Правоведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 19:06, шпаргалка

Описание работы

шпоргалки по правоведению 1 курс

Работа содержит 46 файлов

Государство понятие признаки.docx

— 14.05 Кб (Открыть, Скачать)

Гражданское правоотношение общая характеристика. Объекты и субъекты..docx

— 12.24 Кб (Открыть, Скачать)

Дисциплинарное взыскание. Порядок применения дисциплинарных взысканий.docx

— 13.49 Кб (Открыть, Скачать)

Договор, понятие виды. Общий порядок заключения.docx

— 11.50 Кб (Открыть, Скачать)

Зарплата. Нормирование труда..docx

— 13.14 Кб (Открыть, Скачать)

Источники права.docx

— 12.45 Кб (Открыть, Скачать)

Наследственное право.docx

— 12.18 Кб (Открыть, Скачать)

Обращения граждан.docx

— 12.63 Кб (Открыть, Скачать)

Основы правого статуса личности РФ.docx

— 14.82 Кб (Открыть, Скачать)

Понятие преступления и его виды в уголовном праве.docx

— 13.89 Кб (Открыть, Скачать)

Понятие соучастия в преступлении. Виды соучастников..docx

— 14.84 Кб (Открыть, Скачать)

Понятие уголовной ответственности. Система уголовных наказаний..docx

— 13.35 Кб (Открыть, Скачать)

Понятие, задачи и принципы уголовного права..docx

— 15.90 Кб (Открыть, Скачать)

Понятие, предмет, метод и источники информационного права..docx

— 11.79 Кб (Открыть, Скачать)

Понятие, структура, классификация норм права..docx

— 14.02 Кб (Открыть, Скачать)

Право понятие, признаки, принципы.docx

— 11.94 Кб (Открыть, Скачать)

Правовое государство, понятие, признаки.docx

— 14.45 Кб (Открыть, Скачать)

Правонарушение. Понятие, структура, виды..docx

— 12.88 Кб (Открыть, Скачать)

Правоотношение, понятие, содержание, структура, виды..docx

— 12.26 Кб (Открыть, Скачать)

Предмет и система гражданского права.docx

— 13.00 Кб (Открыть, Скачать)

Предмет и система конституционного права.docx

— 11.71 Кб (Открыть, Скачать)

Предмет, метод и система административного права..docx

— 14.72 Кб (Открыть, Скачать)

Рабочее время. Понятие и виды времени отдыха..docx

— 14.50 Кб (Открыть, Скачать)

Система права.docx

— 12.94 Кб (Открыть, Скачать)

Специальные административно-правовые статусы..docx

— 14.62 Кб (Открыть, Скачать)

Судимость, амнистия, помилование..docx

— 12.70 Кб (Открыть, Скачать)

Теории происхождения государства.docx

— 13.17 Кб (Открыть, Скачать)

Трудового правоотношения, понятие, структура, субъекты..docx

— 12.69 Кб (Открыть, Скачать)

Трудовой договор. понятие, стороны и содержание, общий порядок заключения..docx

— 21.05 Кб (Открыть, Скачать)

Трудовые споры понятие и виды. Общий порядок разрешения..docx

— 14.94 Кб (Открыть, Скачать)

Форма государства Понятие и элементы.docx

— 11.22 Кб (Открыть, Скачать)

Характеристика РФ как правового государства.docx

— 12.29 Кб (Открыть, Скачать)

Юридическая ответственность. Понятие, признаки, принципы, виды..docx

— 13.24 Кб (Открыть, Скачать)

Юридические факты.docx

— 11.90 Кб (Открыть, Скачать)

Акты гражданского состояния.docx

— 14.49 Кб (Открыть, Скачать)

Гражданско-правовая ответственность. Защита гражданских прав..docx

— 12.71 Кб (Открыть, Скачать)

Конституция Российской Федерации.docx

— 12.56 Кб (Открыть, Скачать)

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ.docx

— 12.92 Кб (Открыть, Скачать)

Понятие, виды, форма и условия действительности сделок. Недействительные сделки и их виды..docx

— 13.60 Кб (Открыть, Скачать)

Понятие, предмет, метод и источники семейного права РФ. Права и обязанности детей и родителей..docx

— 20.19 Кб (Открыть, Скачать)

Понятие, цели и основания применения административного наказания..docx

— 13.60 Кб (Открыть, Скачать)

Право интеллектуальной собственности.docx

— 14.31 Кб (Открыть, Скачать)

Право собственности, понятие, содержание, основания приобретения и прекращения, защита..docx

— 15.46 Кб (Открыть, Скачать)

Предмет, метод и система трудового права России. Трудовой кодекс РФ..docx

— 14.59 Кб (Открыть, Скачать)

Субъект преступления в уголовном праве.docx

— 13.53 Кб (Открыть, Скачать)

Субъекты административного права.docx

— 19.05 Кб (Скачать)

Субъекты  административного  права. Административно-правовой статус граждан

     Понятие субъекта права достаточно полно разработано в теории права. Субъект административного права - это лицо, которое является потенциальным участником административного правоотношения, отвечающее особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм. Субъект административного права - это участник, активный или пассивный, процесса государственного управления, наделенный в связи с этим комплексом прав и обязанностей, составляющих его административно-правовой статус.

     Как и в любой другой отрасли  права, субъект административного  права - это человек (физическое  лицо) или коллектив (организация), которые наделены специфическим  статусом, превращающим человека  или коллектив людей в гражданина (иностранного гражданина, лицо без  гражданства), организацию, объединение  и орган исполнительной власти.

   Виды. В.М. Манохин, Ю.С. Адушкин и З.А. Багишаев разделяют субъектов административного права на две группы: физические лица и организации (в основу такого разделения положены как различия в выражении воли и интереса (одно лицо и коллектив лиц), так и в наборе, комплексе полномочий субъектов). Физические лица, в свою очередь, подразделяются авторами на четыре вида, за основу выделения которых приняты связь лица с данным государством и производный от этого объем прав и обязанностей лица:

     личность;

     гражданин;

     иностранный гражданин;

     лицо без гражданства.

     Организации как субъекты административного  права также разделены на виды  и группы:

     государственные (выполняют задачи, функции и полномочия, порученные  им государством, базируются на  государственной собственности  и управляются государством): органы  государства, государственные предприятия  и учреждения;

     негосударственные (не выполняют  государственных задач и функций,  не финансируются государством  и им не управляются): общественные  объединения граждан (профсоюзы,  спортивные организации и другие), кооперативные объединения, объединения  по другим интересам и т.д.*(108)

     Ю.А. Старилов предлагает аналогичную  классификацию субъектов. В ней  субъекты подразделяются, прежде  всего, на индивидуальные и  коллективные субъекты административного  права. Индивидуальными субъектами  являются граждане Российской  Федерации, иностранные граждане  и лица без гражданства, а  также государственный служащий  или должностное лицо. Коллективные  субъекты административного права  понимаются автором как группы  людей, являющиеся организациями  (государственными, негосударственными, частными, общественными). Все организации  также подразделяются автором  на государственные и негосударственные 

     Итак, субъекты административного  права - это:

     физические лица, наделенные конкретным  административно-правовым статусом  или их совокупностью (гражданин,  государственный служащий, пенсионер,  преподаватель и т.п.); 
 

Административно-правовой статус граждан

   Для начала необходимо разобраться, что  такое административно-правовой статус. Из теории права известно, что правовой статус личности или организации - это  совокупность всех присущих ей прав и  обязанностей, закрепленных нормами  права того или иного государства, а также признаваемыми этим государством нормами международного права. Элементом  правового статуса является закрепленная этими нормами правосубъектность  физического лица или организации. Последняя состоит из двух ключевых звеньев: правоспособности и дееспособности.

    Административно-правовой  статус, в свою очередь, это  совокупность прав и обязанностей  физического или юридического  лица, закрепленных за ним нормами  административного права. Его  неотъемлемыми элементами также  выступает административная правосубъектность,  т.е. сочетание правоспособности  и дееспособности субъекта административного  права. 

   Определение административно-правового статуса  гражданина неотделимо от уяснения понятия "гражданство". В настоящее  время основополагающие вопросы  гражданства установлены ст. 6 Конституции  РФ:

   гражданство Российской Федерации приобретается  и прекращается в соответствии с  федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований  приобретения;

   каждый  гражданин Российской Федерации  обладает на ее территории всеми правами  и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации;

   гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или  права изменить его.

   Статья 3 Закона о гражданстве определяет гражданство  как устойчивую правовую связь лица с РФ, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Статьей 4 данного Закона определены принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства:

   гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований  его приобретения;

   проживание  гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации  не прекращает его гражданства Российской Федерации;

   гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации  или права изменить его;

   гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации  или выдан иностранному государству;

   Приобретение  гражданства РФ регламентировано гл. II Закона о гражданстве, которое  может быть приобретено:

   а) по рождению;

   б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

   в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

   г) по иным основаниям, предусмотренным Законом  о гражданстве или международным  договором Российской Федерации.

   Административно-правовой статус гражданина складывает из четырех  взаимосвязанных подсистем. Прежде всего это административно-правовой статус личности (человека), характеризуемый  комплексом прав и гарантий, декларируемых  Конституцией РФ, актами международного права, находящими конкретизацию в  нормах административного права, и  реализуемых посредством участия  гражданина в административно-правовых отношениях. Это такие права, как  право на жизнь, на равенство перед  законом и судом, на достоинство, на свободу и личную неприкосновенность, и другие. Вместе с тем, давая характеристику административно-правовому статусу  личности, нельзя забывать и комплекса  обязанностей, в числе которых  можно выделить заботу о сохранении исторического и культурного  наследия, сбережение памятников истории  и культуры; уплату законно установленных  налогов и сборов; сохранение природы  и окружающей среды, бережное отношение  к природным богатствам.

   Второй  подсистемой является административно-правовой статус собственно гражданина. Именно здесь принципиальное значение имеет  устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в наличии  гражданства. Особенностью административно-правового  статуса собственно гражданина является то, что данный статус включает в  себя права и обязанности, которыми не обладают лица, имеющие гражданство (подданство) иного государства, а  также лица без гражданства. Так, только граждане РФ имеют право на равный доступ к государственной  службе, могут занимать определенные должности и осуществлять определенные виды деятельности, например быть нотариусами, частными детективами, а также обладают конституционным правом на беспрепятственное  возвращение на территорию РФ.

   Вместе  с тем наличие гражданства  обусловливает и специфические  обязанности, наиболее ярким примером которых является закрепленная ст. 59 Конституции РФ обязанность граждан  РФ защищать Отечество.

   Третий  уровень административно-правового  статуса - социальный статус. Статья 19 Конституции РФ закрепляет 3 фундаментальных  положения, которые должны учитываться  при оценке содержания социального  статуса гражданина. Так, в соответствии:

   с ч. 1 ст. 19 все равны перед законом и  судом;

   с ч. 2 ст. 19 государство гарантирует равенство  прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места  жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения  прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или  религиозной принадлежности;

   с ч. 3 ст. 19 мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности  для их реализации.

   К числу  особенностей административно-правового  статуса граждан необходимо отнести  ряд административных наказаний, предусмотренных  КоАП РФ исключительно в отношении  граждан. При этом отметим, что, говоря об этих видах наказаний, мы будем  использовать понятие "гражданин" в широком смысле, так как данным наказаниям могут быть подвергнуты  и иностранный гражданин, и лицо без гражданства. Еще одним проявлением  факультативного статуса может  служить статус, обусловленный совершением  гражданином определенных действий, носящих, как правило, временный  характер. Примерами могут быть статусы  пешехода, туриста, авиапассажира.

   Статьей 3.8 КоАП РФ определяется один из видов  административных наказаний, которые  могут применяться только к физическим лицам, иными словами, к гражданам  в широком значении. Лишение физического  лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается  за грубое или систематическое нарушение  порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Лишение  специального права назначается  судьей. Срок лишения не может быть менее 1 месяца и более 2 лет.

   Вторым  примером административных наказаний, применение которых возможно только в отношении физических лиц, является административный арест. В соответствии со ст. 3.9 КоАП РФ он заключается в  содержании нарушителя в условиях изоляции от общества сроком до 15 суток, а за нарушение режима чрезвычайного  положения или правового режима контртеррористической операции - до 30 суток.

   Административный  арест назначается судьей, причем лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей  в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим  возраста 18 лет, инвалидам I и II групп. Так, неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего  в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы  РФ в соответствии со ст. 18.7 КоАП РФ влечет наложение административного  штрафа в размере от 10 до 15 минимальных  размеров оплаты труда или административный арест на срок до 15 суток.

Информация о работе Правоведение