

органа. Каждый договорный орган имеет секретариат, состоящий

из секретаря и других международных гражданских служащих,

работающих в Секретариате Организации Объединенных Наций,

которые занимаются вопросами, связанными с повесткой дня

Комитета и координацией его программы работы. Секретариат

КЛДЖ является составной частью ОУЖ в рамках ДЭСВ,

базирующегося в Нью-Йорке. Секретариаты других договорных

органов действуют в рамках УВКПЧ и базируются в Женеве.

Специализированные учреждения, фонды и программы

Различные специализированные учреждения, фонды и

программы системы Организации Объединенных Наций, которые

осуществляют большую часть работы Организации Объединенных

Наций, включая поощрение и защиту прав человека. Все

договорные органы допускают специальное участие учреждений

системы Организации Объединенных Наций в процессе

рассмотрения докладов путем предоставления дополнительной

информации по странам в контексте доклада соответствующего

государства. Некоторые специализированные учреждения также

оказывают государствам техническую помощь как в

осуществлении обязательств по договорам, так и в написании

докладов для договорных органов. В число специализированных

учреждений, фондов и программ Организации Объединенных

Наций, охваченных системой договоров о правах человека, входят

ФАО, МОТ, УКГД, ЮНЭЙДС, ПРООН, ЮНЕСКО, ЮНФПА,

ООН-Хабитат, УВКБ, ЮНИСЕФ, ЮНИФЕМ и ВОЗ.

Договор, конвенция, пакт или документ

В юридическом смысле какого-либо различия между

договором, конвенцией или пактом не существует. Все они

являются международными правовыми документами, имеющими

обязательный международно-правовой характер для тех

71

государств, кто принял решение взять на себя содержащиеся в них

обязательства.

Доклад государства-участника

Доклад, который каждое государство-участник договоров о

правах человека должно в соответствии с положениями этих

договоров регулярно представлять в договорный орган с указанием

принятых мер по осуществлению договора, связанных с этим

факторов и возникших при этом трудностей. Каждый договор

предусматривает требование о представлении всеобъемлющего

первоначального доклада в течение определенного периода

времени после ратификации и последующем представлении

периодических докладов через регулярные промежутки времени.

Адресный или целевой доклад

См. "доклад по конкретному договору".

Сектор по договорам и работе Комиссии (СДК)

В рамках УВКПЧ Сектор по договорам и работе Комиссии

обеспечивает секретариатскую поддержку всех договорных

органов, за исключением КЛДЖ. Он базируется во Дворце

Вильсона, Женева. СДК обеспечивает также поддержку Комиссии

по правам человека, Подкомиссии по поощрению и защите прав

человека и Фонду добровольных взносов Организации

Объединенных Наций для жертв пыток. Ранее назывался "Сектор

вспомогательного обслуживания" (СВО).

Информация о работе Права и свободы человека