Права и свободы человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:47, реферат

Описание работы

Настоящая публикация "Права человека: изложение фактов"
дает возможность получить общее представление об основных
международных договорах в области прав человека, а также работе
комитетов или "договорных органов", которые наблюдают за
осуществлением этих договоров государствами-участниками1.

Содержание

Введение................................................................................ 1
Часть I Разработка стандартов в области
прав человека: договоры и
факультативные протоколы к ним ........... 5
Всеобщая декларация прав человека
(1948 год)........................................................... 5
Международная конвенция о ликвидации
всех форм расовой дискриминации
(1965 год)........................................................... 8
Международный билль о правах
человека............................................................. 9
Международный пакт о гражданских и
политических правах (1966 год) ..................... 10
Международный пакт об экономических,
социальных и культурных правах
(1966 год)........................................................... 12
Конвенция о ликвидации всех форм
дискриминации в отношении женщин
(1979 год) ....................................................... 13
Конвенция против пыток и других
жестоких, бесчеловечных или
унижающих достоинство видов
обращения и наказания (1984 год).................. 15
Конвенция о правах ребенка (1989 год) ......... 17
Международная конвенция о защите прав
всех трудящихся-мигрантов и членов их
семей (1990 год) ............................................... 19
Чтение договоров в их совокупности............. 20
Часть II Наблюдение за осуществлением
стандартов в области прав человека:
договорные органы ....................................... 23
Что такое договорные органы? ....................... 23
GE.05-41695 (R) 010705 071005
iv
СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)
Стр.
Чем занимаются договорные органы?............ 25
Рассмотрение докладов государств-
участников договорными органами ............... 26
Обязательство государств
представлять доклады............................... 27
Цель представления докладов ................... 28
Как происходит рассмотрение доклада
государства-участника в каждом
договорном органе?..................................... 30
Важность последующих мер по
выполнению рекомендаций договорных
органов ......................................................... 35
Что происходит в случае, если
государство не представляет свои
доклады? ...................................................... 36
Рассмотрение сообщений отдельных лиц,
утверждающих, что их права были
нарушены государством-участником ............. 38
Кто может представлять сообщения .... 39
Каков порядок представления
сообщений? .................................................. 39
Расследования ................................................... 39
В отношении каких государств могут
проводиться расследования?..................... 40
Процедура проведения расследований ...... 40
Факультативный протокол к Конвенции
против пыток и Подкомитет по
предупреждению............................................... 41
Сообщения государств о нарушении
договора другими государствами ................... 42
v
СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)
Стр.
Урегулирование споров между
государствами в отношении толкования
или применения конвенции.......................... 43
Замечания общего порядка.............................. 43
Дни общей дискуссии/тематическое
обсуждение........................................................ 44
Совещания государств-участников и
совещания с государствами-участниками...... 44
Координация между договорными органами 45
Ежегодное совещание председателей...... 45
Межкомитетское совещание ................... 46
Часть III Дальнейшее развитие системы договоров
Организации Объединенных Наций в
области прав человека................................... 47
Расширение системы договоров в
области прав человека: разработка
новых документов ............................................ 47
Повышение эффективности системы
договоров........................................................... 48
1) Повышение координации между
договорными органами......................... 49
2) Совершенствование системы
представления докладов об
осуществлении договоров...................... 50
Роль системы договоров в области прав
человека в укреплении систем защиты
прав человека на национальном уровне......... 51
Важность процедуры представления
докладов на национальном уровне............. 52
Практические советы и помощь со
стороны договорных органов .................... 53
Дополнительная информация о системе договоров
Организации Объединенных Наций в
области прав человека ........................................... 54
Специальные термины, касающиеся
договорных органов ................................................ 57
Как государство может стать государством -
участником договора............................................... 73

Работа содержит 1 файл

Управление Верховного комиссара Организации.doc

— 419.50 Кб (Скачать)


Управление Верховного комиссара Организации

Объединенных Наций по правам человека

Права человека

Система договоров Организации Объединенных Наций

в области прав человека

Основные договоры в области прав человека

и договорные органы: введение

Изложение фактов№ 30

 

iii

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Сокращения................................................................. vi

Введение................................................................................ 1

Часть I Разработка стандартов в области

прав человека: договоры и

факультативные протоколы к ним ........... 5

Всеобщая декларация прав человека

(1948 год)........................................................... 5

Международная конвенция о ликвидации

всех форм расовой дискриминации

(1965 год)........................................................... 8

Международный билль о правах

человека............................................................. 9

Международный пакт о гражданских и

политических правах (1966 год) ..................... 10

Международный пакт об экономических,

социальных и культурных правах

(1966 год)........................................................... 12

Конвенция о ликвидации всех форм

дискриминации в отношении женщин

(1979 год) ....................................................... 13

Конвенция против пыток и других

жестоких, бесчеловечных или

унижающих достоинство видов

обращения и наказания (1984 год).................. 15

Конвенция о правах ребенка (1989 год) ......... 17

Международная конвенция о защите прав

всех трудящихся-мигрантов и членов их

семей (1990 год) ............................................... 19

Чтение договоров в их совокупности............. 20

Часть II Наблюдение за осуществлением

стандартов в области прав человека:

договорные органы ....................................... 23

Что такое договорные органы? ....................... 23

GE.05-41695 (R) 010705 071005

iv

СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)

Стр.

Чем занимаются договорные органы?............ 25

Рассмотрение докладов государств-

участников договорными органами ............... 26

Обязательство государств

представлять доклады............................... 27

Цель представления докладов ................... 28

Как происходит рассмотрение доклада

государства-участника в каждом

договорном органе?..................................... 30

Важность последующих мер по

выполнению рекомендаций договорных

органов ......................................................... 35

Что происходит в случае, если

государство не представляет свои

доклады? ...................................................... 36

Рассмотрение сообщений отдельных лиц,

утверждающих, что их права были

нарушены государством-участником ............. 38

Кто может представлять сообщения .... 39

Каков порядок представления

сообщений? .................................................. 39

Расследования ................................................... 39

В отношении каких государств могут

проводиться расследования?..................... 40

Процедура проведения расследований ...... 40

Факультативный протокол к Конвенции

против пыток и Подкомитет по

предупреждению............................................... 41

Сообщения государств о нарушении

договора другими государствами ................... 42

v

СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)

Стр.

Урегулирование споров между

государствами в отношении толкования

или применения конвенции.......................... 43

Замечания общего порядка.............................. 43

Дни общей дискуссии/тематическое

обсуждение........................................................ 44

Совещания государств-участников и

совещания с государствами-участниками...... 44

Координация между договорными органами 45

Ежегодное совещание председателей...... 45

Межкомитетское совещание ................... 46

Часть III Дальнейшее развитие системы договоров

Организации Объединенных Наций в

области прав человека................................... 47

Расширение системы договоров в

области прав человека: разработка

новых документов ............................................ 47

Повышение эффективности системы

договоров........................................................... 48

1) Повышение координации между

договорными органами......................... 49

2) Совершенствование системы

представления докладов об

осуществлении договоров...................... 50

Роль системы договоров в области прав

человека в укреплении систем защиты

прав человека на национальном уровне......... 51

Важность процедуры представления

докладов на национальном уровне............. 52

Практические советы и помощь со

стороны договорных органов .................... 53

Дополнительная информация о системе договоров

Организации Объединенных Наций в

области прав человека ........................................... 54

Специальные термины, касающиеся

договорных органов ................................................ 57

Как государство может стать государством -

участником договора............................................... 73

vi

Сокращения

Договоры и факультативные протоколы

ВДПЧ Всеобщая декларация прав человека

КПП Конвенция против пыток и других жестоких,

бесчеловечных или унижающих достоинство

видов обращения и наказания

КЛДЖ Конвенция о ликвидации всех форм

дискриминации в отношении женщин

МПГПП Международный пакт о гражданских и

политических правах

МКЛРД Международная конвенция о ликвидации всех

форм расовой дискриминации

МПЭСКП Международный пакт об экономических,

социальных и культурных правах

КПР Конвенция о правах ребенка

МКПТМ Международная конвенция о защите прав всех

трудящихся-мигрантов и членов их семей

КПР-ФПВК Факультативный протокол к КПР, касающийся

участия детей в вооруженных конфликтах

КПР-ФПТД Факультативный протокол к КПР, касающийся

торговли детьми, детской проституции и детской

порнографии

МПГПП-ФП1 Факультативный протокол к МПГПП (об

индивидуальных сообщениях)

МПГПП-ФП2 Второй Факультативный протокол к МПГПП,

направленный на отмену смертной казни

ФПКПП Факультативный протокол к Конвенции против

пыток

Договорные органы

КПП Комитет против пыток

КЛДЖ Комитет по ликвидации дискриминации в

отношении женщин

КЛРД Комитет по ликвидации расовой дискриминации

КЭСКП Комитет по экономическим, социальным и

культурным правам

КТМ Комитет по защите прав всех трудящихся-

мигрантов и членов их семей

КПР Комитет по правам ребенка

КПЧ Комитет по правам человека

vii

Органы Организации Объединенных Наций

КПЧ Комиссия по правам человека

ОУЖ Отдел по улучшению положения женщин

ДЭСВ Департамент по экономическим и социальным

вопросам

ЭКОСОС Экономический и Социальный Совет

ФАО Продовольственная и сельскохозяйственная

организация Объединенных Наций

МБТ Международное бюро труда

МОТ Международная организация труда

УКГД Управление по координации гуманитарной

деятельности

УВКПЧ Управление Верховного комиссара Организации

Объединенных Наций по правам человека

ЮНЭЙДС Объединенная программа Организации

Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу

ЮНЕСКО Организация Объединенных Наций по вопросам

образования, науки и культуры

ПРООН Программа развития Организации Объединенных

Наций

ЮНФПА Фонд Организации Объединенных Наций в

области народонаселения

ООН-Хабитат Программа Организации Объединенных Наций

по населенным пунктам

УВКБ Управление Верховного комиссара Организации

Объединенных Наций по делам беженцев

ЮНИСЕФ Детский фонд Организации Объединенных

Наций

ЮНИФЕМ Фонд Организации Объединенных Наций для

развития в интересах женщин

ВОЗ Всемирная организация здравоохранения

Прочие

Ст. Статья

ЦРДТ Цели развития, сформулированные в Декларации

тысячелетия

НПО Неправительственные организации

НПЗУ Национальные правозащитные учреждения

viii

1

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая публикация "Права человека: изложение фактов"

дает возможность получить общее представление об основных

международных договорах в области прав человека, а также работе

комитетов или "договорных органов", которые наблюдают за

осуществлением этих договоров государствами-участниками1.

В семи основных договорах о правах человека устанавливаются

международные стандарты защиты и поощрения прав человека, к

которым государства могут присоединиться, став участником

каждого договора. Каждое государство-участник обязуется

принять меры по обеспечению того, чтобы все жители этого

государства могли пользоваться правами, изложенными в

договоре. Договорный орган помогает им в этом, осуществляя

наблюдение за выполнением договора и вынося рекомендации о

дальнейших действиях. Хотя каждый договор является отдельным

правовым документом, который государства могут принять или не

принять, а каждый договорный орган представляет собой комитет

экспертов, не зависимый от других комитетов, в настоящей

брошюре представляется "система договоров" Организации

Объединенных Наций в области прав человека. То, в какой

степени договоры и договорные органы могут функционировать

вместе как система, зависит от двух факторов: во-первых,

государства должны принять все основные международные

договоры в области прав человека как систему и ввести их

положения в действие (всеобщая и действительная ратификация);

и во-вторых, договорные органы должны координировать свою

деятельность, с тем чтобы выработать последовательный и

1 Стало принято называть комитеты, созданные в соответствии с

договорами, "договорными органами" по правам человека, хотя в

положениях каждого договора говорится исключительно о

соответствующем "комитете". Следует отметить, что КЭСКП технически

не является договорным органом, поскольку он был создан не

непосредственно в соответствии с положениями Пакта, а на основании

резолюции ЭКОСОС. Тем не менее исходя из соображений удобства

термин "договорный орган" используется в настоящем документе для

описания каждого из семи комитетов, осуществляющих наблюдение за

выполнением договоров в области прав человека.

2

системный подход к наблюдению за осуществлением прав

человека на национальном уровне.

УВКПЧ опубликовало брошюры "Права человека:

изложение фактов" непосредственно по каждому из семи основных

договоров, причем в каждую из брошюр включена информация о

соответствующих договорных органах. Те, кто интересуется

каким-либо конкретным договором или договорным органом,

должен обратиться к этим публикациям, перечисленным на стр. 87.

В настоящей брошюре "Права человека: изложение фактов"

используется более общий подход, предусматривающий обзор всех

договоров и договорных органов с целью определить, в какой

степени они могут функционировать и функционируют вместе в

качестве единой, целостной и комплексной системы поощрения и

защиты прав человека.

В части I представляются семь основных договоров в области

прав человека, действующих в настоящее время. Эти договоры

являются результатом более полувековой непрерывной работы,

проводившейся со времени принятия без возражений Всеобщей

декларации прав человека Генеральной Ассамблеей Организации

Объединенных Наций в 1948 году.

В части II рассказывается о работе семи договорных органов

по правам человека, созданных в соответствии с положениями

указанных договоров. Эти договорные органы занимаются

наблюдением за осуществлением изложенных в договорах прав

государствами, которые приняли эти договоры. Система

договорных органов является ключевым институтом, в рамках

которого государства должны вести на международных форумах

строгий, но конструктивный диалог о положении дел в области

осуществления прав человека на национальном уровне. Все

договорные органы рассматриваются вместе с уделением особого

внимания общим элементам их мандатов и методов работы;

об индивидуальных отличиях можно получить представление,

ознакомившись с соответствующей конкретной брошюрой "Права

человека: изложение фактов".

3

Часть III посвящена проблемам, с которыми сталкивается

система договоров в области прав человека. В ней

рассматриваются предпринимаемые усилия по повышению

эффективности системы, в частности путем упорядочения

процедур представления докладов государствами. Обсуждаются

также те последствия, которые будет иметь для системы договоров

новый подход, связанный с уделением особого внимания созданию

и поддержке национальных систем защиты.

Для оказания помощи читателям в ознакомлении с

используемой терминологией прилагается также глоссарий

специальных терминов, применяемых в связи с договорами и их

договорными органами.

Во Всеобщей декларации прав человека прямо говорится, что

все права человека неделимы и взаимосвязаны и что каждому

праву следует придавать одинаковое значение. Все государства

имеют обязательство поощрять уважение к правам и свободам,

изложенным в Декларации, и принимать - как на национальном,

так и на международном уровне - меры по обеспечению их

всеобщего и эффективного признания и соблюдения. Семью

договорами о правах человека образуется всеобъемлющая правовая

основа, базируясь на которой государства могут при поддержке

договорных органов соблюдать свои обязательства по поощрению

и защите универсальных прав человека.

4

5

Часть I

Разработка стандартов в области прав человека: договоры и

факультативные протоколы к ним

Международное сообщество стало обращать внимание на

вопросы защиты прав человека в начале XX века. В Лиге Наций,

созданной после окончания Первой мировой войны, были

Информация о работе Права и свободы человека