Применение права как особая форма его реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотрение теоретического содержания и практических проблем правоприменения.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
Рассмотреть различные подходы к трактовке понятия «применение права».
Раскрыть основные принципы правоприменительной деятельности.
Раскрыть актуальность проблемы пробелов в праве и рассмотреть способы их восполнения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
Понятия и основные формы реализации права. Применение права как особая форма его реализации………………………………..
Стадии правоприменительного процесса. Юридический процесс и его разновидности……………………………………………...
Акты применения права: понятие и виды……………………….
Пробелы в праве и способы их восполнения…………………….
Заключение………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………....

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

Правоприменительный акт  – это надлежащим образом оформленный  юридический документ, который имеет  четкую структуру и обычно включает четыре части – вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную.

[18]. Вводная часть, по сути, представляет собой реквизиты акта (наименование акта, место и дату издания акта, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу).

Описательная часть  фиксирует юридические факты, являющиеся предметом рассмотрения, а также обстоятельства и способы их получения.

Мотивировочная часть  включает юридическую квалификацию представленных фактов и указание на нормы, которыми руководствовался правоприменитель, анализируя эти факты.

Резолютивная часть содержит решение по делу, т.е. указание на права и обязанности его участников.

Акт-документ может включать не все указанные части. Так, например, протоколы следственных действий содержат только вводную и описательную части. Наконец, существуют документы, которые имеют вид акта-резолюции. Таковы указания «в приказ», «к оплате», «разрешаю», которые налагаются должностным лицом на заявления, рапорты, заявки и т.д. 

 

 

 

 

4. Пробелы в праве и способы их восполнения

 

[10]. С обретением независимости в республиках бывшего СССР активно развивается нормотворческий процесс. Так, в Республике Беларусь ежегодно принимается большое количество нормативных правовых актов. Общее количество нормативных правовых актов в постсоветских государствах составляет десятки тысяч. Подобное обилие актов законодательства, несмотря на их позитивность, перегружает правовую систему, поэтому в ней нередко происходят «сбои». Было бы полезно изменить практику нормотворчества: идти не путем увеличения нормативного массива в связи с перечислением прав и свобод, а путем установления запретов и обязанностей для граждан, все остальное должно признаваться допустимым. Такой подход представляется наиболее подходящим для сфер, касающихся реализации личных прав и свобод.

Идеалом является сбалансированная система законодательства, в которой ясно закреплены права и обязанности граждан и юридических лиц, четко определены соотношение и юридическая сила актов одного и различного уровней, а также актов, принимаемых одними и теми же органами, с учетом времени их принятия, круга лиц, на которых они распространяют свое действие, имеется единый понятийный аппарат.

Пробелы, противоречия, неопределенность, неясность положений актов законодательства, отставание писаного права от потребностей общественного развития, придание актам, устанавливавшим дополнительные обязанности (обременения), обратной силы и другие дефекты законодательства оказывают негативное влияние на регулируемые общественные отношения. Следует отметить, что именно в силу своей дефектности право имеет и негативный «заряд». Отрицательное влияние права может проявиться в росте количества несчастных случаев на производстве, дорожно-транспортных происшествий, заболеваний населения и т.п.

Дефекты в законодательстве могут существенно влиять на решение  вопроса о привлечении к ответственности, когда имеются различные оценки правовой нормы правоприменителем (гражданином, субъектом хозяйствования) и правоохранительными органами.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об огромной важности своевременного устранения пробелов и дефектов в законодательстве, в целом их недопущения.

Согласно ст. 71 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в случае коллизии между  нормативными правовыми актами субъекты правоотношений обязаны руководствоваться  нормой акта, обладающего более высокой юридической силой. В случае коллизии между нормативными правовыми актами, обладающими равной юридической силой, и если ни один из них не противоречит акту с более высокой юридической силой, действуют положения акта, принятого (изданного) позднее.

В соответствии со ст. 72 упомянутого  Закона при выявлении пробелов в  нормативных правовых актах нормотворческие  органы (должностные лица), принявшие (издавшие) эти акты, обязаны внести в них соответствующие дополнения или изменения, устраняющие пробелы. До внесения соответствующих изменений и (или) дополнений преодоление пробелов может осуществляться путем использования институтов аналогии закона и аналогии права. Применение институтов аналогии закона и аналогии права запрещается в случаях привлечения к уголовной или административной ответственности.

[11].Аналогия закона применяется, когда отсутствует норма права, регулирующая рассматриваемый конкретный жизненный случай, но в законодательстве имеется другая норма, регулирующая сходные с ним отношения. Например, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР не предусматривает отвод общественного обвинителя. Однако решение об отводе этого участника уголовного процесса решается на основе статьи того же Кодекса, предусматривающей отвод прокурора.

Аналогия права применяется, когда в закондательстве отсутствует и норма права, регулирующая сходный случай, и дело решается на основе общих принципов права. Речь прежде всего идет о таких принципах права, как справедливость, гуманизм, равенство перед законом и др. Подобные принципы закрепляются в Конституции и других законах.

Аналогия закона и  аналогия права – исключительные средства в праве и требуют  соблюдения ряда определенных условий, обеспечивающих правильное их применение. Поэтому для того, чтобы использовать аналогию права, необходимо: во-первых, установить, что данная жизненная ситуация имеет юридический характер и требует правового решения; во-вторых, убедиться, что в законодательстве отсутствует конкретная норма права, призванная регулировать подобные случаи; в-третьих, отыскать в законодательстве норму, регулирующую сходный случай, и на ее основе решить дело (аналогия закона), а при отсутствии таковой опереться на общий принцип права и на его " основе решить дело (аналогия права); в-четвертых, в решении по делу дать мотивированное объяснение причин применения к данному случаю аналогии закона или аналогии права. Тем самым обеспечивается возможность проверить правильность решения дела.

Таким образом, применение права по аналогии – это не произвольное разрешение дела. Принятие решения осуществляется в соответствии с государственной волей, выраженной в правовой системе в целом или в отдельных нормах права, регулирующих сходные отношения. Путем аналогии правоприменительный орган пробел в праве не устраняет, а лишь преодолевает. Пробел может быть устранен только компетентным нормотворческим органом.

Институт аналогии имеет  ограниченное применение в праве. В  области уголовного права аналогия закона и аналогия права не допускаются, поскольку действует непреложный принцип «нет преступления без указания на то в законен, что служит гарантией защиты личности. В других отраслях права аналогия допускается, а в таких, как гражданское и гражданско-процессуальное право, она прямо закреплена.

[12].Применение прав по аналогии прямо предусмотрено законодательством. Так, в ст.5 Гражданского кодекса Республики Беларусь установлено, что в случаях, когда отношения входящие в сферу гражданского права, прямо не урегулированы актами законодательства или соглашением сторон, к таким отношениям, поскольку это не противоречит их существу, применяется норма гражданского законодательства, регулирующая сходные отношения (аналогия закона).

При невозможности использования  в указанных случаях аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из основных начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права). При этом не допускается применение по аналогии норм, ограничивающих гражданские права и устанавливающих ответственность.

Юридической практике известна и такая форма преодоления пробелов, как субсидиарное применение аналогии. Оно заключается в использовании норм права одной отрасли для разрешения дел, возникающих в другой отрасли права. Судебной практике, к примеру, известны случаи, когда при разрешении споров, вытекающих из брачно-семейных отношений, применялись по аналогии гражданско-правовые нормы.

Подчеркивая значения института  аналогии как средства преодоления  пробелов в праве, одновременно следует  обратить внимание на ограниченность сферы его применения гражданским судопроизводством, что отвечает целям обеспечения охраны именно гражданских прав и законных интересов граждан. Применение же аналогии в процессе рассмотрения уголовных и административных дел противоречило бы достижению таких целей. Поэтому демократические правовые системы исключают возможность применения аналогии в указанных сферах. Исходным в этих случаях признается положение, в соответствии с которым правовая норм, устанавливающая уголовную, административную или иную ответственность, должна применяться только к тем лицам и при наличии только тех условий, которые прямо предусмотрены этой нормой. В частности, уголовное законодательство исходит из того, что не может считаться преступление то деяние, которое прямо не запрещено уголовным законом.

[13].Установление пробелов не означает их выискивания. На практике оно начинается объективно: с того, что какой-то орган, должностное лицо затрудняются в решении дела из-за отсутствия правового инструмента, позволяющего ответить на все вставшие перед ними вопросы. Для нормотворческих органов это даже не один, отдельно взятый казус, а ряд возникающих отношений. Таким образом, в основном юридическая практика питает идеи о существовании пробелов и необходимости их устранения.

Деятельность по установлению пробелов тесно связана с правотворчеством. Связь эта состоит в следующем:

1. Установление пробелов (а затем и их устранение) и  правотворческая деятельность соотносятся  между собой как часть и  целое. Последняя охватывает также  необходимость преобразования правового регулирования, замены его иными видами социального регулирования и т.п.

2. Вхождение в компетентный  государственный орган с инициативой об издании акта, призванного закрепить новые, еще не урегулированные отношения, означает одновременно суждение о существовании пробела.

3. Проверка обоснованности  такого законодательного предложения есть собственно процесс установления пробелов.

4. Выработка компетентными  органами проекта нормативного  акта является официальным оформлением гипотезы о существовании пробела и пути его устранения.

5. Принятие нормативного  акта означает положительный  ответ на вопрос о существовании пробела, а также одновременно окончательное установление и устранение пробела.

В процессе установления пробелов исследуются:

а) содержание действующей системы права;

б) материальные общественные отношения, которые обусловили появление того или иного нормативного акта или требуют его издания;

в) классово-волевые отношения, связанные с изданием акта;

г) правотворческая деятельность государственных (иногда также общественных) органов;

д) правоприменительная  практика;

е) правосознание (совокупность правовой идеологии и психологии).

Если рассмотреть каждую из указанных областей познаний, нетрудно убедиться, что в одних сферах преимущественное значение будут иметь методы формально-юридического исследования, в других - конкретно-социологического.

Формально-юридический  метод означает особую совокупность способов обработки и анализа содержания действующей системы права. Его специфическим свойством является отвлечение от некоторых сущностных сторон права, связанных с материальной и классовой обусловленностью правовой системы. На первый план выделяются здесь чисто логические, языковые и иные абстрактные стороны, выражающие структурные закономерности права.

К формально-юридическим средствам относятся все способы толкования права, заключения по аналогии, от большего к меньшему и от меньшего к большему, от частного к общему, от условий к следствию и обратно, заключения по противоположности и др.

При их использовании следует иметь в виду следующее:

1. Все перечисленные  приемы и средства применяются  в основном при установлении неполноты отдельных норм и нормативных актов. Необходимость издания отсутствующего закона доказывается преимущественно социологическими средствами.

2. Все они могут  быть применены в установлении  как «объективных», так и «субъективных», первоначальных и последующих пробелов. «Технические» пробелы вскрываются исключительно формально-логическими средствами.

3. Не всегда пробелы  устанавливаются на основе прямо выраженного требования норм права. Часто возникает необходимость обращения к одной, нескольким нормам или ко всей совокупности норм, к мотиву их издания, а иногда к отраслевым и общим принципам права.

4. Ни один из указанных  приемов не имеет самодовлеющего значения. Каждый из них используется в связи с другими и дополняется социологическими исследованиями. Существующая в пределах формально-юридического метода субординация средств имеет относительный характер.

Среди всех объектов конкретно-социологических средств установления пробелов особое значение имеет судебная и административная практика. Методы конкретно-социологического исследования известны: наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервьюирование, опрос, статистический анализ, прогнозирование.

Устранить пробел в законе можно лишь путем дополнительного  законотворчества. Если доктрина и законодательство признают в качестве полноценных источников права лишь акты, исходящие от компетентных правотворческих органов власти и управления, то только эти органы и пользуются прерогативой восполнения пробелов. Все другие государственные организации (за известными исключениями), коллективы трудящихся, научные учреждения, отдельные ученые принимают деятельное участие в установлении пробелов, но не наделены правом их устранения. А чтобы возложить обязанность восполнения пробелов в законе на суд, нужно наделить его соответствующей компетенцией.

Деятельность судов  по восполнению пробелов в праве  обусловлена самим фактом существования пробелов в законе и тем, что процедура принятия нормативных актов требует известного времени. Наконец, отдельные нормотворческие органы еще недостаточно оперативны в издании соответствующих актов. Высшим судебным инстанциям остается одно из двух: или оставить решение неурегулированных случаев на усмотрение нижестоящих судов, или выработать для них нормативное указание.

Информация о работе Применение права как особая форма его реализации