Правовые основы управления финансами и кредитом

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является комплексный анализ правовых основ управления финансами и кредитом, определение его сущности и методов и форм реализации, а также направления его совершенствования.
В рамках достижения поставленных целей были поставлены следующие задачи:
 Изучить доступные источники по теме исследования;
 Дать определение организационно-правовым основам управления финансами;

Содержание

Введение ___________________________________________________________ 3
Глава 1. Сущность и методы управления финансами и кредитом ____________ 5
1.1. Организационно-правовые основы управления финансами ____________ 6
1.2. Организация кредитного дела ____________________________________ 14
Глава 2. Правовые основы государственного кредита _____________________ 18
Заключение ________________________________________________________ 24
Список используемых источников и литературы _________________________ 26

Работа содержит 1 файл

!курсовая.адм2011.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

      управление и обслуживание совместно с Центральным банком Российской Федерации (Банк России) внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;

      ведение учета государственной казны Российской Федерации.

Положение о федеральном казначействе Российской Федерации утверждено постановлением Совета Министров Российской Федерации от 27 августа 1993 г. №864[7].

Важным органом реализации денежно-кредитной политики является Центральный банк Российской Федерации (Банк России), который осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.

Следует обратить внимание, что с недавнего времени в финансовой сфере начал действовать ещё один орган – Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России), образованный Указом Президента РФ от 1 ноября 2001 г. №1263. Этот федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и координирующей деятельностью в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. КФМ подотчётен Министерству финансов РФ, а обязанности председателя Комитета исполняет первый заместитель министра финансов.

Правовую базу деятельности КФМ России составляет Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём». Основные задачи Комитета включают:

      сбор, обработку и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации;

      создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём;

      направление соответствующей информации в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связанны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём;

      осуществление в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём;

      представление Российской Федерации в международных организациях по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём.

Министерство по налогам и сборам РФ (МНС РФ) и Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП РФ) осуществляют контроль правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных Российской Федерацией. МНС РФ также осуществляет валютный контроль.

В сфере финансов государственное управление осуществляет также Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России). Положение о ФКЦБ России утверждено Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. №1009 (в редакции Указа Президента РФ от 3 апреля 2000 г. №620)[8].

ФКЦБ России является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.

Специальным контрольным органом, который контролирует состояние федеральной собственности и расходование федеральных денежных средств, является Счетная палата Российской Федерации. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному собранию[9].

Ее задачами являются:

      организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объёмам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

      оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

      финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счёт средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

      анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранения, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

      контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждений Российской Федерации.

К субъектам оперативного управления финансами можно также отнести страховые организации, дирекции внебюджетных фондов, финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также банки.

 

1.2. Организация кредитного дела.

Руководство в сфере банковского кредитования осуществляет государство через Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами и нормативными актами Банка России, которые являются обязательными для государственных органов и органов местного самоуправления.

Кредитная организация – это юридическое лицо, которое для получения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имении и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов для физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России[10].

Банковская система РФ включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Банк России выступает своеобразным посредником между государством и коммерческими банками.

Банк России является федеральным государственным органом с правами юридического лица, осуществляющим свою деятельности на основании Конституции РФ и федеральных законов. Свои функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных государственных органов власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" целями деятельности Банка России являются защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Банк России выполняет следующие функции:

      во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

      монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

      утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

      является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

      устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

      устанавливает правила проведения банковских операций;

      осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

      осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

      принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

      осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (банковский надзор);

      регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

      осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

      организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

      определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

      устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

      устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

      принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

      устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

      проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

      осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

      осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Основными органами Банка России являются:

Национальный банковский совет - коллегиальный орган Банка России, в состав которого входит Председатель Банка России, а также 2 представителя Совета Федерации из числа членов Совета Федерации, 3 представителя Государственной Думы из числа депутатов Государственной Думы, 3 представителя Президента РФ и 3 представителя Правительства РФ;

Совет директоров, в состав которого входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров, назначаемых Государственной Думой на должность сроком на 4 года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ;

Председатель Банка России, назначаемый на должность Государственной Думой по представлению Президента РФ сроком на 4 года большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы[11].

 

 

Глава 2. Правоотношения в области государственного кредита.

Основные доходы государства составляют поступления от платежей и сборов. Однако этих средств не хватает для рационального обеспечения всех функций государства. Поэтому активно используется мобилизация средств юридических и физических лиц, основанная на принципах добровольности, возвратности, платности и срочности — в форме государственного кредита.

Правоотношения в области государственного кредита возникают только по поводу формирования, функционирования и погашения государственного долга, части финансовых ресурсов, заимствованной государством у физических и юридических лиц. Одним из субъектов правоотношений по поводу государственного кредита выступает государство, чаще всего в лице правительства как получателя заимствованных средств и субъекта, на которого возложена обязанность по возврату долга и процентов по нему[12].

Согласно статье 97 БК РФ, к государственному долгу РФ относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса.

Государственные долговые обязательства могут существовать в различных формах:

Информация о работе Правовые основы управления финансами и кредитом