Применение права как особая форма его реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотрение теоретического содержания и практических проблем правоприменения.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
Рассмотреть различные подходы к трактовке понятия «применение права».
Раскрыть основные принципы правоприменительной деятельности.
Раскрыть актуальность проблемы пробелов в праве и рассмотреть способы их восполнения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
Понятия и основные формы реализации права. Применение права как особая форма его реализации………………………………..
Стадии правоприменительного процесса. Юридический процесс и его разновидности……………………………………………...
Акты применения права: понятие и виды……………………….
Пробелы в праве и способы их восполнения…………………….
Заключение………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………....

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

Контроль за осуществлением исполнительного производства возложен на органы министерства юстиции. Исполнение приговора суда в отношении виновного лица, осужденного к лишению свободы, осуществляется в исполнительно-трудовых учреждениях, а надзор за правильным исполнением наказания возлагается на органы прокуратуры.

[9]. Юридический процесс буквально переводится как "движение вперед". В юридической практике он означает порядок осуществления деятельности следственных, административных, судебных органов Близким ему по значению является термин "процедура" - официально установленный порядок при обсуждении, ведении какого-либо дела.

Важнейшие особенности  юридического процесса заключаются  в том, что он урегулирован процессуальными  нормами, а направлен на реализацию норм материального права. Поэтому  чтобы понять, что такое юридический  процесс, каковы его место и назначение в правовой практике, необходимо помнить, что роль материальных и процессуальных норм в правовом регулировании различна.

Юридический процесс - это  урегулированный процессуальными  нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего или индивидуального характера. 
В правовом государстве или в государстве, которое стремится стать правовым, вся деятельность органов и должностных лиц должна быть организована так, чтобы она протекала в определенных правовых формах, т. е. по заранее установленным юридическим правилам.

Особенности юридического процесса заключаются в следующем. Во-первых, это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц; во-вторых, это деятельность, осуществление которой урегулировано процессуальными нормами; в-третьих, это деятельность, направленная на принятие юридических решений общего (нормативные акты) или индивидуального (акты применения права) характера.

[6]. Юридический процесс — это нормативно установленные формы упорядочения юридической деятельности, призванные оптимально удовлетворять и гарантировать интересы субъектов права.

Данный процесс регулируется соответствующими правовыми нормами, а его результаты оформляются и закрепляются в правовых актах — официальных документах. Он присущ любой юридически значимой деятельности (законотворческой, исполнительно-распорядительной, судебной), содержит ее программу и выступает существенной гарантией точного соблюдения и результативной реализации правовых предписаний.

Юридический процесс, следовательно, призван нейтрализовать элементы стихийности, хаоса, неуправляемости, существующие в правовой деятельности, содействовать реализации норм материального права и удовлетворению общественно значимых интересов субъектов права.

Юридический процесс — это всегда определенная система, состоящая из последовательно совершаемых действий и принимаемых актов. В зависимости от предмета правового регулирования (отраслевого признака) он подразделяется на гражданский, уголовный, административный, конституционный процессы.

[7]. Если исходить из общего понятия процесса как последовательной смены состояний, каких-либо явлений, хода развития чего-либо, то можно выделить его типы: химические, биологические, социальные и т. д. Среди социальных существуют такие родовые общности, как производственные, творческие, юридические и другие процессы. Различают также управление, организованные и стихийные (миграционные, рыночные) процессы.

Можно отметить следующие  признаки юридической процессуальной деятельности:

это сознательная, целенаправленная деятельность;

она состоит в реализации властных полномочий субъектами публичной  власти;

она запрограммирована на достижение определенного юридического результата, решение индивидуально-конкретных дел (избрание губернатора, принятие закона, решение спора, наказание виновного и др.);

она документируется (промежуточные  и окончательные итоги процесса отражаются в официальных документах);

имеется развернутая  детальная регламентация этой деятельности юридическими нормами.

Конечно, это очень  широкое понимание юридического процесса, но оно все же не включает некоторые виды юридической деятельности, например договорную, делопроизводство.

Сторонники понимания  процесса только как юрисдикционной деятельности всякую иную урегулированную  правом деятельность называют процедурами. Возникает вопрос, как соотносятся  эти понятия. «Процедура — официальный  порядок действий, выполнения, обсуждения чего-либо». Это более широкое понятие, чем юридический процесс: она может быть и при ведении неюридических дел, может быть разовой (регламент собрания) и т. д.

Представляется, что юридический  процесс — это разновидность  процедур, причем наиболее совершенная (как, например, самолет среди транспортных средств). Процедура властной государственной деятельности становится ее наиболее совершенной формой — юридическим процессом, когда она регулируется общими правилами, правовыми нормами и, что очень важно, регламентируется полно, детально. Наличие отдельных и даже ряда процессуальных норм еще не превращает официальную процедуру в юридический процесс. Диалектическое превращение количества в качество происходит тогда, когда возникает развернутая регламентация властной деятельности системой процессуальных норм. Так, за последние годы возникли арбитражный, избирательный, законодательный процессы.

Превращение деятельности субъектов публичной власти в  упорядоченный процесс принятия решений и их исполнения осуществляется с помощью процессуальных норм. Наличие развернутого процессуального законодательства — главный признак юридического процесса. Чем более детально и полно нормы права регламентируют функционирование власти, чем дальше идет процессуализация, тем лучше для общества, государства, граждан. Процессуализация создает условия для повышения эффективности всей государственной и муниципальной работы.

Во-первых, соответствующие  правила закрепляют оптимальные (с  точки зрения субъектов правотворчества) технологии осуществления публичной властной деятельности, алгоритмы ее функционирования.

Во-вторых, процессуализация означает самоограничение власти, способствует унификации властных процедур, повышению  их гласности. Развитие процессуального  законодательства — это один из важнейших путей реализации основного принципа правового государства — подчинение власти праву.

В-третьих, процессуальные нормы информируют невластных субъектов  о порядке решения вопросов, закрепляют гарантии реализации их прав и законных интересов, право на защиту. Соответственно объекты административного воздействия превращаются в субъектов процессуальных правоотношений.

Как родовая общность юридический процесс состоит  из множества элементов. Их группировка  может быть проведена по разным критериям.

По признаку субъекта властной деятельности можно выделить процессы голосования (выборы президентов, губернаторов, депутатов и др., проведение референдумов), процессы осуществления  представительной (правотворческие, бюджетные  и др.), а также исполнительной власти и судопроизводство.

А по содержанию различаются  процессы правотворчества, регулятивного  правоприменения (оперативно-распорядительные, правонаделительные) и юрисдикционные. Они отличаются тем, какой акт  готовится, принимается, исполняется.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Акты применения права: понятие и виды

 

[15]. Официальной формой и итогом выражения правоприменительной деятельности выступают акты применения права, посредством которых закрепляются решения компетентных органов по конкретному юридическому делу. Классификация правоприменительных актов на виды может проводиться по различным основаниям.

1. По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на:

а) органы законодательной власти;

б) исполнительной власти;

в) судебной власти;

г) контрольно-надзорных органов;

д) органов местного управления и самоуправления;

е) общественных организаций и др.

2. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям применяемых норм различают:

а) акты конституционно-правовые;

б) акты административно-правовые;

в) акты уголовно-правовые;

г) акты применения материального  и процессуального права.

3. По форме правоприменительной деятельности можно выделить:

а) акты исполнительные, связанные с применением диспозиции нормы права, имеющей дозволяющее  содержание, и призванные наиболее эффективно регулировать многообразные проявления правомерного поведения;

б) акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением мер  по их предупреждению.

4. По функциональному признаку, т.е. по их месту в механизме правового регулирования, выделяют два вида:

а) акты-регламентаторы, определяющие субъектов конкретного  отношения; указывающие объем их субъективных прав и юридических  обязанностей; предусматривающие моменты возникновения конкретного правоотношения, условия его развития и прекращения;

б) правообеспечительные акты, которые также выполняют  известную роль в индивидуальном регламентировании общественных отношений.

Но это не основное их назначение. Функции актов этого  вида состоят главным образом  в том, чтобы на основе властных полномочий компетентных органов обеспечить реализацию правоотношений и, следовательно, достижение целей правового регулирования.

5. По форме внешнего выражения акты применения права подразделяются на акты-документы и акты-действия.

Правоприменительный акт-документ – это надлежаще оформленное решение компетентного органа, составленное в письменном виде, поскольку требуется строгая определенность в фиксации, например, фактических обстоятельств расследуемого дела, применении мер государственного принуждения и т.д. Все это позволяет точно установить содержание акта, проверить законность и обоснованность его издания.

 [8]. Актом применения норм права, или индивидуальным актом, называют официальный правовой акт, который имеет индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное уполномоченным на то органом по конкретному юридическому делу.

[16]. Наиболее характерные признаки правоприменительных актов заключаются в следующем:

1) они имеют индивидуально-определенный  характер, т.е. относятся к конкретным  лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждении гражданина орденом). Этим они отличаются от нормативных актов, имеющих безличную (неперсонифицированную) природу;

2) являются властными  и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;

3) не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение - не создавать, а применять нормы права;

4) выступают в качестве  юридических фактов, порождающих  конкретные правоотношения между  тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;

5) исчерпываются однократным  применением и на иные ситуации  и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;

6) обеспечиваются государственным  принуждением, так как речь идет  о претворении воли законодателя  в жизнь, если даже для этого  требуется использовать силу  власти.

Следует иметь в виду, что далеко не все официальные документы представляют собой правоприменительные акты (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки. Подобные "казенные бумаги" выступают технико-операционными средствами служебных взаимоотношений между гражданами и организациями, а также последних между собой.

Классический правоприменительный  акт (например, приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.). Он должен также иметь определенную внутреннюю структуру: описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение.

[17]. Акт применения права – это индивидуальное государственно-властное решение компетентного органа государственной власти или должностного лица по конкретному юридическому делу, направленное на регулирование определенных общественных отношений.

Информация о работе Применение права как особая форма его реализации