Принципы административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 17:23, реферат

Описание работы

Под принципами административного права понимаются основные идеи, требования, положения, выражающие его сущность и определяющие содержание административно-правовых норм. Необходимо отметить, что каждая отрасль права обладает набором как общих принципов, характерных для всех его отраслей, так и собственными, придающими ей уникальность. По сути, принципы - это основополагающие начала отрасли, своеобразная квинтэссенция ее норм.

Работа содержит 1 файл

ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

       особенность определена внешними  приоритетами

       государственно-управленческой деятельности  и в конечном счете является

       главным условием функционирования  всего

       административно-государственного  аппарата. Если на каком-то этапе

       управления принцип \\\"власть - подчинение\\\" не срабатывает,  значит, вся

       система государственного управления дает сбой, и встает вопрос о

       замене вышедшего из подчинения  звена административной цепочки. 

    2. Неравенство  сторон, так как управление всегда  предполагает подчинение

       воли участников совместной деятельности  единой управляющей воле.

       Сторона, обладающая властными  полномочиями, имеет доминирующее

       положение по отношению к другой  стороне, не имеющей таких полномочий  и

       находящейся в подчинении у  первой. 

    3. Для  возникновения административных  отношений достаточно воли одной из

       сторон (а именно: стороны, которая  обладает властными полномочиями  по

       отношению к другой). Это резко  выделяет административные отношения  из

       всех других правоотношений, которые,  как правило, возникают по

       взаимному согласию сторон. 

    4. Административные  отношения по своей сути являются  организационными, т.

       е. направлены прежде всего  на организацию процесса право-исполнения. В

       функциональном смысле это регулирующее  воздействие на поведение всех,

       кто связан со сферой государственного  управления. 

    5. Возникающие  в административно-правовых отношениях  споры, как правило,

       разрешаются во внесудебном порядке  в отличие от споров, возникающих  в

       гражданско-правовых, трудовых или  семейных правоотношениях. Существует

       особый административный порядок  обжалования действий должностных  лиц,

       ущемляющих права граждан, хотя  в последнее время наблюдается  тенденция

       расширения круга административно-правовых  споров, разрешаемых судом. 

    6. Если  одна из сторон нарушит требование  административной нормы, нанеся

       при этом ущерб другой стороне  правоотношений, нарушитель будет  нести

       ответственность не перед другой  стороной, а непосредственно перед

       государством. 

   Таким  образом, под административно-правовыми  отношениями понимаются

   управленческие  отношения, в которых стороны  выступают как носители

   взаимных  прав и обязанностей. 

   Государственное  управление, в сфере которого  складываются

   административно-правовые отношения, в конечном счете, сводится к

   осуществлению  функций, направленных на организацию  совместной деятельности

   людей. 

   Виды  административных отношений   многообразны. В зависимости от

   особенностей  участников этих отношений выделяют отношения соподчиненных

   субъектов  и отношения несоподчиненных  субъектов. 

   К несоподчиненному  виду административных связей  относится взаимодействие

   двух  и более равнозначных и не  находящихся в подчинении друг  к другу

   субъектов  исполнительной власти 

   (например, взаимоотношения между министерствами). 

   Соподчиненный  вид административных связей  может быть представлен в

   следующих  вариантах: 

   1. Отношения  вышестоящего субъекта исполнительной  власти с нижестоящими

   субъектами  исполнительной власти (например, отношения Правительства РФ с

   министерствами  и ведомствами). 

   2. Отношения  субъекта исполнительной власти  с предприятием (учреждением),

   находящимся  в его подчинении (например, отношения  Министерства общего и

   профессионального образования с вузами). 

   3. Отношения  субъекта исполнительной власти  с предприятием (учреждением),

   не находящимся  в его подчинении (например, отношения  органов финансового

   контроля  с предприятием). Это внешняя форма  соподчинения. Она означает,

  что исполнитель не находится в прямой зависимости от субъекта

   исполнительной  власти. 

   4. Отношения  субъекта исполнительной власти  республиканского (областного)

   значения  с органами местного самоуправления. 

   5. Отношения  субъекта исполнительной власти (федерального или

   муниципального) с негосударственными объединениями  (коммерческими

   структурами,  социально-культурными объединениями,  общественными

   организациями  и др.). 

   6. Отношения  субъекта исполнительной власти (должностного лица) с

   гражданами. Это может быть как внутренняя, так и внешняя форма

   соподчинения (например, отношения начальника  с подчиненными - внутренняя

   форма  соподчинения, а отношения сотрудника  ГИБДД с водителями - внешняя

   форма  соподчинения). 

   Во всех  видах управленческих отношений непременно участвует тот или иной

   субъект  исполнительной власти. Без него  управленческие отношения в

   административном  смысле возникнуть не могут,  ибо только субъект

   исполнительной  власти имеет полномочия выражать  в юридической форме волю и

   интересы  государства, т. е. он реализует  на практике в исполнительном

   варианте  государственную власть. 

   Структурно-функциональное  выражение государственного управления

   фиксируется  в административно-правовых нормах, в которых непосредственно

   выражается  регулятивная роль административного  права. 

   Виды  административно-правовых норм: 

   1. По целевому  назначению - регулятивные и охранительные. 

   2. По методу  воздействия - обязывающие и запрещающие. 

   3. По пределам  действия:

      а)  действующие на определенной  территории;

      б) обязательные только для  определенного круга лиц;

      в) внутриаппаратные;

      г) общеобязательные. 

   4. По юридической  силе - имеющие большую юридическую  силу и имеющие

   меньшую  юридическую силу. Это зависит от законодательного органа

   государственной  власти, который принимает эти  нормы. Например,

   нормативно-правовые  акты, принимаемые областным Законодательным  Собранием,

   имеют  меньшую юридическую силу, чем  законы, принимаемые Государственной

   Думой. 

   5. По степени  значимости - законные и подзаконные.  Законными они являются,

   если  исходят от органа, имеющего право  разрабатывать и принимать законы.

   Если  административные нормы содержатся  в нормативных актах органов

   исполнительной власти, например постановлениях Правительства РФ, они

   являются  подзаконными. 

   6. По уровню  обобщенности - общие и специальные.  Например, нарушение

   правил  торговли - это общая норма, а  нарушение правил торговли

   огнестрельным  оружием - специальная норма. В случае несоответствия общей и

   специальной  норм применяется специальная  норма. 

    7. По  характеру правового режима - материальные  и процессуальные.

       Большинство норм административного  права являются материальными,  т. е.

       они юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей участников

       административных отношений. Процессуальные  нормы определяют процедуру

       реализации прав и обязанностей, установленных материальными нормами

       административного права. 

   Структура  норм административного права  аналогична структуре других

   отраслей  права (гипотеза, диспозиция, санкция). Однако нормы

   административного  права имеют свою специфику. 

   Особенности  норм административного права: 

    1. Данные  нормы несут в своем содержании двоякую юридическую нагрузку. С

       одной стороны, они издаются  для исполнения и применения  их на

       практике, с другой - для регуляции  и регламентации самого процесса

       правотворчества (например, нормы,  устанавливающие порядок разработки и

       принятия законов, полномочия  и статус органов государственной  власти и

       т. д.). 

    2. Нормы  административного права, как  правило, не имеют прямого действия,

       т. е. представляют собой общие  правила поведения принципиального

       характера. Это значит, что они  нуждаются в опосредовании их  нормами

       более конкретных подзаконных  актов, имеющих локальный характер  и

       учитывающих особенности, а также  специфику подразделений, в которых

       эти нормы должны применяться. 

   . 3. Административно-правовые  нормы содержат в себе правила  поведения,

   адресованные  прежде всего субъектам исполнительной  власти. Это не

   означает, что данные нормы носят чисто  "аппаратный" характер. Они могут

   быть  обращены как к отдельным гражданам, так и к общественным

   организациям. Но именно в силу своей направленности  на реализацию целей

   исполнительной  власти нормы административного  права служат для обеспечения

   безопасности  граждан, общества и государства,  а также создают условия для

   реализации  необходимых гражданских прав  и свобод. 

   Реализация  норм административного права  осуществляется несколькими

   способами: 

   1. Исполнение. Заключается в активных действиях  субъектов права по

   выполнению  предписаний, содержащихся в правовых  нормах (например,

Информация о работе Принципы административного права