Права и свободы человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:47, реферат

Описание работы

Настоящая публикация "Права человека: изложение фактов"
дает возможность получить общее представление об основных
международных договорах в области прав человека, а также работе
комитетов или "договорных органов", которые наблюдают за
осуществлением этих договоров государствами-участниками1.

Содержание

Введение................................................................................ 1
Часть I Разработка стандартов в области
прав человека: договоры и
факультативные протоколы к ним ........... 5
Всеобщая декларация прав человека
(1948 год)........................................................... 5
Международная конвенция о ликвидации
всех форм расовой дискриминации
(1965 год)........................................................... 8
Международный билль о правах
человека............................................................. 9
Международный пакт о гражданских и
политических правах (1966 год) ..................... 10
Международный пакт об экономических,
социальных и культурных правах
(1966 год)........................................................... 12
Конвенция о ликвидации всех форм
дискриминации в отношении женщин
(1979 год) ....................................................... 13
Конвенция против пыток и других
жестоких, бесчеловечных или
унижающих достоинство видов
обращения и наказания (1984 год).................. 15
Конвенция о правах ребенка (1989 год) ......... 17
Международная конвенция о защите прав
всех трудящихся-мигрантов и членов их
семей (1990 год) ............................................... 19
Чтение договоров в их совокупности............. 20
Часть II Наблюдение за осуществлением
стандартов в области прав человека:
договорные органы ....................................... 23
Что такое договорные органы? ....................... 23
GE.05-41695 (R) 010705 071005
iv
СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)
Стр.
Чем занимаются договорные органы?............ 25
Рассмотрение докладов государств-
участников договорными органами ............... 26
Обязательство государств
представлять доклады............................... 27
Цель представления докладов ................... 28
Как происходит рассмотрение доклада
государства-участника в каждом
договорном органе?..................................... 30
Важность последующих мер по
выполнению рекомендаций договорных
органов ......................................................... 35
Что происходит в случае, если
государство не представляет свои
доклады? ...................................................... 36
Рассмотрение сообщений отдельных лиц,
утверждающих, что их права были
нарушены государством-участником ............. 38
Кто может представлять сообщения .... 39
Каков порядок представления
сообщений? .................................................. 39
Расследования ................................................... 39
В отношении каких государств могут
проводиться расследования?..................... 40
Процедура проведения расследований ...... 40
Факультативный протокол к Конвенции
против пыток и Подкомитет по
предупреждению............................................... 41
Сообщения государств о нарушении
договора другими государствами ................... 42
v
СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)
Стр.
Урегулирование споров между
государствами в отношении толкования
или применения конвенции.......................... 43
Замечания общего порядка.............................. 43
Дни общей дискуссии/тематическое
обсуждение........................................................ 44
Совещания государств-участников и
совещания с государствами-участниками...... 44
Координация между договорными органами 45
Ежегодное совещание председателей...... 45
Межкомитетское совещание ................... 46
Часть III Дальнейшее развитие системы договоров
Организации Объединенных Наций в
области прав человека................................... 47
Расширение системы договоров в
области прав человека: разработка
новых документов ............................................ 47
Повышение эффективности системы
договоров........................................................... 48
1) Повышение координации между
договорными органами......................... 49
2) Совершенствование системы
представления докладов об
осуществлении договоров...................... 50
Роль системы договоров в области прав
человека в укреплении систем защиты
прав человека на национальном уровне......... 51
Важность процедуры представления
докладов на национальном уровне............. 52
Практические советы и помощь со
стороны договорных органов .................... 53
Дополнительная информация о системе договоров
Организации Объединенных Наций в
области прав человека ........................................... 54
Специальные термины, касающиеся
договорных органов ................................................ 57
Как государство может стать государством -
участником договора............................................... 73

Работа содержит 1 файл

Управление Верховного комиссара Организации.doc

— 419.50 Кб (Скачать)

другой соответствующей информации, которой он

располагает, принять решение о назначении одного или

нескольких своих членов для проведения

конфиденциального расследования и срочного представления

ему соответствующего доклада. Процедура КЛДЖ

непосредственно предусматривает посещение, когда это

оправданно, территории соответствующего государства с

согласия этого государства; процедура КПП также

предусматривает проведение посещений;

4. выводы назначенного для проведения расследования члена

(членов) комитета изучаются этим комитетом и

препровождаются соответствующему государству-участнику

вместе с любыми замечаниями и рекомендациями;

5. процедура КЛДЖ предусматривает шестимесячный срок, в

течение которого государство-участник представляет свои

замечания в ответ на выводы, замечания и рекомендации,

препровожденные ему комитетом, и, при наличии

соответствующей просьбы со стороны комитета,

информирует его о принятых мерах в связи с

расследованием;

6. комитет может после консультации с государством-

участником принять решение о включении краткого отчета о

результатах этой работы в свой ежегодный доклад.

В обоих случаях эта процедура является конфиденциальной,

и на протяжении всей работы должны приниматься меры по

установлению сотрудничества с государством-участником.

ФПКПП и Подкомитет по предупреждению

Факультативный протокол к Конвенции против пыток

(ФПКПП), который вступит в силу, когда будет насчитывать

20 государств-участников, вводит новый механизм, направленный

на осуществление целей Конвенции против пыток и других видов

жестокого обращения. ФПКПП создаст систему регулярных

42

посещений мест лишения свободы, осуществляемых независимыми

международными и национальными органами, дополняющими

друг друга. Новый международный орган - Подкомитет по

предупреждению, - состоящий первоначально из 10 независимых

специалистов, имеющих опыт работы в области отправления

правосудия, может проводить посещение мест лишения свободы во

всех государствах-членах. Подкомитет будет представлять

государствам-участникам конфиденциальные доклады,

содержащие соответствующие рекомендации. Наряду с

учреждением этого международного органа предусмотрено

создание государствами-участниками независимых национальных

превентивных механизмов (таких, как НПЗУ, омбудсмен или

парламентская комиссия), которые будут осуществлять регулярные

посещения мест лишения свободы в соответствии с протоколом.

Более подробную информацию о ФПКПП и Подкомитете по

предупреждению см. в публикации УВКПЧ "Права человека:

изложение фактов" № 17 под названием "Комитет против

пыток".

Сообщения государств о нарушении договора другими

государствами

Хотя эта процедура никогда не использовалась, в четырех

договорах о правах человека содержатся положения, позволяющие

государствам-участникам направлять в соответствующий

договорный орган сообщения о предполагаемых нарушениях

договора другими государствами-участниками. В статье 21 КПП и

статье 76 МКПТМ предусматривается процедура, в рамках которой

соответствующий комитет сам рассматривает сообщение

государства-участника, считающего, что другое государство-

участник не выполняет положения Конвенции. Эта процедура

требует, чтобы вначале были исчерпаны внутренние средства

правовой защиты, и применяется только к государствам-

участникам, которые __________сделали заявление о признании компетенции

соответствующего комитета в этом отношении. В статьях 11-13

МКЛРД и статьях 41-43 МПГПП предусматривается более

детально проработанная процедура урегулирования споров между

государствами-участниками относительно выполнения

43

государством своих обязательств по соответствующей

Конвенции/Пакту путем создания специальной Согласительной

комиссии. Эта процедура также требует, чтобы вначале были

исчерпаны внутренние средства правовой защиты. Обычно она

применяется ко всем государствам - участникам МКЛРД, но в

случае МПГПП она применяется лишь к тем государствам-

участникам, которые сделали заявление о признании

соответствующей компетенции комитета.

Урегулирование споров между государствами в отношении

толкования или применения конвенции

В статье 29 КЛДЖ, статье 30 КПП и статье 92 МКПТМ

предусматривается, что споры между государствами-участниками в

отношении толкования или применения Конвенции разрешаются в

первую очередь путем переговоров или, если эти переговоры

оказались безуспешными, путем арбитража. Если в течение шести

месяцев стороны не могут прийти к соглашению об условиях

арбитража, одно из государств, участвующих в споре, может

передать спор в Международный Суд. Государства-участники

могут исключить себя из этой процедуры, сделав при ратификации

или присоединении соответствующее заявление, и в этом случае, в

соответствии с принципом взаимности, они не могут возбуждать

дело против других государств-участников. Эта процедура, как и

процедура представления сообщений одним государством-

участником о невыполнении своих обязательств другим

государством-участником, никогда не применялись.

Замечания общего порядка

Каждый из договорных органов публикует свое толкование

положений договоров о правах человека, за осуществлением

которых он наблюдает, в форме замечаний общего порядка (КЛРД

и КЛДЖ используют термин "общие рекомендации"). Замечания

общего порядка договорных органов охватывают широкий спектр

вопросов - от всестороннего толкования таких основных

положений, как право на жизнь или право на достаточное питание,

до общих указаний относительно информации, которая должна

быть представлена в докладах государств, касающихся конкретных

44

статей договоров. В замечаниях общего порядка также

рассматривались более широкие сквозные вопросы, такие, как роль

национальных правозащитных учреждений, права лиц с

умственными и физическими недостатками, насилие в отношении

женщин и права меньшинств.

Регулярно выпускается и обновляется сборник замечаний

общего порядка и общих рекомендаций, принимаемых

договорными органами (см. последнюю обновленную подборку в

документе HRI/GEN/1).

Дни общей дискуссии/тематическое обсуждение

Ряд договорных органов проводит дни общей дискуссии по

той или иной теме или проблеме, вызывающей озабоченность этого

договорного органа. Эти тематические обсуждения обычно

открыты для участников со стороны, например партнеров из числа

организаций системы Организации Объединенных Наций,

делегаций государств-участников, неправительственных

организаций и индивидуальных экспертов. Итоги дискуссии могут

помочь договорному органу в составлении нового замечания

общего порядка.

Совещания государств-участников и совещания с

государствами-участниками

В каждом договоре (за исключением МПЭСКП)

предусматривается проведение раз в два года, обычно в

Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций,

официального совещания государств-участников с целью выборов

половины членов этого договорного органа.

В статье 50 КПР предусматривается созыв конференций

государств-участников для проведения голосования по любым

предлагаемым поправкам к Конвенции.

Большинство комитетов также придерживаются практики

проведения регулярных неофициальных совещаний с

государствами-участниками их договора для обсуждения

45

вызывающих взаимный интерес вопросов, связанных с

осуществлением договора и работой договорного органа.

Координация между договорными органами

Ежегодное совещание председателей

Необходимость координации работы договорных органов в

области прав человека была признана Генеральной Ассамблеей в

1983 году, когда она призвала председателей договорных органов

по правам человека проводить совещания для обсуждения

вопросов повышения эффективности своей работы. Первое

совещание председателей состоялось в 1984 году. С 1995 года

проводились ежегодные совещания председателей договорных

органов.

Проведение такого совещания дает председателям семи

договорных органов по правам человека возможность обсудить

свою работу и рассмотреть пути повышения эффективности

системы договорных органов в целом. Среди прочего на этих

совещаниях были рассмотрены следующие проблемы:

упорядочение и общее совершенствование процедур представления

докладов по правам человека; согласование методов работы

комитетов; последующая деятельность по итогам проведения

всемирных конференций; а также финансовые вопросы.

Неотъемлемой частью совещаний председателей стали также

неофициальные консультации с государствами-участниками, а

также с партнерами по Организации Объединенных Наций и НПО.

С 1999 года председатели проводят встречи с обладателями

мандатов специальных процедур (как тематических, так и по

странам) Комиссии по правам человека. Основное внимание на

этих обсуждениях уделяется техническим вопросам, например

росту обмена информацией между договорными органами и

специальными процедурами. Рассматривались также и основные

вопросы, в том числе вопросы о последствиях глобализации для

осуществления прав человека (2003 год) и меры по

противодействию терроризму и права человека (2004 год).

46

Межкомитетское совещание

С 2002 года в дополнение к совещаниям председателей

договорных органов стали проводиться межкомитетские

совещания с участием председателей и двух дополнительных

членов каждого из комитетов. Основной темой первого

межкомитетского совещания было согласование методов работы

между комитетами. Государства-члены приветствовали введение

межкомитетских совещаний. Повышение представленности

каждого из комитетов позволило проводить более подробное

обсуждение рекомендаций по проблемам, касающимся методов

работы, нежели в ходе проведения совещания председателей.

Межкомитетское совещание и совещание председателей

договорных органов обычно проводятся под председательством

одного и того же лица, назначаемого из числа председателей

договорных органов по правам человека на основе ротации.

47

Часть III

Дальнейшее развитие системы договоров Организации

Объединенных Наций в области прав человека

Притом, что Всеобщая декларация прав человека была

составлена свыше 50 лет назад, а процесс работы над

Международным биллем о правах человека (ВДПЧ плюс два

Пакта) был завершен к 1966 году, международная система

договоров в области прав человека продолжала расширяться за

счет принятия новых документов и создания новых договорных

органов. Появление широкого круга документов и органов

обеспечило более широкую защиту прав человека в целом ряде

конкретных областей, вызывающих озабоченность

международного сообщества, но и создало серьезную проблему для

всей системы, связанную с тем, как наилучшим образом

обеспечить эффективную совместную работу различных элементов

расширяющейся системы для целей поощрения и защиты прав

человека.

Расширение системы договоров в области прав человека:

разработка новых документов

С 2000 года были приняты или вступили в силу несколько

новых документов по правам человека. В мае 2000 года были

приняты два факультативных протокола к Конвенции о правах

ребенка, касающиеся торговли детьми, детской проституции и

детской порнографии (КПР-ФПТД) и участия детей в вооруженных

конфликтах (КПР-ФПВК). Оба документа вступили в силу в

2002 году. В декабре 2002 года был принят Факультативный

протокол к Конвенции против пыток (ФПКПП). Он вступит в

силу, когда будет насчитывать 20 государств-участников. МКПТМ

вступила в силу в июле 2003 года, а Комитет по трудящимся-

мигрантам провел свою первую сессию в марте 2004 года.

На стадии обсуждения государствами находятся и другие

международные документы по правам человека, которые могут

быть приняты в ближайшие годы. В 2002 году был создан

48

специальный комитет Генеральной Ассамблеи с целью разработки

"всеобъемлющей единой международной конвенции о защите и

поощрении прав и достоинства инвалидов". Целью работы

Специального комитета является принятие конвенции,

включающей механизм по наблюдению, к концу 2005 года.

В 2005 году Комиссия по правам человека приняла решение

создать "Рабочую группу открытого состава с целью рассмотрения

вариантов, касающихся разработки факультативного протокола к

Международному пакту об экономических, социальных и

культурных правах"7. Такой факультативный протокол мог бы

наделить Комитет по экономическим, социальным и культурным

правам компетенцией рассматривать индивидуальные сообщения и

проводить расследования. Деятельность Рабочей группы по

подготовке проекта документа по принудительным исчезновениям

также может привести к появлению нового документа.

Повышение эффективности системы договоров

В условиях продолжающегося роста числа международных

документов по правам человека важно, чтобы они взаимно

дополняли друг друга и чтобы все договоры, а также органы,

созданные для наблюдения за их осуществлением, эффективно

совместно работали в качестве комплексной системы поощрения и

защиты прав человека. В своем докладе 2002 года, озаглавленном

"Укрепление Организации Объединенных Наций: программа

дальнейших преобразований"8, Генеральный секретарь

Организации Объединенных Наций назвал дальнейшую

Информация о работе Права и свободы человека