Предмет и метод административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:19, контрольная работа

Описание работы

Административное право - одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это определяется разнообразием задач, стоящих перед ней. Для каждой из сфер общества необходимы свои административно - правовые нормы, охватывающие их деятельность. Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация. А в ряде сфер - в обороне, государственной безопасности, охране общественного порядка, здравоохранении, народном образовании, транспорте, связи, энергетике - ее роль является решающей.

Содержание

Введение
1. Принцип разделения властей
2. Признаки исполнительной власти
3. Функции исполнительной власти
4. Публичное право и административное право
5. Предмет административного права
6. Метод и функции административного права
7. Система административного права
8. Источники административного права
9. Место административного права в правовой системе Российской Федерации
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

План1.docx

— 39.63 Кб (Скачать)

В порядке первого  приближения к содержанию предмета административного права можно  предложить такое определение. Это  совокупность общественных отношений, возникающих при осуществлении  властной деятельности государственной  администрации (органов исполнительной власти), муниципальной администрации (исполнительных органов местного самоуправления) и административного судопроизводства.

Субъекты публичной  администрации осуществляют разнообразную  деятельность: властную, договорную, организационно-массовую, материально-техническую. Административным правом регламентируется основная - властная - деятельность государственной и  муниципальной администрации и  тесно связанная с нею работа по заключению и исполнению административных договоров.

В предмете административного  права в России четко выделяются три группы общественных отношений, возникающих при осуществлении  регулятивной, созидательной деятельности публичной администрации, охранительной деятельности публичной администрации, административного судопроизводства.

Такой общий  и частично условный подход к определению  предмета административного права  нуждается в ряде уточнений.

Публичную административную власть осуществляют органы исполнительной власти и муниципальные органы, а  также ряд подчиненных им учреждений (центры временной изоляции несовершеннолетних и др.), строевых подразделений (полки  дорожно-патрульной службы, ОМОН и др.). Также, это руководители иных государственных  и муниципальных органов, проводящие внутриорганизационную работу. Председатель представительного органа и тем  более руководитель его аппарата, прокурор, председатель суда, руководя подчиненными им работниками, органами, выступают как главы учреждений, администраторы. Так, председатель областного суда занимается не правосудием, а административной деятельностью. К государственной  администрации относятся Администрация  Президента РФ и Управление делами Президента РФ, Банк России, его главное  управление и расчетно-кассовые центры. Также это администрации государственных  и муниципальных учреждений и  предприятий, осуществляющие руководство  этими организациями и имеющие  властные полномочия в отношении  тех, кто пользуется их услугами. Следует, что под публичной администрацией понимается система органов государственной  исполнительной власти и муниципальных  исполнительных органов, а также  осуществляющие административную власть иные органы, руководители всех муниципальных  и государственных органов учреждений, предприятий, строевых подразделений. Можно сказать, что к публичной  администрации относятся все  существующие в РФ государственные  и муниципальные органы, кроме  представительных органов и судов, администрации представительных и  судебных органов, государственных  и муниципальных организаций.

Деятельность  администрации двойственна. В ней главное - созидательное начало, организация нормальной жизни и развития общества, его систем образования, здравоохранения, связи, транспорт и др. Но важна и охранительная работа: защита прав личности, собственности, нормальных условий существования государства, общества, граждан. Соответственно предметом административного права являются обе стороны функционировании публичной администрации: созидательная и охранительная.

Вся деятельность публичной администрации направлена на исполнение законов, международных  договоров и актов правосудия.

Публичная администрация  и суды выступают в отношениях с гражданами, разнообразными организациями. Административное право регулирует не деятельность, а отношения, возникающие  при этом. Оно закрепляет обязанности  и права сторон всех общественных отношений: и властных, и невластных субъектов.

Публичная административная, организующая деятельность существует во всех сферах общественной жизни, она  велика и разнообразна. Во многих случаях  она настолько специфична, что  ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права. Так, властную деятельность администраций государственных  и муниципальных предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, отношения, связанные  с финансами - финансовое право. Поэтому  административное право регулирует все отношения, возникающие в  процессе функционирования публичной  администрации, за исключением тех, которые закреплены другими отраслями  права.

Административное  право закрепляет систему средств  административного принуждения.

К предмету административного  права относятся и отношения, связанные с рассмотрением жалоб  граждан во внесудебном порядке. Государственные и муниципальные  органы, предприятия и учреждения, суды, органы прокуратуры и иные субъекты, работающие с административными  жалобами, вступают в административно - правовые отношения с их авторами между собой.

Все административно - правовые отношения можно разделить  на три вида:

внутриаппаратные отношения. Соответствующие юридические нормы закрепляют систему исполнительных органов власти, организацию службы в них и взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы;

неаппаратные  отношения. Взаимоотношения органов  исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления с  предприятиями, организациями любых  организационно-правовых форм, с гражданами;

отношения, возникающие  при осуществлении административного  судопроизводства. Административное судопроизводство - это рассмотренное судами административных дел в порядке, регламентируемом процессуальными нормами административного  права.

Обобщая, видно, что административное право - это  система общественных отношений, возникающих  при осуществлении властной деятельности публичной администрацией по исполнению законов, актов правосудия, публичных  договоров, а также при осуществлении  административного судопроизводства.

Главная составляющая предмета административного права, его ядро - система отношений публичной  администрации с гражданами и  их организациями. Основная задача административного  права - правовое обеспечение конституционных  прав и обязанностей граждан. Поэтому  его предмет можно определить и как совокупность общественных отношений, возникающих при обеспечении  публичной администрацией конституционных  прав и обязанностей граждан, иных отношений, связанных с ее деятельностью, а  также при осуществлении административного  судопроизводства. 

6. Метод и функции  административного  права 

Метод административного  права - это совокупность правовых средств, способов, приемов регулирующего  воздействия на управленческие отношения.

Считается, что  в административном праве используются три юридических возможности:

Предписание - возложение на лиц прямой юридической обязанности  совершать те или иные действия в  условиях, предусмотренных правовой нормой;

Запрет - возложение на лиц прямой юридической обязанности  не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой;

Дозволение - юридическое  разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

К основным функциям административного права традиционно  относятся:

1. Право-исполнительная  функция, предопределяемая тем,  что административное право есть  форма реализации исполнительной  власти;

2. Правотворческая  функция, являющаяся выражением  наделения субъектов исполнительной  власти полномочиями по административному  нормотворчеству;

3 Организационная  функция, проистекающая из организационного  характера государственно-управленческой  деятельности, который постоянно  "поддерживается" нормами административного  права;

4. Координационная  функция, имеющая своей целью  обеспечение разумного и эффективного  взаимодействия всех элементов  регулируемой административным  правом сферы государственного  управления;

5. Правоохранительная  функция, обеспечивающая как соблюдение  установленного в сфере государственного  управления правового режима, так  и защиту законных прав и  интересов всех участников регулируемых  управленческих отношений. 

7. Система административного  права 

Каждой самостоятельной  отрасли права присущи ее целостность, системность и структура. Эта  черта довольно четко прослеживается в административном праве. Единый предмет  и единственный метод правового опосредования реальных общественных отношений предопределяли взаимосвязь образующих отрасль юридических норм.

Административное  право - целостная система правовых норм, которые объединяют предмет, цели, принципы, метод регулирования. Эти  нормы должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые принципы, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существуют субординация норм разной юридической силы: общих и  специальных. А в целом отрасль  создает специфический административно-правовой режим регулирования общественных отношений.

К числу основных принципов отрасли относятся  эффективность, законность, гуманизм, федерализм, взаимная ответственность  государства и личности.

Основные цели административного права можно  определить так:

Создание условий  для реализации гражданами, их объединениями  прав и свобод, осуществление которых  связано с функционированием  исполнительной власти;

Создание условий  для эффективной деятельности административной (исполнительной) власти;

Создание условий  для развития экономики, материальной базы существования общества и всех его институтов;

Обеспечение защиты граждан и общества от административного  произвола, от злоупотреблений, небрежности, своеволия публичной исполнительной власти.

Для существования  и развития граждан и государства  очень важно то, как административно-правовое регулирование способствует достижению названных целей.

Система административного  права делится на общую и особенную  части. Общая часть включает общие  для государственной администрации  регулятивные и охранительные нормы  и нормы, регулирующие административное судопроизводство. Она в свою очередь  делится на две группы норм: общерегулятивные и общеохранительные. Особенная часть состоит из специализированных регулятивных и охранительных норм права, которые действуют в отдельных сферах функционирования публичной исполнительной власти.

Каждая из частей состоит из нескольких административно-правовых институтов. В общую часть входят две группы институтов:

Институты, регулирующие административно-правовые статусы  граждан, административно-правовые статусы  органов и служащих публичной  администрации, административно-правовые статусы государственных и муниципальных  организаций, административно-правовые статусы частных организаций, формы  и методы воздействия государственных  и муниципальных исполнительных органов.

Институты, регулирующие: обеспечение законности деятельности органов исполнительной власти, муниципальных  исполнительных органов, их должностных  лиц, принуждение по административному  праву, административное судопроизводство.

В особенной  части административного права  выделяются 4 подотрасли, объединяющие институты, регулирующие: административно-политическую по обеспечению безопасности граждан, организационно-хозяйственную деятельность государственной и муниципальной исполнительной власти, социально-культурную деятельность, осуществление социальных программ государственной и муниципальной исполнительной властью, деятельность государственных и муниципальных органов исполнительной власти по организации и осуществлению политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей). 

8. Источники административного  права 

Источниками административного  права являются внешние формы  выражения административно-правовой нормы. Нормативно-правовой акт является источником административного права, если он содержит административно-правовые нормы (регулирует общественные отношения  в сфере государственного управления).

Источники административного  права классифицируют на:

Межгосударственные  соглашения

Законодательные акты (конституция, законы)

Подзаконные акты (указы, акты правительств, ведомств)

Информация о работе Предмет и метод административного права