Права и свободы человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:47, реферат

Описание работы

Настоящая публикация "Права человека: изложение фактов"
дает возможность получить общее представление об основных
международных договорах в области прав человека, а также работе
комитетов или "договорных органов", которые наблюдают за
осуществлением этих договоров государствами-участниками1.

Содержание

Введение................................................................................ 1
Часть I Разработка стандартов в области
прав человека: договоры и
факультативные протоколы к ним ........... 5
Всеобщая декларация прав человека
(1948 год)........................................................... 5
Международная конвенция о ликвидации
всех форм расовой дискриминации
(1965 год)........................................................... 8
Международный билль о правах
человека............................................................. 9
Международный пакт о гражданских и
политических правах (1966 год) ..................... 10
Международный пакт об экономических,
социальных и культурных правах
(1966 год)........................................................... 12
Конвенция о ликвидации всех форм
дискриминации в отношении женщин
(1979 год) ....................................................... 13
Конвенция против пыток и других
жестоких, бесчеловечных или
унижающих достоинство видов
обращения и наказания (1984 год).................. 15
Конвенция о правах ребенка (1989 год) ......... 17
Международная конвенция о защите прав
всех трудящихся-мигрантов и членов их
семей (1990 год) ............................................... 19
Чтение договоров в их совокупности............. 20
Часть II Наблюдение за осуществлением
стандартов в области прав человека:
договорные органы ....................................... 23
Что такое договорные органы? ....................... 23
GE.05-41695 (R) 010705 071005
iv
СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)
Стр.
Чем занимаются договорные органы?............ 25
Рассмотрение докладов государств-
участников договорными органами ............... 26
Обязательство государств
представлять доклады............................... 27
Цель представления докладов ................... 28
Как происходит рассмотрение доклада
государства-участника в каждом
договорном органе?..................................... 30
Важность последующих мер по
выполнению рекомендаций договорных
органов ......................................................... 35
Что происходит в случае, если
государство не представляет свои
доклады? ...................................................... 36
Рассмотрение сообщений отдельных лиц,
утверждающих, что их права были
нарушены государством-участником ............. 38
Кто может представлять сообщения .... 39
Каков порядок представления
сообщений? .................................................. 39
Расследования ................................................... 39
В отношении каких государств могут
проводиться расследования?..................... 40
Процедура проведения расследований ...... 40
Факультативный протокол к Конвенции
против пыток и Подкомитет по
предупреждению............................................... 41
Сообщения государств о нарушении
договора другими государствами ................... 42
v
СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)
Стр.
Урегулирование споров между
государствами в отношении толкования
или применения конвенции.......................... 43
Замечания общего порядка.............................. 43
Дни общей дискуссии/тематическое
обсуждение........................................................ 44
Совещания государств-участников и
совещания с государствами-участниками...... 44
Координация между договорными органами 45
Ежегодное совещание председателей...... 45
Межкомитетское совещание ................... 46
Часть III Дальнейшее развитие системы договоров
Организации Объединенных Наций в
области прав человека................................... 47
Расширение системы договоров в
области прав человека: разработка
новых документов ............................................ 47
Повышение эффективности системы
договоров........................................................... 48
1) Повышение координации между
договорными органами......................... 49
2) Совершенствование системы
представления докладов об
осуществлении договоров...................... 50
Роль системы договоров в области прав
человека в укреплении систем защиты
прав человека на национальном уровне......... 51
Важность процедуры представления
докладов на национальном уровне............. 52
Практические советы и помощь со
стороны договорных органов .................... 53
Дополнительная информация о системе договоров
Организации Объединенных Наций в
области прав человека ........................................... 54
Специальные термины, касающиеся
договорных органов ................................................ 57
Как государство может стать государством -
участником договора............................................... 73

Работа содержит 1 файл

Управление Верховного комиссара Организации.doc

— 419.50 Кб (Скачать)

одинаковую для всех возможность продвижения в работе и

вознаграждение за праздничные дни.

Следует отметить различие между двумя Пактами, связанное

с принципом постепенного осуществления, предусмотренным в

части II Пакта об экономических, социальных и культурных

правах. В статье 2 (1) указывается, что государство-участник

"обязуется […] принять в максимальных пределах имеющихся

Ключевые экономические,

социальные и культурные права:

Право на недискриминацию

Право на труд

Справедливые и благоприятные

условия труда

Профсоюзные права

Право на социальное

обеспечение

Защита семьи

Право на достаточный

жизненный уровень

Право на охрану здоровья

Право на образование

Право на участие в культурной

жизни

13

ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное

осуществление признаваемых [в Пакте] прав". Принцип

постепенного осуществления признает те трудности, с которыми

могут столкнуться государства-участники в силу ограниченности

имеющихся ресурсов. Однако он также предполагает

безотлагательное обязательство принять продуманные, конкретные

и целенаправленные шаги, направленные на полное осуществление

прав Пакта. В Пакте также признается более широкая роль

международного сообщества (статьи 2 (1), 11 (2), 15 (4), 22 и 23),

что является развитием принципов, изложенных в статьях 22 и 28

ВДПЧ.

В части IV содержится требование ко всем государствам-

участникам регулярно представлять доклады в Экономический и

Социальный Совет. В 1985 году Совет создал Комитет по

экономическим, социальным и культурным правам, на который

было возложено наблюдение за осуществлением положений Пакта

(резолюция 1985/17 ЭКОСОС).

Более подробную информацию о МПЭСКП можно найти в

публикации УВКПЧ "Права человека: изложение фактов" № 16

под названием "Комитет по экономическим, социальным и

культурным правам".

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации

в отношении женщин (1979 год)

В 1979 году международное сообщество приняло новый

договор, посвященный

конкретному явлению:

дискриминации в отношении

женщин по признаку пола.

Как и в отношении расовой

дискриминации, в обоих

Пактах содержатся общие

положения о запрещении

дискриминации по признаку

пола. Однако в КЛДЖ более

подробно прорабатывается

вопрос о том, что означает

запрещение дискриминации

Что такое дискриминация против

женщин?

"Любое различие, исключение или

ограничение по признаку пола,

которое направлено на ослабление

или сводит на нет признание,

пользование или осуществление

женщинами, независимо от их

семейного положения, на основе

равноправия мужчин и женщин, прав

человека и основных свобод в

политической, экономической,

социальной, культурной, гражданской

или любой другой области" (статья 1).

14

по признаку пола с точки зрения равенства между женщинами и

мужчинами. В ней затрагивается широкий круг программных и

принципиальных аспектов этот конкретной проблемы.

Формат Конвенции основывается на МКЛРД, однако в ней

содержится ряд новых моментов, отражающих изменения,

произошедшие за 15 лет со времени принятия МКЛРД. Подобно

тому, как МКЛРД начинается с определения расовой

дискриминации, КЛДЖ начинается с определения дискриминации

по признаку пола. В начальных статьях на государства налагаются

обязательства как воздерживаться от дискриминации по признаку

пола в своих действиях, так и принимать меры, направленные на

достижение фактического, а также юридического равенства во всех

сферах жизни, включая искоренение предрассудков, упразднение

обычаев и другой практики в обществе, основанных на

дискриминации. В статье 6 содержится прямое требование к

государствам пресечь все виды торговли женщинами и

эксплуатации проституции женщин, несмотря на то, что эти

явления могут подразумеваться при запрещении рабства и

принудительного труда и в других документах. В статьях 7 и 8

подробно излагаются обязательства по обеспечению того, чтобы

женщины на равных условиях с мужчинами участвовали в

общественной и политической жизни. Статьи 9 и 10 посвящены

равенству в отношении гражданства и образования, а статьи 11, 12

и 13 - правам женщин в области занятости, здравоохранения и

других сферах экономической и социальной жизни. Статья 14, где

общие принципы применяются в отношении конкретного явления,

остается единственным положением договоров, в котором

рассматриваются конкретные проблемы женщин сельских районов.

Статьи 15 и 16 касаются прав на равенство перед законом и в сфере

брака и семейных отношений.

Факультативный протокол к Конвенции, вступивший в силу

в 2000 году, наделяет Комитет компетенцией рассматривать

индивидуальные сообщения и проводить расследования в

отношении государств-участников, признавших компетенцию

Комитета.

15

В части V Конвенции содержится требование ко всем

государствам-участникам регулярно представлять доклады

Комитету по ликвидации дискриминации в отношении женщин,

созданному в соответствии с Конвенцией для наблюдения за

осуществлением положений Договора.

Более подробную информацию о КЛДЖ можно найти в

публикации УВКПЧ "Права человека: изложение фактов" № 22

под названием "Дискриминация в отношении женщин: Конвенция

и Комитет".

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных

или унижающих достоинство видов обращения и наказания

(1984 год)

В 1984 году был принят еще один договор, посвященный

конкретному явлению: пыткам и другим видам жестокого

обращения. В статье 7 МПГПП предусмотрено запрещение пыток

и жестоких, бесчеловечных или

унижающих достоинство

обращения или наказания, однако

Конвенция против пыток идет

гораздо дальше, поскольку в ней

разрабатывается юридическая

система, направленная как на

предупреждение этой практики,

так и на наказание за нее. После

определения пыток в Конвенции

прямо указывается, что никакие

исключительные обстоятельства,

какими бы они ни были, включая

приказ вышестоящего начальника,

не могут служить оправданием

пыток, - запрещение является

абсолютным. С этим тесно

связано содержащееся в статье 3

ключевое запрещение, касающееся

"невозвращения" (non-refoulement):

если существуют серьезные

Что такое пытка?

"…любое действие,

которым какому-либо лицу

умышленно причиняется сильная

боль или страдание, физическое

или нравственное, чтобы

получить от него или от третьего

лица сведения или признания,

наказать его за действие, которое

совершило оно или третье лицо,

или в совершении которого оно

подозревается, а также запугать

или принудить его или третье

лицо или по любой причине,

основанной на дискриминации

любого характера, когда такая

боль или страдание причиняются

государственным должностным

лицом или иным лицом,

выступающим в официальном

качестве, или по их

подстрекательству, или с их

ведома или молчаливого

согласия" (статья 1).

16

основания предполагать, что человеку может угрожать применение

пыток в какой-либо стране, этот человек не может подвергаться

высылке, возвращению или выдаче этой стране. Государства-

участники должны квалифицировать пытки в качестве уголовного

преступления и установить соответствующие наказания.

Поскольку необходимость наказания за пытки выходит за

рамки национальных границ, в статьях 4-9 вводится порядок, в

соответствии с которым государство, в котором совершаются

пытки или граждане которого являются предполагаемыми

преступниками или жертвами, имеет юрисдикцию в отношении

соответствующих преступлений. Такое государство может

запросить выдачу предполагаемого преступника у любой другой

страны, которая - в случае отказа в выдаче - должна сама

предпринять соответствующие уголовно-процессуальные действия

в отношении предполагаемого преступника. Цель этих положений

состоит в лишении лиц, совершивших запрещенные договором

действия, места, где бы они могли спрятаться. Статьи 10 и 11

посвящены вопросам подготовки персонала правоприменительных

органов и методов их деятельности. Вместо общего "права на

эффективное средство правовой защиты" в случае нарушений,

предусматриваемого в других договорах, в статьях 12-14 КПП

предусматривается право на быстрое и беспристрастное

расследование предполагаемых случаев совершения пыток с

предоставлением справедливой и адекватной компенсации

жертвам, включая их полную реабилитацию. Согласно статье 15

показания, добытые под пыткой, не могут использоваться в суде.

Наконец, в статье 16 предусматриваются требования в отношении

государств предотвращать акты жестокого, бесчеловечного или

унижающего достоинство обращения и наказания, которые не

подпадают под определение пытки.

В части II Конвенции содержится требование к каждому

государству-участнику регулярно представлять доклады в Комитет

против пыток, созданный для наблюдения за осуществлением

положений договора. В соответствии со статьями 21 и 22

государства могут также принять решение о признании

компетенции Комитета рассматривать сообщения других

государств-участников или отдельных лиц.

17

Факультативный протокол к Конвенции был принят в

2002 году и вступит в силу после принятия его 20 государствами.

В нем предусматривается система регулярных посещений

международными и национальными органами мест лишения

свободы с целью предупреждения пыток и других видов плохого

обращения.

Более подробную информацию о КПП можно найти в

публикациях УВКПЧ "Права человека: изложение фактов" № 4

под названием "Методы борьбы против пыток" и № 17 под

названием "Комитет против пыток".

Конвенция о правах ребенка (1989 год)

Первым договором, в котором всесторонне рассматриваются

права конкретной группы людей, явилась Конвенция о правах

ребенка. Хотя дети, будучи людьми в возрасте менее 18 лет,

безусловно, пользуются всеми правами человека, изложенными в

других договорах, повторное изложение этих прав с упором на

особые обстоятельства детей в одном всеобъемлющем документе

предоставило возможность для разработки дополнительных

положений, касающихся детей.

Как в статье 24 МПГПП, так и в статье 10 МПЭСКП

предусматривается, что дети имеют право на любые специальные

меры защиты, которые требуются в их положении. В КПР эти

меры излагаются гораздо более подробно. Так, например,

конкретные положения посвящены праву ребенка на сохранение

индивидуальности (статьи 7 и 8), разлучению с родителями

(статья 9), воссоединению семьи (статья 10), незаконному

перемещению детей (статья 11), защите от насилия и

злоупотребления (статья 19) и усыновлению (статья 21).

В статье 22 рассматривается особое положение детей-беженцев.

С учетом особой уязвимости детей подробно прорабатываются

такие вопросы, как защита от экономической эксплуатации

(статья 32), злоупотребление наркотиками (статья 33), сексуальная

эксплуатация (статья 34) и похищение детей, торговля детьми или

их контрабанда (статья 35). Статья 23 непосредственно посвящена

заботе о неполноценных детях. В статье 38 подтверждаются

обязательства государств уважать нормы международного

гуманитарного права в случае вооруженных конфликтов и

содержится требование к ним воздерживаться от вербовки и, когда

это возможно, от использования детей в возрасте менее 15 лет в

качестве солдат в случае вооруженных конфликтов.

18

Помимо положений,

закрепляющих права детей с

точки зрения их защиты, в

КПР были также впервые

затронуты вопросы

осуществления детьми

классических гражданских и

политических прав,

провозглашенных в МПГПП,

и экономических,

социальных и культурных

прав, зафиксированных в

МПЭСКП. Так, например,

дети, несмотря на их возраст

и незрелость, обладают всей

полнотой прав на свободное

выражение своего мнения

(статья 13), на свободу

мысли, совести и религии

(статья 14), на свободу

ассоциации и свободу

мирных собраний (статья 15),

на личную жизнь (статья 16),

на доступ к информации

(статья 17), а также на охрану

здоровья (статья 24),

социальное обеспечение

(статья 26) и на достаточный

жизненный уровень

(статья 27).

Проблемы вовлечения

детей в вооруженные

конфликты, а также торговли

детьми, детской проституции

и детской порнографии более

подробно рассматриваются в

двух факультативных

протоколах к Конвенции,

принятых в 2000 году.

Четыре "общих принципа"

осуществления прав ребенка

Комитет по правам ребенка

выделил четыре общих принципа,

закрепленных в Конвенции,

которыми должны руководствоваться

государства при осуществлении прав

ребенка:

1. Недискриминация:

обязательство государств

уважать и обеспечивать права,

предусмотренные Конвенцией,

за каждым ребенком,

находящимся в пределах их

юрисдикции, без какой-либо

дискриминации (статья 2);

2. Наилучшее обеспечение

интересов ребенка: во всех

действиях в отношении детей

первоочередное внимание

должно уделяться наилучшему

обеспечению интересов ребенка

(статья 3);

3. Право на жизнь, выживание и

здоровое развитие:

неотъемлемое право ребенка на

жизнь и обязательство

государств-участников

обеспечить в максимально

возможной степени выживание

и здоровое развитие ребенка

Информация о работе Права и свободы человека