Предмет и метод административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:19, контрольная работа

Описание работы

Административное право - одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это определяется разнообразием задач, стоящих перед ней. Для каждой из сфер общества необходимы свои административно - правовые нормы, охватывающие их деятельность. Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация. А в ряде сфер - в обороне, государственной безопасности, охране общественного порядка, здравоохранении, народном образовании, транспорте, связи, энергетике - ее роль является решающей.

Содержание

Введение
1. Принцип разделения властей
2. Признаки исполнительной власти
3. Функции исполнительной власти
4. Публичное право и административное право
5. Предмет административного права
6. Метод и функции административного права
7. Система административного права
8. Источники административного права
9. Место административного права в правовой системе Российской Федерации
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

План1.docx

— 39.63 Кб (Скачать)

Акты руководителей  государственных предприятий, организаций, учреждений (или акты их коллективных органов)

А также по административно-территориальному уровню на:

1) Федеральные  акты

2) Акты субъектов  федерации

3) Акты местного  самоуправления. 

9. Место административного  права в правовой  системе Российской  Федерации 

В любом процессе познания поиск контуров и граней явления облегчается, когда исследователь  устанавливает его связи с  другими явлениями. Так и административное право в нем трудно обнаружить, распознать и охарактеризовать вне  общеправовых характеристик.

Административное  право, сохраняя свою специфику, выраженную в его предмете и методе, тесно  взаимодействует с другими отраслями  российского права. Характеризуя это  взаимодействие, необходимо иметь в  виду, что административное право  охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной  и общественной жизни. Это предопределяется многообразием практического применения действующего в Российской Федерации  механизма исполнительной власти.

Административное  право играет в правовой системе  РФ вспомогательную, служебную роль, в отличие, например, от таких наиболее самостоятельных отраслей права, как  гражданское, уголовное, международное, конституционное. Служебная роль административного  права определяется целым рядом  как внешних обстоятельств, так  и группой факторов, вытекающих непосредственно  из самой природы этой отрасли  права.

Во-первых, в  числе процессов, влияющих на содержание административного права, можно  сказать следующее: а) сокращение масштабов  централизованного административно-правового  регулирования (как известно, в соответствии с Конституцией РФ 1993г., административное и административно-процессуальное законодательство отнесено к предметам  совместного ведения Российской Федерации); б) существенное возрастание  роли региональных регуляторов; в) усиление значимости рекомендательных норм; г) обеспечение реальной самостоятельности  управленческих подразделений различных  уровней; д) усиление контрольно-надзорной и правоохранительной, а не распорядительной, функции административного регулирования.

Во-вторых, характеризуя служебную роль административного  права, следует принимать во внимание обстоятельства, вытекающие из самой  его природы. Так, в связи с  актуальностью проблемы правоохраны  в условиях построения правового  общества, административное право усиливает свои собственные юридические средства защиты от посягательства на правовой режим в сфере действия механизма исполнительной власти. Несоблюдение или недобросовестное выполнение административно-правовых норм влечет за собой приведение в действие предупредительных и карательных средств административно-принудительного характера. Особая роль среди них отводится институту административной ответственности, а также административного процесса. Важное значение в данном случае имеет то обстоятельство, что при помощи административной ответственности все в большей мере осуществляется защита не только управленческих отношений, но и многих других - например, финансовых, трудовых, правоохранительных и т.п.

Наконец во многих случаях, административное право не только защищает иные общественные отношения, но может выступать и в качестве их регулятора. Так, действующее российское законодательство использует норма  права для обеспечения должной урегулированности налоговых, земельных, трудовых и иных отношений. Ими определяются: порядок взимания налогов и сборов, государственный контроль за соблюдением налогового законодательства; основные организационные начала предпринимательской деятельности; порядок возникновения и прекращения государственно-судебных отношений; многие стороны компетенции надзорных органов, действующих в рамках предмета иных отраслей права (например, природоохранительные инспекции и пр).

Итак, административное право строгих границ правового  регулирования не имеет. В свою очередь  сфера государственного управления не изолирована от действия норм других отраслей права. Следовательно, возникает  взаимодействие различных правовых отраслей.

Наиболее тесно  административное право взаимодействует  с конституционным правом, которое  закрепляет основные принципы организации  и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном  механизме, правовые основы их формирования и т.п. В Частности, конституционно провозглашенные права и свободы  человека и гражданина1 практически в значительной мере также реализуется через сферу государственного управления.

Таким образом, административное право основывается на нормах конституционного права, детализирует и конкретизирует их, определяя при  этом механизм реализации прав и свобод граждан, компетенции различных  звеньев системы исполнительной власти, формы и методы государственно-управленческой деятельности, основы ее отраслевой, межотраслевой  региональной и местной организации  и т.п.

Совместно с  гражданским правом административное нередко регулирует внешнюю сторону сходных отношений имущественного характера - в зависимости от преобладающего значения тех или иных элементов метода правового регулирования. (В данном случае подразумеваются договорные начала или административные предписания).

Аналогично решается вопрос и об отношении норм административного  и трудового права. В то же время  наиболее сложно провести грань между, например, административным правом и  такими отраслями права, как финансовое, земельное, природоохранительное (экологическое), предпринимательское. Механизм их соотношения  таков, что фактически значительная часть отношений, отнесенных к предмету ведения названных отраслей, регулируется нормами административного права  и свойственна ему правовыми  средствами.

Границы действия норм уголовного и административного  права определяются характером и  направленностью соответствующих  запретов.

Заключение 

Система российского  административного права еще  далека от совершенства: многие аспекты  деятельности исполнительной власти еще  не имеют четкой научной основы и  правовой регламентации, изданные нормативные  акты и созданные государственные  институты еще не обладают необходимой  стабильностью и долговечностью в условиях быстро меняющихся реалий нашей жизни.

В то же время, несмотря на значительную активизацию в последнее  время правотворчества в сфере  административного законодательства, его развитие, по мнению российских правоведов, идет противоречиво и  медленно. Оно сдерживается "внешними" факторами как явная недооценка управления на всех уровнях, чрезмерные надежды на рыночную саморегуляцию.

Однако есть основания надеяться, что комплексное  развитие всех сфер административно-правового  регулирования и ускоренное развитие науки административного правоведения способы приблизить эту отрасль  российского права к общепринятым международным нормам, способным  эффективно работать в российских условиях.

Административное  право - очень важная отрасль права, так как роль публичной администрации  в России велика. От его состояния  в немалой степени зависят  построение аппарата исполнительной власти, эффективность и законность его  функционирования, возможность реализации гражданами многих прав.

Литература 

  1. Д.Н. Бахрах, Б.В. Российский, Ю.Н. Старилов. Админстративное право М.: НОРМА, 2004
  2. Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник для вузов. М.: Эксмо, 2006
  3. Административная ответственность (общая часть). Учебное пособие. Екатеринбург: УИЭУиП, 2004
  4. Административное право и процесс: Полный курс - Тихомиров Ю.А., Москва, 2001
  5. Иваньков А.Е. Административное право: Учебный минимум Москва Юриспруденция, 2005
 

1 Гл. 2 Конституции РФ

Информация о работе Предмет и метод административного права