Предмет административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 13:31, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучить и определить значение административного права для Российской Федерации. А также рассмотреть предмет и систему, составляющую административное право.

Содержание

Введение 3
1. Предмет административного права 5
2. Система административного права 11
3. Место административного права в правовой системе Российской Федерации 14
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Работа содержит 1 файл

административное право.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

Таким образом, под системой правового воздействия  вообще следует понимать определенный юридический режим регулятивного  воздействия, который характеризуется  специфическими приемами правового регулирования - особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, распространяющихся на данную совокупность норм. 

Система административного  права делится на общую и особенную  части. Общая часть включает общие  для государственной администрации  регулятивные и охранительные нормы  и нормы, регулирующие административное судопроизводство. Она в свою очередь  делится на две группы норм: общерегулятивные и общеохранительные. Особенная часть состоит из специализированных регулятивных и охранительных норм права, которые действуют в отдельных сферах функционирования публичной исполнительной власти.

Каждая из частей состоит из нескольких административно-правовых институтов. В общую часть входят две группы институтов:

Институты, регулирующие административно-правовые статусы  граждан, административно-правовые статусы  органов и служащих публичной  администрации, административно-правовые статусы государственных и муниципальных организаций, административно-правовые статусы частных организаций, формы и методы воздействия государственных и муниципальных исполнительных органов.

Институты, регулирующие: обеспечение законности деятельности органов исполнительной власти, муниципальных исполнительных органов, их должностных лиц, принуждение по административному праву, административное судопроизводство.

В особенной  части административного права  выделяются 4 подотрасли, объединяющие институты, регулирующие: административно-политическую по обеспечению безопасности граждан, организационно-хозяйственную деятельность государственной и муниципальной исполнительной власти, социально-культурную деятельность, осуществление социальных программ государственной и муниципальной исполнительной властью, деятельность государственных и муниципальных органов исполнительной власти по организации и осуществлению политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Место административного права в правовой системе Российской Федерации

В любом процессе познания поиск контуров и граней явления облегчается, когда исследователь  устанавливает его связи с  другими явлениями. Так и административное право в нем трудно обнаружить, распознать и охарактеризовать вне общеправовых характеристик.

Административное  право, сохраняя свою специфику, выраженную в его предмете и методе, тесно  взаимодействует с другими отраслями  российского права. Характеризуя это  взаимодействие, необходимо иметь в виду, что административное право охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни. Это предопределяется многообразием практического применения действующего в Российской Федерации механизма исполнительной власти.

Административное  право играет в правовой системе  РФ вспомогательную, служебную роль, в отличие, например, от таких наиболее самостоятельных отраслей права, как  гражданское, уголовное, международное, конституционное. Служебная роль административного права определяется целым рядом как внешних обстоятельств, так и группой факторов, вытекающих непосредственно из самой природы этой отрасли права.

Во-первых, в  числе процессов, влияющих на содержание административного права, можно  сказать следующее: а) сокращение масштабов централизованного административно-правового регулирования (как известно, в соответствии с Конституцией РФ 1993г., административное и административно-процессуальное законодательство отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации); б) существенное возрастание роли региональных регуляторов; в) усиление значимости рекомендательных норм; г) обеспечение реальной самостоятельности управленческих подразделений различных уровней; д) усиление контрольно-надзорной и правоохранительной, а не распорядительной, функции административного регулирования.

Во-вторых, характеризуя служебную роль административного  права, следует принимать во внимание обстоятельства, вытекающие из самой  его природы. Так, в связи с  актуальностью проблемы правоохраны в условиях построения правового общества, административное право усиливает свои собственные юридические средства защиты от посягательства на правовой режим в сфере действия механизма исполнительной власти. Несоблюдение или недобросовестное выполнение административно-правовых норм влечет за собой приведение в действие предупредительных и карательных средств административно-принудительного характера. Особая роль среди них отводится институту административной ответственности, а также административного процесса. Важное значение в данном случае имеет то обстоятельство, что при помощи административной ответственности все в большей мере осуществляется защита не только управленческих отношений, но и многих других - например, финансовых, трудовых, правоохранительных и т.п.

Наконец во многих случаях, административное право не только защищает иные общественные отношения, но может выступать и в качестве их регулятора. Так, действующее российское законодательство использует норма  права для обеспечения должной урегулированности налоговых, земельных, трудовых и иных отношений. Ими определяются: порядок взимания налогов и сборов, государственный контроль за соблюдением налогового законодательства; основные организационные начала предпринимательской деятельности; порядок возникновения и прекращения государственно-судебных отношений; многие стороны компетенции надзорных органов, действующих в рамках предмета иных отраслей права (например, природоохранительные инспекции и пр).

Итак, административное право строгих границ правового регулирования не имеет. В свою очередь сфера государственного управления не изолирована от действия норм других отраслей права. Следовательно, возникает взаимодействие различных правовых отраслей.

Наиболее тесно  административное право взаимодействует с конституционным правом, которое закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования и т.п. В Частности, конституционно провозглашенные права и свободы человека и гражданинапрактически в значительной мере также реализуется через сферу государственного управления.

Таким образом, административное право основывается на нормах конституционного права, детализирует и конкретизирует их, определяя при этом механизм реализации прав и свобод граждан, компетенции различных звеньев системы исполнительной власти, формы и методы государственно-управленческой деятельности, основы ее отраслевой, межотраслевой региональной и местной организации и т.п.

Совместно с  гражданским правом административное нередко регулирует внешнюю сторону  сходных отношений имущественного характера - в зависимости от преобладающего значения тех или иных элементов  метода правового регулирования. (В  данном случае подразумеваются договорные начала или административные предписания).

Аналогично  решается вопрос и об отношении норм административного и трудового  права. В то же время наиболее сложно провести грань между, например, административным правом и такими отраслями права, как финансовое, земельное, природоохранительное (экологическое), предпринимательское. Механизм их соотношения таков, что фактически значительная часть отношений, отнесенных к предмету ведения названных отраслей, регулируется нормами административного права и свойственна ему правовыми средствами.

Границы действия норм уголовного и административного  права определяются характером и  направленностью соответствующих  запретов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Система российского  административного права еще  далека от совершенства: многие аспекты деятельности исполнительной власти еще не имеют четкой научной основы и правовой регламентации, изданные нормативные акты и созданные государственные институты еще не обладают необходимой стабильностью и долговечностью в условиях быстро меняющихся реалий нашей жизни.

В то же время, несмотря на значительную активизацию в последнее  время правотворчества в сфере  административного законодательства, его развитие, по мнению российских правоведов, идет противоречиво и  медленно. Оно сдерживается "внешними" факторами как явная недооценка управления на всех уровнях, чрезмерные надежды на рыночную саморегуляцию.

Однако есть основания надеяться, что комплексное  развитие всех сфер административно-правового  регулирования и ускоренное развитие науки административного правоведения способы приблизить эту отрасль российского права к общепринятым международным нормам, способным эффективно работать в российских условиях.

Административное  право - очень важная отрасль права, так как роль публичной администрации в России велика. От его состояния в немалой степени зависят построение аппарата исполнительной власти, эффективность и законность его функционирования, возможность реализации гражданами многих прав.

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

 

  1. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право. Учебник. - М., 1994.
  2. Бахрах Д.Н. Административное право. - М., 1993.
  3. Бельский К.С. Феноменология административного   права. - Смоленск, 1995.
  4. Д.Н. Бахрах, Б.В. Российский, Ю.Н. Старилов. Админстративное право М.: НОРМА, 2004
  5. Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник для вузов. М.: Эксмо, 2006
  6. Административное право и процесс: Полный курс - Тихомиров Ю.А., Москва, 1999
  7. Иваньков А.Е. Административное право: Учебный минимум Москва Юриспруденция, 2005
  8. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - М., 2010

1 Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской федерации. Ч. 1. М., 1994. С.18.

2 (гл. 2 Конституции РФ)


Информация о работе Предмет административного права