Принципы административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 17:23, реферат

Описание работы

Под принципами административного права понимаются основные идеи, требования, положения, выражающие его сущность и определяющие содержание административно-правовых норм. Необходимо отметить, что каждая отрасль права обладает набором как общих принципов, характерных для всех его отраслей, так и собственными, придающими ей уникальность. По сути, принципы - это основополагающие начала отрасли, своеобразная квинтэссенция ее норм.

Работа содержит 1 файл

ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

--------------------------------

<1> Российская  газета. 2006. N 95. 

гражданин имеет  право на возмещение убытков и  компенсацию морального вреда, причиненных  незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда (ч. 1 ст. 16);

в свою очередь, если гражданин указал в обращении  заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения  государственным органом, органом  местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда (ч. 2 ст. 16).

Вместе с тем  в некоторых случаях устанавливается  приоритетная ответственность того или иного участника регулируемых административным правом общественных отношений. Например, одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, закрепленных ст. 3 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", является приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в нем.

Ряд принципов  является характерным для отраслей права, которые принято относить к публичному праву (в противоположность  частному праву), таких как гражданское, семейное и т.д.

В числе межотраслевых можно выделить такие принципы, как принцип презумпции невиновности (на наш взгляд, далеко не бесспорный принцип применительно к административному праву о чем подробнее будет сказано при рассмотрении его источников), принцип федерализма, в том числе реализуемый через установление единства системы государственной власти и разграничение предметов ведения между РФ и ее субъектами, принцип разделения властей, принцип признания местного самоуправления и разграничения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления.

Наконец, есть значительное количество принципов, которые можно  считать собственно административно-правовыми, характерными именно для данной отрасли. Как правило, эти принципы определяют содержание каких-то определенных сфер административно-правового регулирования. Так, можно выделить специфические принципы государственной гражданской службы, определенные ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", такие как стабильность гражданской службы; взаимодействие с общественными объединениями и гражданами; защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность. Более того, в некоторых случаях законодатель идет по пути установления принципов, определяющих составные элементы регулируемых отношений.

Возвращаясь к  административно-правовому регулированию  государственной гражданской службы посредством норм Федерального закона "О государственной гражданской  службе Российской Федерации", отметим, что названный Закон определяет не только общие принципы гражданской службы (ст. 4), но и такие частные, как принципы формирования кадрового состава гражданской службы в государственном органе, которые в соответствии со ст. 60 этого Закона обеспечиваются на основе:

назначения на должность гражданской службы гражданских  служащих с учетом их заслуг в профессиональной служебной деятельности и деловых  качеств;

совершенствования профессионального мастерства гражданских  служащих.

Другим примером специфических административно-правовых признаков могут выступать такие названные принципы, как установление единого порядка лицензирования на территории РФ, а также определение лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, содержащиеся в ст. 3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Подводя итог сказанному о принципах административного  права, необходимо отметить следующее:

перечень принципов  не является закрытым. Приведенные  принципы относятся к числу наиболее распространенных в административном праве, однако это не означает, что оно ограничивается только ими. Ряд авторов к числу принципов, влияющих на содержание административно-правовых норм, относят такие принципы, как светский характер государства, социальный характер государства, считают целесообразным особо выделять принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения и т.д.;

формулировка  и содержание принципов не должны рассматриваться в качестве некоей догмы. Их большинство имеет исключения, которые тем не менее лишь подчеркивают общее правило, содержащееся в природе принципа. Например, исключениями из принципа гласности являются режим государственной тайны, использование органами исполнительной власти, наделенными соответствующими полномочиями (органами федеральной службы безопасности, федеральной службы охраны), сочетания гласных и негласных методов работы. Оговорки есть и в отношении принципа равенства перед законом. Так, статьей 1.4 КоАП РФ, закрепляющей принцип равенства перед законом применительно к административной ответственности за совершение административных правонарушений, тем не менее предусмотрено, что особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами. Важно лишь, чтобы любое отступление от общего правила, сформулированного принципом, имело под собой не только правовое, но и в не меньшей степени моральное обоснование. Иными словами, исключений не может быть слишком много, в противном случае существует риск утраты самого принципа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Источники административного  права: 

   1. Конституция  Российской Федерации. 

   2. Федеральные  конституционные законы (в п. 2 ст. 114 Конституции РФ

   записано: \\\"Порядок деятельности Правительства  Российской Федерации

   определяется  федеральным конституционным законом\\\"). 

   3. Федеральные  законы, содержащие нормы административного  права. 

   4. Указы  Президента РФ, относящиеся к  предмету административно-правового

   регулирования. 

   5. Постановления  Правительства Российской Федерации по вопросам

   государственного  управления. 

   6. Кодифицированные  акты (Кодекс РФ об административных  правонарушениях от

   30 декабря  2001 года (в ред. от 25 июля 2002 года) - КоАП). 

   7. Приказы  и постановления министерств  и ведомств. 

   8. Законы, принимаемые представительными  органами власти субъектов

   Российской  Федерации. 

   9. Распоряжения  и постановления органов местного  самоуправления (т. е.

   городских  и районных администраций). 

   10. Приказы  руководителей государственных и негосударственных предприятий

   (учреждений). 

   11. Распоряжения  в устной или письменной форме  (чаще в устной)

       руководителей подразделений предприятия  (учреждения). 

   Субъекты  административного права: 

   1. Федеральные  органы исполнительной власти. 

   2. Органы  местного самоуправления. 

   3. Предприятия  и учреждения (государственные и  негосударственные). 

   4. Общественные  объединения (организации). 

   5. Государственные  служащие (должностные лица). 

    6. Граждане. 

   Принципы административного управления: 

   1. Принцип  подчиненности и соответствующей  подотчетности нижестоящих

   органов  управления вышестоящим. 

   2. Принцип  участия населения в управлении. Граждане участвуют в управлении

   государством  через свободные демократические выборы своих представителей в

   органы  власти. Участие граждан в управлении  может осуществляться через

   общественные  организации, трудовые коллективы, митинги, забастовки и

   другие  массовые мероприятия, не запрещенные  законом. 

   3. Принцип законности в управлении. Вся исполнительно-распорядительная

   деятельность  административных органов власти  должна осуществляться на

   основе  закона и во имя исполнения  закона. 

    4. Принцип  федерализма проявляется во взаимоотношениях  между центральными

       и региональными органами управления, которые должны работать в  единой

       системе законодательства. 

   Система  административного права. 

   Административное  право делится на общую и  особенную части. 

   Общую  часть  административного права составляют нормы, регулирующие: 

   1) административно-правовой  статус граждан (статус - это наличие

   определенных  прав и обязанностей); 

   2) правовые  основы организации и деятельности  исполнительной власти

   (аппарата  государственного управления); 

   3) административно-правовой  статус негосударственных организаций; 

   4) порядок  применения норм административного  права (какие государственные

   органы  или должностные лица могут  применять нормы административного  права,

   какова  компетенция этих органов и т. д.). 

   Особенная  часть  административного права  состоит из норм, действующих  в

   пределах  отдельных сфер управления. Особенную  часть административного

   права  составляют нормы, регулирующие: 

   1) обеспечение  безопасности граждан, общества  и государства (эти нормы в

   основном  составляют содержание Кодекса  об административных

   правонарушениях); 

   2) организационно-хозяйственную  деятельность государственной администрации

   (эти нормы  в основном содержатся во внутриведомственных  инструкциях и

   других  подзаконных актах); 

   3) социально-культурную  и благотворительную деятельность (это нормы,

   регулирующие  деятельность отделов социального  обеспечения, комитетов

   защиты  малоимущих граждан, фондов помощи  пострадавшим от стихийных

   бедствий и т. д.); 

    4. деятельность  государственной администрации  по организации и

       осуществлению политических, экономических,  культурных и иных связей с

       другими странами. 

                      2.Административно-правовые отношения 

   характеризуются тем, что в обязательном порядке одной стороной этих 

   отношений  выступает орган (субъект) исполнительной  власти, который в 

   соответствии  с возложенными на него задачами  реализует свои властные 

   полномочия. 

   Наличие  властных полномочий (т. е. обладание

   исполнительно-распорядительными  функциями) у одной из сторон  является

   необходимым  условием возникновения административных  отношений. 

   Особенности  административно-правовых отношений: 

    1. Административные  отношения не могут возникать между гражданами, если

       хотя бы один из них не  наделен властными полномочиями  по отношению к

       другому. При этом согласие  другой стороны не обязательно,  т. е.

       сторона, к которой предъявлено  требование субъекта исполнительной

       власти, обязана выполнить это требование независимо от своего желания.

       Поэтому административные отношения  называют властеотно-шениями. Эта

Информация о работе Принципы административного права