Прогнозирование и планирование территориального развития РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:48, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - изучение прогнозирования и планирования территориального развития РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть факторы и тенденции территориального развития,
2. Проанализировать региональную экономическую дифференциацию в РФ,
3. охарактеризовать программы социально-экономического развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….............3
1. Факторы и тенденции территориального развития.
Региональная экономическая дифференциация в РФ………................4
2. Организация прогнозирования и
стратегического планирования в регионах
и муниципальных образованиях РФ……………………………….......8
3. Программы социально-экономического развития
на федеральном, региональном
и муниципальном уровнях управления в РФ……………………..…...11
Заключение………………………...........................................................................15
Задача………………….............................................................................................16
Тесты……………………..........................................................................................17
Список литературы………………….......................................................................18
Приложение 1………………………........................................................................19
Приложение 2………………………………............................................................21

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 1.92 Мб (Скачать)

     Поскольку в данной сфере пока нет общепризнанных методик и понятий, муниципальным  образованиям имеет смысл принять  собственные положения о системе  стратегического планирования, в  которых определить все необходимые элементы этой системы.

     В настоящее время муниципальная  финансовая политика существует сама по себе, отдельно от технологий стратегического  планирования социально-экономического развития муниципального образования. Пока они не будут взаимоувязаны, ни о каком серьезном стратегическом развитии говорить не приходится. Если есть программа социально-экономического развития муниципального образования на текущий год, значит, должно быть не только бюджетное обеспечение, но и стратегический годовой баланс финансовых ресурсов, учитывающий государственные финансы, вкладываемые в развитие территории муниципального образования, предпринимательскую деятельность на этой территории, все финансы общественных организаций и даже финансы домашних хозяйств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Программы социально-экономического  развития на федеральном,  региональном и  муниципальном уровнях  управления в РФ 

     Реальная  реализация крупных инвестиционных проектов и программ, возможна лишь в рамках конкретных региональных образований России и, по нашему глубокому убеждению, в рамках их программ социально-экономического развития, так как [2]:

     – любой инвестиционный проект или программа осуществляется в рамках экономической, правовой и организационной системы региона (основываясь на федеральной вертикали) и не могут быть рассмотрены вне социальной и экономической среды, его инвестиционной инфраструктуры;

     – инвестиционные и организационные проблемы проекта или программы не могут быть разрешены вне поддержки региональных властей (в том числе и финансовой), вне использования законодательных и налоговых инструментов органов региональной власти;

     – корректно (в соответствии с требованиями Федерального уровня) сформированные и принятые региональными законодательными и исполнительными органами субъекта Российской Федерации экономические, инвестиционные и социальные приоритеты могут позволить создать инвестиционным проектам не только необходимую поддержку (налоговые льготы, защита интересов инвестора), но и обеспечение гарантиями соответствующего уровня (регионального, федерального);

     – программы развития регионов могут представить реальный механизм реформирования экономики региона и выхода его из общеэкономического кризиса.

     Однако, разрабатываемые реализуемые сегодня  программы социально-экономического развития регионов имеют ряд недоработок, методологических просчетов, не позволяющих оптимально использовать финансовый, ресурсный и организационный потенциалы региона, возможности всего спектра существующих инвестиционных механизмов, технологий и инструментов, а значит не могут реально способствовать привлечению в регион дополнительных инвестиционных ресурсов и не могут использовать внебюджетные источники финансирования региональных программ. Это основывается на следующих недостатках существующих подходов:

     – отсутствие единой методологической и методической базы при разработке региональных программ и их концепций;

     – отсутствие учета в процессе разработки и реализации программ социально-экономического развития процессов глобализации мировой экономики и необходимости интеграции в последнюю региональных экономик России;

     – распределительный принцип построения программы, основанный исключительно на внутренних источниках финансовых ресурсов;

     – низкий методический уровень анализа, планирования и прогнозирования регионального бюджетного процесса, региональных рынков, проводящихся без учета фактора обеспечения экономической безопасности региона;

     – отсутствие системного подхода в формировании законодательной базы развития региона (согласованной с требованиями федеральных органов власти и международных инвестиционных институтов), организационной инфраструктуры реализации программ, нахождение дополнительных источников их финансирования, эффективного использование имеющихся механизмов и инструментов инвестиционного рынка;

     Для каждого субъекта Российской Федерации как к концептуальному подходу к разработке, так и методам, механизмам реализации программ социально-экономического развития, необходим индивидуальный подход. Однако, методики создания таких индивидуальных экономических механизмов могут, да и должны, иметь общие закономерности, подходы и механизмы формирования, основанные на эффективном опыте, общеэкономической ситуации с государстве и регионе.

     Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (далее – целевые программы), представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

     Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

     Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в  рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

     Целевая программа состоит из следующих  разделов[4]:

  1. характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;
  2. основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;
  3. перечень программных мероприятий;
  4. обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;
  5. механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков;
  6. оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.

     Целевая программа также содержит паспорт федеральной (межгосударственной) целевой программы.

     Методика  оценки эффективности целевой программы  разрабатывается государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) с учетом специфики программы  и должна служить приложением к тексту программы.

     На  сегодняшний момент существуют ФЦП  на федеральном уровне: [8]

- Федеральная  целевая программа развития образования  на 2006-2010 годы

- "Русский  язык (2006-2010 годы)" 

- "Исследования  и разработки по приоритетным  направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы"

- "Научные  и научно-педагогические кадры  инновационной России" на 2009-2013 годы

- "Развитие  инфраструктуры наноиндустрии в  Российской Федерации на 2008-2010 годы"

  "Развитие  государственной статистики России в 2007-2011 годах";

- "Пожарная  безопасность в Российской Федерации  на период до 2012 года";

- "Жилище  на 2002-2010 годы".

- "Социальное  развитие села до 2012 года";

- "Снижение  рисков и смягчение последствий  чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года";

- "Национальная  технологическая база" на 2007-2011 годы;

- "Электронная  Россия (2002-2010 годы)" и др.

На региональном уровне также создаются программы [9] (см. Приложение 2) и на региональном уровне реализуются ФЦП [9] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Программа социально-экономического развития региона  должна состоять из двух основных блоков:

     Стратегические  цели и приоритеты социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу .

     Программа социально-экономического развития региона  на очередной плановый период (пять лет), которая и утверждается Правительством Российской Федерации в виде целевой  региональной программы.

     Реализация  такого подхода позволит:

     – обеспечить преемственность исполнительной и законодательных региональных властей в региональной политике по развитию экономики региона;

     – вынести из законодательных актов положения о стратегических интересах регионов, имеющих принципиально-методологическое значение (уставы регионов), гармонизировав (приведя в соответствие) региональное экономическое и инвестиционное законодательство;

     – гибко подходить к формулированию экономических и социальных приоритетов региона, основываясь на историческом опыте развития региона и адаптации их к конкретным этапам развития регионального социально-экономического планирования.

     Кроме традиционного анализа состояния  экономики региона, крайне необходимо проведение достаточно глубоких региональных маркетинговых исследований, как  состояния рынков продукции и услуг, производимых в регионе, так и их импорта (и межрегионального).

     Основой построения структуры программы  социально-экономического развития региона, формирования механизмов ее реализации является бюджетный процесс, его  анализ, планирование и прогнозирование развития. 
 
 
 

     Задача

     Определить  прогноз спроса на товар «А» на региональном рынке при коэффициенте эластичности спроса от цены 2,12. Число  покупателей в регионе может  составить 600 тыс. человек. Сложившийся  уровень продажи товара составляет 5,5 кг на человека за период. Намечается снижение цены товара на 6%.

     Решение:

     Эластичность  спроса определяется по формуле:

                                   Эластичность = D/Р                                                     (1)

     где D – спрос

           Р – цена

Исходя  из этой формулы можно определить увеличения спроса на товар. Подставим  данные

     2,12=х/ (- 0.06)

     Х= (-0.06) * 2,12

     Х= - 0.1272 или - 12.72 %

     Прогнозируемый спрос снизится на 12,72%.

     Текущий спрос составляет 5,5 кг на одного человека, при условии, что число покупателей в регионе составляет 600 тыс. человек.

     5,5 кг/чел * 600 тыс. чел. = 3300 тыс. кг. - объем производства товара.

     100 % - 12,72 % = 87,28 %

     3300 тыс.чел. * 0,8728 = 2880,24 тыс. кг. товара - прогнозируемый объем спроса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тест

  1. – А, 2) –  Б, 3) – б, 4) - А
 

Ответ: 3, 4

Ответ: 3)

Ответ: 1

Ответ: 2. 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 

  1. Белоусов А.Р. Сценарии экономического развития России на пятнадцатилетнюю перспективу // Проблемы прогнозирования. 2006. №1. С.
  2. Мониторинг доходов и уровня жизни населения // Всероссийский центр уровня жизни.
  3. Обзор социальной политики в России. Начало 2000-х. / Под ред. Т.М. Малевой. Независимый институт социальной политики. – М.: НИСП, 2007, С. 399–411.
  4. Прикладное прогнозирование национальной экономики: учебное пособие / под ред. В.В. Ивантера, И.А. Буданова, А.Г. Коровкина, В.С. Сутягина. – Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН и Московская школа экономики МГУ им. Ломоносова, 2007.
  5. Реформационный прагматизм как основа модернизации // Российский экономический журнал, №3, 2007, С. 30.

Информация о работе Прогнозирование и планирование территориального развития РФ