Принудительное лечение

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Управление обществом, обеспечение общественной безопасности и правопорядка осуществляется с помощью активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей. В качестве этих способов выступают и такие методы государственной и общественной деятельности, как убеждение и принуждение. Будучи явлениями социальными, они находят свое проявление в содержании связей между участниками конкретных общественных отношений. Принуждение существует во всяком человеческом общежитии и является необходимым элементом всякой социальной организации. В доклассовом обществе оно базировалось на авторитете старейшин, вождей племен и т.п., в классовом обществе - на власти государства. Следовательно, принуждение теснейшим образом связано с государственной властью и определяет качество этой власти.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Меры административного принуждения 5
1.1Административно-предупредительные меры 5
1.2 Административно - пресекательные меры 6
1.3 Меры административной ответственности 7
Глава 2 Принудительные меры медицинского характера 9
2.1 Из истории принудительных мер медицинского характера 9
2.2 Основание применения мер медицинского характера 11
2.3 Виды принудительных мер медицинского характера 13
Глава3 Принудительная госпитализация гражданина в психиатрический стационар и принудительное психиатрическое освидетельствование 18
3.1 Помещение гражданина в психиатрический стационар 18
3.2 Принудительное лечение алкоголизма и наркомании 21
3.3 Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера 24
Заключение 28
Библиографический список 30

Работа содержит 1 файл

курсовая по а.п..doc

— 183.00 Кб (Скачать)

Содержание  

 

Введение  

      Управление  обществом, обеспечение общественной безопасности и правопорядка осуществляется с помощью активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей. В качестве этих способов выступают и такие методы государственной и общественной деятельности, как убеждение и принуждение. Будучи явлениями социальными, они находят свое проявление в содержании связей между участниками конкретных общественных отношений. Принуждение существует во всяком человеческом общежитии и является необходимым элементом всякой социальной организации. В доклассовом обществе оно базировалось на авторитете старейшин, вождей племен и т.п., в классовом обществе - на власти государства. Следовательно, принуждение теснейшим образом связано с государственной властью и определяет качество этой власти.

      Интересы  охраны законности и правопорядка, поддержания государственной дисциплины требуют, чтобы органы государства обеспечивали проведение в жизнь государственной воли, применяя в случае необходимости к тем, кто не следует этой воле добровольно, и принудительные меры, допускаемые законом. Государственное принуждение применяется на базе убеждения, в строгих рамках законности. Борьбу за законность необходимо вести строго законными средствами. Государственное принуждение - это средство защиты интересов общества, вынужденная реакция на антиобщественные действия, принудительная деятельность регулируется правом. Кроме правового принуждения существует, например, педагогическое принуждение, психическое принуждение, физическое принуждение и его разновидность - дисциплина голода, семейное принуждение (главы семьи в отношении детей, иждивенцев); преступника в отношении жертвы, оккупантов в отношении населения оккупированной территории и т.п.

    Очень важно различать принуждение как специфическую деятельность органов государственного управления и как один из методов управления. В первом случае - это невыполнение требований законодательства или законных органов государственного управления. Что же касается второго, то есть принуждения как метода управления, воздействие на поведение людей или организаций, то его элементы имеются во всех случаях, где используется государственная власть. К одному из методов административного принуждения относится принудительное лечение. Я считаю, что вопрос о принудительном лечении является достаточно сложным. Более того, в нашем государстве на современном этапе увеличивается доля преступлений, совершаемых в состоянии психического расстройства, алкогольного и наркотического опьянения. Негативные явления, порождаемые потреблением спиртных напитков и наркотических средств, таят в себе большую опасность для общества. Злоупотребление алкоголем и употребление наркотиков способствует развитию соматических и психических заболеваний. В принудительном лечении нуждается до 83% душевнобольных, совершивших преступление или иное общественно опасное деяние. Подобного рода происшествия подлежат судебному разрешению. Судебная власть, согласно Конституции РФ, решает данные дела посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система устанавливается Конституцией РФ и федеральными конституционными законами. Создание чрезвычайных судов не допускается. Именно поэтому к разрешению вопроса о применении к лицу принудительных мер медицинского характера разрешается судом общей юрисдикции.

    Принудительное  лечение - это особый вид государственного принуждения, особая мера социальной защиты от действий душевно больных, алкоголиков и наркоманов.

    Цель  моей работы - тщательно изучить  проблему принудительного лечения в РФ на современном этапе, его нормативную базу и сделать необходимый вывод.

 

Глава 1 Меры административного принуждения

 

1.1Административно-предупредительные меры

     Очень важно отметить, что решающая роль борьбы с правонарушениями принадлежит государству. Оно имеет специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за что государственные органы могут применять метод принуждения, виды и размеры принудительных средств (санкций) и порядок их применения. Государственное принуждение, опосредуясь в праве, выступает в форме правового принуждения и, как правило, выражается в конкретных мерах принудительного характера, применяемых уполномоченными на то органами государства (должностными лицами) в связи с неисполнением правовых норм. В числе административно-правовых методов имеются средства индивидуального характера, используя которые исполнительные органы обеспечивают необходимое упорядочивающее воздействие на регулирование общественных отношений. В своей совокупности меры принудительного обеспечения должного поведения управляемых составляют институт административного принуждения.

     Меры  административного принуждения разнообразны. По целевому назначению они могут быть подразделены на три группы:

     - административно-предупредительные  меры;

     - административно-пресекательные меры;

     - меры административной ответственности.

Административно-предупредительные меры не связаны с совершением правонарушений. Они их предотвращают и, в этом смысле, предшествуют применению других мер принуждения, направленных против виновных в совершении административных правонарушений.

     Меры  такого рода многообразны, применяются  в различных областях общественной жизни и различными субъектами с компетенцией контрольно- надзорного характера. В основном они носят отраслевой профиль, но могут осуществляться и органами с общей управленческой компетенцией.

     Наиболее  типичными являются следующие административно-предупредительные меры:

     а) контроль и надзорные проверки;

     б) досмотр вещей и личный досмотр (таможенный, милицейский);

     в) проверка документов, удостоверяющих личность;

     г) введение карантина (при эпидемиях, эпизоотиях);

     д) прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности;

     е) освидетельствование медицинского состояния лиц и санитарного состояния предприятий общественного питания;

     ж) реквизиция имущества;

     з) закрытие участков государственной  границы и т. п. Применение этих и  других мер строго регламентировано. [11, 370] 

1.2 Административно - пресекательные меры

     Административно - пресекательные меры своим назначением имеют прекращение противоправных действий и предотвращение их вредных последствий. Сами по себе они не являются мерами административной ответственности, но обеспечивают возможность применения таких мер и обычно предшествуют им.

     К их числу относятся:

     а) требование прекратить противоправные действия (например, милиция вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения административных правонарушений, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции);

     б) непосредственное физическое воздействие;

     в) применение специальных средств (резиновые  палки, слезоточивый газ, наручники, водометы и т.п.) для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий и учреждений;

     г) административное задержание лица для  составления протокола об административном правонарушении (по общему правилу, задержание не может превышать трех часов, но в отдельных случаях закон допускает более длительные сроки задержания);

     д) применение оружия (например, для остановки транспортного средства, если водитель создает реальную опасность здоровью и жизни людей);

     е) принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих (может применяться в отношении лиц, больных венерическими болезнями, СПИДом, психически больных, совершивших опасные деяния, а также хронических алкоголиков и наркоманов, если они уклоняются от обычного лечения);

     ж) временное отстранение от работы инфекционных больных;

     з) запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;

     и) запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на дорогах и улицах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности и т. п. 

1.3 Меры административной ответственности

     Меры  административной ответственности представляют собой вид юридической ответственности, которая именуется административной. Они применяются за совершение административных правонарушений. Административная ответственность применяется в целях:

     а) воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов и уважения к правопорядку;

     б) предупреждения совершения им новых  правонарушений;

     в) предупреждения совершения правонарушений другими лицами.

Основными видами административных взысканий являются:

     - предупреждение;

     - административный штраф;

     - возмездное изъятие предмета, являвшегося орудием совершения административного правонарушения или непосредственным объектом административного правонарушения;

     - конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

      - лишение специального права, предоставленного данному лицу;

     - дисквалификация;

      - административный арест;

      - выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;

      - административное приостановление  деятельности.

     По  иной трактовке административного  принуждения и его видов юридическая наука занимается принуждением к соблюдению государственно-властных предписаний, изучает правовое принуждение, которое применяется  на основе юридических норм и в связи с их нарушением. Оно осуществляется в связи с неправомерным, вредным для общества деянием как реакция на вредоносное поведение. Если же нет неправомерных действий, нет и принудительных акций. Правовое принуждение применяется только к конкретным субъектам права (лицам и организациям), которые нарушили юридические нормы. Цели принудительной деятельности достигаются путем воздействия на моральную, имущественную, организационную, физическую сферу конкретного субъекта права. Таким образом, принуждение, как способ обеспечения правопорядка, должно применяться строго на правовой основе. [7, 11-12]

 

Глава 2 Принудительные меры медицинского характера

2.1 Из истории принудительных мер медицинского характера

     Обращаясь к истории применения принудительных мер медицинского характера, можно сказать, что осознание необходимости разделения наказания лиц, совершивших преступления, и лечения лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, появилось в России только в первой половине 19 века. До этого душевно больные, как и малолетние, причинившие смерть другому человеку, признавались невиновными, но о лечении душевнобольных в законе не упоминалось. В Своде законов (1832 г.) речь шла об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших «в состоянии безумия или сумасшествия» не только убийство, но и любое преступление. В Своде впервые говорилось о принудительном лечении, но только лиц, причинивших смерть человеку. О других общественно опасных деяниях не упоминалось. Лицо, причинившее смерть другому человеку в состоянии безумия или сумасшествия, подлежало водворению в дом сумасшедших для содержания и лечения в особых (от прочих умалишенных) отделениях. Если в течение «пяти лет сряду» у больного не будет замечено припадков сумасшествия, он, говорилось в Своде, может быть освобожден из больницы под поручительство семьи или посторонних лиц, но в каждом случае с разрешения министерства внутренних дел. При этом должно быть установлено полное доверие к лицу-поручителю. Более полно вопросы принудительного лечения решались в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845г. В нем ближе к современным понятиям формулируется  невменяемость в вину «преступления», совершенного безумным от рождения или сумасшедшим, когда это лицо по своему состоянию в тот момент не могло иметь понятия о противозаконности и самом свойстве деяния. Принудительному лечению подвергались лица, совершившие убийство, покушение на собственную жизнь (покушение на самоубийство по Уложению было уголовно наказуемо) или поджог, даже в том случае, если родственники были согласны взять такое лицо на поруки. В Уложении был регламентирован порядок принудительного лечения упомянутых лиц, сроки их содержания и условия освобождения. Лица, совершившие названные выше деяния, подвергались «освидетельствованию и испытанию» согласно требованиям Устава уголовного судопроизводства. Принудительное выдворение лица в дом умалишенных и установление опеки над его имуществом производилось по определению окружного суда или судебной палаты. За лицом, помещенным в дом умалишенных, предписывалось осуществлять «неусыпное наблюдение и смотрение», чтобы исключить повторное совершение «преступления». Срок обязательного пребывания лица в доме умалишенных устанавливался в два года, в течение которых не должно быть припадков сумасшествия. Этот срок мог быть сокращен при отсутствии опасности больного. Во всех случаях освобождаемое лицо передавалось на поруки заслуживающим доверие людям по решению упомянутых судебных инстанций. [14, 85]

Информация о работе Принудительное лечение