Предприятие, его внутренняя и внешняя среда

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:18, реферат

Описание работы

Экономические агенты подразделяются на две группы: производители и потребители. Первые называются предприятиями или фирмами.
Фирма (ит.: «подпись на бумаге») – это экономический агент (хозяйствующая единица), который занимается хозяйственной, промышленной, торговой деятельностью и обладает обусловленной законом экономической и административной самостоятельностью.
Понятие «фирма» несколько шире понятия «предприятие», поскольку может использоваться применительно и к одному и к нескольким предприятиям, объединенным организационно, технологически, финансами.

Работа содержит 1 файл

5.docx

— 254.34 Кб (Скачать)

Рис. 1. Общий (TP), средний ( APL) и предельный (MPL) продукт переменного фактора. 
В данном случае в качестве переменного фактора выступает 
количество рабочей силы (labor – труд)

Можно доказать, что предприятие  должно увеличивать любой переменный фактор (количество рабочей силы) при  неизменности других до тех пор, пока не сравняются его средний и предельный продукт, на графике – до L3. Оставшиеся средства необходимо использовать либо на увеличение других факторов, либо – альтернативным путем (к примеру, положить в банк под проценты).

Таким образом, подобный анализ позволяет определить оптимальный  объем производства и оптимальное  сочетание факторов производства.

5.4. Кривые  равного продукта (изокванты) и  линии равных затрат (изокосты)

Производители также являются потребителями, используя ресурсы: капитал и работников. Для исследования их поведения в данном случае также  используются кривые безразличия – изокванты (isoquant) или линии равного продукта и бюджетные линии – изокосты (isocost) или линии равных затрат.

Рис. 2. Изокванты, представляющие разные уровни выпуска.  
К – производственный капитал (оборудование); L – число рабочих

Для фирмы изокванты –  это кривые равных полезностей, но в  отличие от кривых безразличия они  показывают реальные объемы производства.

Совокупность изоквант, каждая из которых показывает максимальный выпуск продукции, достигаемый при  использовании определенных комбинаций ресурсов, называется картой изоквант. Чем дальше от начала координат расположена изокванта, тем больший объем продукции она представляет.

На изокванте увеличение использования одного фактора (L) компенсируется уменьшением использования другого фактора (К). От скольких единиц одного фактора (К) можно отказаться для увеличения второго фактора (L) на единицу, показывает предельная норма технической замены – MRTS:

Как правило, MRTS уменьшается по мере движения вдоль изокванты.

На изоквантах можно видеть интенсивность применения различных  ресурсов в определенном варианте их комбинации. Производственный способ А – капиталоемкий, способ В – трудоемкий.

При анализе изоквант используются натуральные показатели применяемых  ресурсов и выпуска продукции. Но наиболее эффективные экономически комбинации зависят от цен на ресурсы.

При соотношении цен pL/pK можно изобразить линию равных издержек или линию цен – изокосту (или бюджетную линию).

Рис. 3. Линии равных затрат (изокосты)

Уравнение изокосты:

C=pK·K+pL·L.

Рост возможностей фирмы (ее бюджета) или снижение цен сдвигают изокосту вправо. И наоборот, если меняются цены, меняется наклон изокосты.

5.5. Оптимум  производителя. Отдача от масштаба

Равновесие (оптимум) производителя  характеризуется точкой касания  изокосты и изокванты – точкой е – общая сумма затрат на производство данного выпуска продукции сводится к минимуму.

Рис. 4. Оптимум производителя

Здесь выполняется равенство:

При изменении цен, во-первых, меняется доходность фирмы; во-вторых, фирма может приобрести больше подешевевшего  ресурса. Можно рассмотреть разложение общего эффекта изменения цен  на эффект замены и эффект дохода.

Расширяя производство, фирма  сталкивается с понятием «отдача от масштаба». Она показывает, насколько увеличивается объем производства при увеличении используемых факторов производства.

Если выпуск продукции  растет пропорционально увеличению факторов производства, это говорит  о постоянной отдаче от масштаба.

Если выпуск продукции  растет быстрее, чем количество применяемых  ресурсов, то имеет место возрастающая отдача от масштаба, т. е. ресурсы экономятся. При больших масштабах производства относительно меньше расходов на управление, электроэнергию и т. д.

Если выпуск продукции  растет медленнее, чем количество используемых ресурсов, то имеет место убывающая отдача от масштаба, т. е. увеличение выпуска продукции требует большего роста используемых ресурсов. Это может быть связано с ограниченными возможностями управления крупным производством, нарушается координация между звеньями.

В случае возрастающей отдачи от масштаба предприятие должно наращивать производство, т. к. это приводит к  относительной экономии (на единицу  продукции).

Уменьшающая отдача свидетельствует, что эффективный размер предприятия  уже достигнут и дальнейшее наращивание  производства нецелесообразно.

Рис. 5. Отдача от масштаба.  
а) постоянная отдача от масштаба (Оа=аб=бс); 
б) убывающая отдача от масштаба (Оа<аб<бс);  
в) возрастающая отдача от масштаба (Оа>аб>бс)

На основе проведенного анализа  можно сделать следующие выводы:

  1. Анализ выпуска с помощью изоквант дает возможность определить технологическую эффективность производства (вариант а или б).
  2. Пересечение изоквант с изокостами характеризует не только технологическую, но и экономическую эффективность, т. е. позволяет выбрать технологию в зависимости от цен (трудосберегающую, капиталосберегающую и т. д.).
  3. Анализ линии роста и отдачи от масштаба раскрывает понятие эффективного размера предприятия.

Выводы

Каждый предприниматель  взаимодействует с окружающей средой, от функционирования которой зависят  его успехи и степень риска. Внутренняя среда складывается из отношений  между собственниками капитала, менеджерами  и наемными работниками. Внешняя  среда включает в себя отношения: с другими предпринимателями; с  биржами; с кредитно-денежной системой; со страховыми компаниями; с Министерством  финансов; с такими агентствами, как  Центральный эмиссионный банк, Экспортно-импортный  банк, Государственный пенсионный фонд и т. д.

В зависимости от основной цели предприятия делятся на коммерческие и некоммерческие. По виду и характеру  деятельности различают промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, кредитно-финансовые и прочие предприятия. По размерам предприятия выделяют малые, средние, крупные и особо крупные. По формам собственности различают  частные, государственные, муниципальные  и кооперативные предприятия. По принадлежности капитала выделяют национальные, иностранные и совместные (смешанные) предприятия.

Производственная функция  показывает максимально возможный  объем продукции, который может  быть получен при данных ресурсах. Ее свойства:

  1. существует предел для увеличения объема производства, которое может быть достигнуто увеличением затрат одного фактора при прочих равных условиях;
  2. существует определенная взаимная дополняемость (комплементарность) факторов производства, но без сокращения объема производства возможна и определенная взаимозаменяемость.

Общий продукт переменного  фактора – это объем продукции, производимой при определенном количестве данного фактора и прочих неизменных факторах производства. Закон убывающей  отдачи факторов производства или закон  убывающей предельной производительности свидетельствует, что увеличение использования  одного из факторов при фиксированной  величине других приводит к последовательному  снижению отдачи от его применения.

Средний продукт переменного  фактора – отношение общего продукта к использованному количеству переменного фактора, или: сколько продукции производится на единицу переменного фактора.

Предельный продукт переменного  фактора – прирост общего продукта, полученный в результате применения дополнительной единицы данного  фактора.

Изокванты – это линии  равного продукта. На изокванте увеличение использования одного фактора компенсируется уменьшением использования другого  фактора. От скольких единиц одного фактора  можно отказаться для увеличения второго фактора на единицу, показывает предельная норма технической замены. Совокупность изоквант, каждая из которых  показывает максимальный выпуск продукции, достигаемый при использовании  определенных комбинаций ресурсов, называется картой изоквант. Чем дальше от начала координат расположена изокванта, тем больший объем продукции  она представляет.

Бюджетные линии фирмы  – изокосты – это линии равных затрат. Рост возможностей фирмы (ее бюджета) или снижение цен сдвигают изокосту вправо. И наоборот. Если меняются цены, меняется наклон изокосты.

Равновесие (оптимум) производителя  характеризуется точкой касания  изокосты и изокванты – общая  сумма затрат на производство данного  выпуска продукции сводится к  минимуму.

Расширяя производство, фирма  сталкивается с понятием «отдача  от масштаба». Она показывает, насколько  увеличивается объем производства при увеличении используемых факторов производства. Если выпуск продукции  растет пропорционально увеличению факторов производства, это говорит  о постоянной отдаче от масштаба. Если выпуск продукции растет быстрее, чем  количество применяемых ресурсов, то имеет место возрастающая отдача от масштаба, т. е. ресурсы экономятся. Если выпуск продукции растет медленнее, чем количество используемых ресурсов, то имеет место убывающая отдача от масштаба, т. е. увеличение выпуска  продукции требует большего роста  используемых ресурсов.

Анализ выпуска с помощью  изоквант дает возможность определить технологическую эффективность  производства. Пересечение изоквант с изокостами характеризует не только технологическую, но и экономическую  эффективность, т. е. позволяет выбрать  технологию в зависимости от цен (трудосберегающую, капиталосберегающую  и т. д.). Анализ линии роста и  отдачи от масштаба раскрывает понятие  эффективного размера предприятия.


Информация о работе Предприятие, его внутренняя и внешняя среда