Правовой статус несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 14:16, дипломная работа

Описание работы

В законодательстве РФ уделяется немало внимания вопросам гражданско-правового положения несовершеннолетних. Россия является участником международных конвенций, касающихся данных вопросов, в связи с чем закономерно обновление Российского законодательства в целях вхождения нашей страны в международное правовое пространство и приведения внутреннего законодательства в соответствие с международно-правовыми стандартами.

Работа содержит 1 файл

diplom.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

Вместе с тем в общем массиве документов, имеющих международное значение и предназначенных для не­совершеннолетних детей, Конвенция "О правах ре­бенка" занимает особое место. Как международный договор, к которому присоединилась Российская Фе­дерация, она согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ имеет приоритетное значение.(Х, с. 15)

Кроме того, идеи этой Конвенции непосредственно касаются общечелове­ческих проблем. Не случайно ее называют "Великой хартией вольности для детей",  "Мировой Конститу­цией прав ребенка". Не менее важно ее значение для охраны прав ребенка в семье, что имеет особое зна­чение для современной России, которой предстоит, во-первых, полностью возродить понимание семьи как непреходящей ценности, во-вторых, в корне изменить сложившееся веками патриархальное пред­ставление о подчиненном положении несовершенно­летнего в семье.

 

Гражданско-правовое положение несовершеннолетних в Российском законодательстве регулируется: международными правовыми актами, краткая характеристика которых дана выше, а также Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом, Семейным Кодексом и рядом Федеральных Законов РФ, носящих комплексный характер, в которых в той или иной степени определяется положение несовершеннолетних.

Основы правового статуса личности в целом и ребенка в частности  в Российской Федерации закреп­лены в главе 2 Конституции России; Законе РФ "О гражданстве Россий­ской Федерации"  других законодательных актах Российской Федера­ции и ее субъектов.

В статье 64 Конституции России зафиксирован правовой статус лич­ности, основанный на правах и свободах, утвержденных в главе 2 Конституции. (4, с. 23) Личный статус выражает индивидуальное существование человека и гражданина в конкретных правоотношениях, в которых он состоит (семейные, трудовые, имущественные и т.д.). Личный статус изменяется в течение человеческой жизни (статус ребенка, трудоспособ­ной личности, инвалида, пенсионера).

Гражданский кодекс Российской Федерации принятый 21 октября 1994 года определяет такие положения в отношении несовершеннолетних, как правоспособность и дееспособность, регламентирует проблемы эмансипации. В отличии от ранее действовавшего ГК, новый ГК выделяет особую группу –несовершеннолетние от 14 до 18 лет.(5, с.61) Это связано с тем, что в условиях рыночной экономики несовершеннолетние вовлечены в имущественные и иные отношения (занимаются предпринимательством, участвуют в производстве и т.д.), поэтому новый ГК значительно расширил рамки их дееспособности. ГК ввел  новеллу – эмансипация. (5, с. 62) Введение этого института диктовалось реалиями рыночной экономики.

Семейный Кодекс Российской Федерации, вступивший в силу  с 1 марта 1996 года в ст. 1 устанавливает, что семья, материнство и детство находятся по защитой государства. Отличительной особенностью Кодекса является то, что, например по сравнению с Кодексом о браке и семье 1969 года, он не содержит норм, носящих чисто декларативный характер, предписания нравственного содержания сведены к минимуму, устранена чрезмерная лаконичность ряда статей, особенно тех, которые посвящены детям.  Подтверждением этому является содержание  гл.11 Кодекса "Права несовершеннолетних детей".   Так, в частности, гл. 11 Кодекса особо выделяет имущественные права ребенка (право собственности на принадлежащее ему имущество, право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом родителей при совместном проживании). Новшеством является норма о праве ребенка на защиту его законных прав и интересов ст.56 "Право ребенка на защиту" (7, с.20) и, что особенно важно – право на самостоятельное обращение в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд.

Федеральный Закон от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"   устанавливает основные га­рантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Консти­туцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально - экономических условий для реализации прав и законных интересов ре­бенка. (11, с.4)

Государство признает детство важным этапом жизни человека и ис­ходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патрио­тизма и гражданственности.

Указанный закон впервые определяет важнейшие в рассматриваемой сфере правоотношений понятия. Такие, например, как:  

    ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);

    дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации; 

    дети, оставшиеся без попечения родителей;

    дети - инвалиды;

    дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;

    дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катаст­роф, стихийных бедствий;

    дети из семей беженцев и вынужденных пере­селенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

    дети - жертвы насилия;

    дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в вос­питательных колониях;

    дети, находящиеся в специальных учебно-вос­питательных учреждениях;

    дети, проживающие в малоимущих семьях;

    дети с отклонениями в поведении;

    дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и кото­рые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

 

Помимо вышеперечисленных, ряд  норм касающихся гражданско-правового положения несовершеннолетних содержится и во многих  других  законодательных актах  РФ.

Например, Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определяет права несовершеннолетних членов семьи военнослужащего на бесплатный проезд к месту проведения отпуска и обратно; получение медицинской помощи в военных лечебных учреждениях и т.д., устанавливает льготы при поступлении военные  образовательные учреждения.

Федеральный Закона от 21 июля 1997 года N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" определяет право  несовершеннолетних граждан на жилые помещения. (14, с. 234)

1.3 Общая характеристика правового статуса несовершенно­летних граждан.

Нормы права, непосредственно посвященные правам несовершен­нолетних детей, впервые появились в российском законодательстве лишь с принятием Семейного кодекса. До этого времени права детей рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей. При этом часто несовершеннолетние в силу недееспособности оказывались не в положении самостоятельных носителей прав, а в положении  пассивных объектов родительской заботы. Включение в Семейный кодекс отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, явилось  шагом на пути преодоления такого подхода.

Основы правового статуса личности в Российской Федерации закреп­лены в главе 2 Конституции России; Законе РФ "О гражданстве Россий­ской Федерации" других законодательных актах Российской Федера­ции и ее субъектов.

В статье 64 Конституции России зафиксирован правовой статус лич­ности, основанный на правах и свободах, утвержденных в главе 2 Конституции. Личный статус выражает индивидуальное существование человека и гражданина в конкретных правоотношениях, в которых он состоит (семейные, трудовые, имущественные и т.д.). Личный статус изменяется в течение человеческой жизни (статус ребенка, трудоспособ­ной личности, инвалида, пенсионера).

Конституция России провозглашает равенство прав и свобод челове­ка и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к обще­ственным объединениям, а также других обстоятельств, запрещает лю­бые формы ограничения граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. (4, с. 11)

Представляется уместным  определить  поня­тийную базу и правовую основу рассматриваемого явления – гражданско-правовой статус несовершеннолетнего гражданина России.

Толковый словарь русского языка определяет объем понятий следующим образом:

                            "несовершеннолетний" - не достиг­ший совершеннолетия;

                            "совершеннолетие" - возраст, по достижении которого человек становится дееспособным гражданином;

                            "совершен­нолетний" - достигший совершеннолетия. (30, с.10)

Определение понятия ребенка дается в ст. 1 Конвенции и в п. 1 54 СК. По российскому законодательству ребенком является лицо, не достигшее 18 лет. Признание ребенка полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, в том числе его эмансипация, не влияет, за исключением случаев, указанных в законе, на возможность рассматривать его в качестве ребенка.

Принятый в 1998 году Федеральный Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" устанавливает основные га­рантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Консти­туцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально - экономических условий для реализации прав и законных интересов ре­бенка. (11, с. 5)

Государство признает детство важным этапом жизни человека и ис­ходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патрио­тизма и гражданственности.

Указанный закон впервые определяет важнейшие в рассматриваемой сфере правоотношений понятия. Такие, например, как:  

    ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);

    дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации; 

    дети, оставшиеся без попечения родителей;

    дети - инвалиды;

    дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;

    дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катаст­роф, стихийных бедствий;

    дети из семей беженцев и вынужденных пере­селенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

    дети - жертвы насилия;

    дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в вос­питательных колониях;

    дети, находящиеся в специальных учебно-вос­питательных учреждениях;

    дети, проживающие в малоимущих семьях;

    дети с отклонениями в поведении;

    дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и кото­рые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Глава 2 Конституции Российской Федерации по сравнению с другими главами имеет особый механизм защиты, поскольку Российская Феде­рация приняла на себя обязательства соблюдать Всеобщую декларацию прав человека, пакты о правах, ряд конвенций, среди которых Конвен­ция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенция о правах ре­бенка.

К признакам, которые обусловливают специальную правосубъект­ность несовершеннолетних граждан России, в первую очередь следует отнести возраст этой категории граждан. С возрастным признаком не­разрывно связаны основные элементы, составляющие правовой статус гражданина: правоспособность и дееспособность. Причем, для того, чтобы с помощью правовых норм обозначить правовой статус несовер­шеннолетнего в совокупности присущих ему прав, обязанностей, осо­бого (с точки зрения охраны его прав и законных интересов государством) положения в обществе, целесообразно использовать категории правоспособности и дееспособности в их административно-правовом и гражданско-правовом понимании.

В соответствии с темой дипломной работы  необходимо  сформулировать юридичес­кую модель правового статуса несовершеннолетнего гражданина, та­кой подход представляется вполне оправданным. К тому же большая часть и прав и обязанностей, приобретаемых несовершеннолетними в гражданско-правовой сфере, как впрочем и в других сферах, регулируе­мых семейным, жилищным и другими отраслями права, реализуются затем непосредственно через взаимодействие с органами исполнитель­ной власти, то есть в сфере, регулируемой нормами административного права. Таким образом, правовое регулирование статуса несовершенно­летнего гражданина осуществляется с помощью разнообразных право­вых средств.

Важно определить место, которое занимают несовершеннолет­ние среди других индивидуальных субъектов гражданско-пра­вовых отношений. Учитывая чрезвычайную социальную значимость проблемы воспи­тания подрастающего поколения, с одной стороны, и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, с другой, представ­ляется, что для обоснования выделения их в качестве категории граж­дан, обладающих специальным административно-правовым статусом, могут быть взяты следующие положения:

1. Неполная правосубъектность несовершеннолетних граждан порож­дает особый характер взаимодействия этой категории с системой ис­полнительной власти, в связи с чем необходим особый процессуальный порядок правового регулирования статуса несовершеннолетних;

Информация о работе Правовой статус несовершеннолетних