Прогнозирование и планирование территориального развития РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:48, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - изучение прогнозирования и планирования территориального развития РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть факторы и тенденции территориального развития,
2. Проанализировать региональную экономическую дифференциацию в РФ,
3. охарактеризовать программы социально-экономического развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….............3
1. Факторы и тенденции территориального развития.
Региональная экономическая дифференциация в РФ………................4
2. Организация прогнозирования и
стратегического планирования в регионах
и муниципальных образованиях РФ……………………………….......8
3. Программы социально-экономического развития
на федеральном, региональном
и муниципальном уровнях управления в РФ……………………..…...11
Заключение………………………...........................................................................15
Задача………………….............................................................................................16
Тесты……………………..........................................................................................17
Список литературы………………….......................................................................18
Приложение 1………………………........................................................................19
Приложение 2………………………………............................................................21

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 1.92 Мб (Скачать)

Содержание: 

Введение…………………………………………………………………….............3

  1. Факторы и тенденции территориального развития.

    Региональная  экономическая дифференциация в  РФ………................4

  1. Организация прогнозирования и

    стратегического планирования в регионах

    и муниципальных образованиях РФ……………………………….......8

  1. Программы социально-экономического развития

    на  федеральном, региональном

    и муниципальном  уровнях управления в РФ……………………..…...11

Заключение………………………...........................................................................15

Задача………………….............................................................................................16

Тесты……………………..........................................................................................17

Список литературы………………….......................................................................18

Приложение 1………………………........................................................................19

Приложение 2………………………………............................................................21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Проблемы  регионального деления, устойчивого  и согласованного социально-экономического развития страны в целом и отдельных  регионов являются как никогда актуальными  на современном этапе становления  России как равноправного и стабильного члена мирового сообщества.

     До  недавних пор приоритет в развитии регионов отдавался экономической  составляющей. Это соответствовало  до поры общемировым тенденциям регионального  развития эпохи индустриализации, в  которую региональная политика государств была нацелена в первую очередь на транспортно-инфраструктурное развитие, технологические и инженерно-строительные проекты. Таким образом, изучаемая тема является актуальной.

     Цель  работы - изучение прогнозирования и планирования территориального развития РФ.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть факторы и тенденции территориального развития,
  2. Проанализировать региональную экономическую дифференциацию в РФ,
      1. охарактеризовать программы социально-экономического развития.

     Объектом  исследования является прогнозирование  и планирование в условиях рынка.

     Предметом исследования выступает территориальное  развитие РФ.

     Для написания работы были использованы учебники, научные статьи, официальные  сайты Правительств РФ и Челябинской области.

     Программный продукт, используемый в написании  работы – MS Office. 
 
 
 
 
 

     1. Факторы и тенденции  территориального  развития. Региональная  экономическая дифференциация в РФ 

     Для социально-экономического развития Российской Федерации характерны объективные различия в развитии производительных сил, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов, возрастание неравномерности развития и исключительно глубокая дифференциация между регионами [5, c. 98].

     При этом социальное неравенство регионов обусловлено не только экономическими причинами, оно зависит от широкого круга факторов: демографической и социальной структуры населения, степени урбанизированности и сложившейся системы расселения.

     Иллюстрацией  неравномерности развития и размещения производительных сил страны и социального неравенства регионов служит сложившаяся система расселения населения по территории страны.

     Оценка  регионального аспекта социально-экономического развития России с её протяжёнными территориями, исключительно разнообразными производственными, природными, демографическими и другими характеристиками требует учёта тенденций изменения многочисленных групп факторов в их динамически изменяющемся сочетании.

     «Пространственная экономика» и «пространственная  социальная сфера» страны отличаются своей неоднородностью. Оценка их функционирования возможна на основе системного анализа следующих факторов [1, c. 58]:

     · размещения и развития производительных сил в территориальном аспекте, социальной инфраструктуры (жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, среднего и высшего образования), а также прогнозных оценок демографических тенденций;

     · состояния государственной экономической, бюджетной и социальной политики, предусматривающих осуществление  инвестиционных и социальных проектов в регионах страны;

     · состояния организационно-управленческой, финансово-экономической и нормативно-законодательной  деятельности, исполнительных и законодательных органов власти субъектов Российской Федерации, направленной на решение вопросов по обеспечению достойной жизни граждан.

     Базой социального развития является динамичный экономический рост на новой качественной основе. На протяжении последнего десятилетия увеличилось число регионов с растущей экономикой. Дифференциация российских регионов по уровню социально-экономического развития высока, но за последние пять лет она начала сокращаться. В 2010 г. между наиболее и наименее экономически развитыми регионами (между Тюменской областью вместе с автономными округами и Республикой Ингушетия) по валовому региональному продукту (ВРП) на душу населения разрыв составлял почти 28 раз, а с учетом межрегиональных различий в уровне цен — 20 раз. В конце 90-х годов эти различия были в полтора раза больше.

       Важнейший фактор различия между регионами — отраслевая специализация экономики, прежде всего промышленности. Лидерами по ВРП на душу населения (с учетом межрегиональных различий в уровне цен) являются регионы с доминированием сырьевых, ориентированных на экспорт отраслей: нефтегазовым комплексом, черной и цветной металлургией (см. табл. 1). Исключение — Москва и Санкт-Петербург. При этом степень диверсификации экономик сырьевых регионов сильно разнится. Сахалинская область попадает в лидеры благодаря добыче углеводородного сырья, Татарстан — в силу высокоразвитой нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, а также относительно благополучного машиностроения. [6] 
 
 
 
 
 

Таблица 1

Регионы с уровнем валового регионального продукта

на душу населения выше среднего (данные 2010 г.)

Субъекты  РФ Фактический ВРП/чел, руб. Субъекты РФ ВРП/чел. с учетом уровня цен, руб.
Тюменская область 829 155,0 Тюменская область 676 266,9
г. Москва 643 733,1 г. Москва 452 612,8
Сахалинская область 550 227,8 Сахалинская область 360 130,2
Чукотский АО 421 287,6 Республика  Татарстан 243 547,7
Республика  Саха (Якутия) 259 249,0 Красноярский  край 240 563,0
Красноярский  край 253 942,4 г. Санкт-Петербург 226 399,0
Республика  Коми 249 570,9 Республика  Коми 218 797,3
г. Санкт-Петербург 242 755,0 Оренбургская  область 211 349,3
Мурманская  область 225 044,6 Чукотский АО 208 290,9
Архангельская область 224 807,8 Липецкая область 206 933,1
Магаданская область 211 896,2 Архангельская область 204 130,1
Томская область 208 946,1 Томская область 200 181,2
Республика  Татарстан 204 890,2 Среднее по субъектам РФ 198 816,5
Вологодская область 199 086,8
Среднее по субъектам РФ 198 816,5
 
 

Примечание: в качестве показателя, отражающего  различия между субъектами РФ по уровню цен использовался показатель стоимости  фиксированного набора потребительских товаров и услуг.

     Наглядная иллюстрация центро-периферийных отношений — лидерство по уровню социально-экономического развития Москвы и Санкт-Петербурга. Это субъекты РФ со статусом городов федерального значения и одновременно два крупнейших российских города с 10,5 и 4,6 млн жителей соответственно. Основу их экономик составляет сфера услуг, особенно в Москве.

     Перспективы социального развития нашей страны связаны с вызовами глобализации, требующими роста конкурентоспособности российской экономики и человеческого капитала. Россия также стоит на пороге неизбежной депопуляции и сокращения численности экономически активного населения. Пик этих процессов пришелся на 2010 г. под влиянием демографической волны: из трудоспособного возраста будут выходить люди, родившиеся в 1950-е, а им на смену придет малочисленное поколение родившихся в 1990-е гг. Возможности вовлечения на рынок труда экономически неактивного населения ограничиваются молодежью и пенсионерами, и они невелики. Наконец, «сожмётся» обитаемое пространство страны как следствие депопуляции и внутренних миграций (из северных и восточных регионов – на юг и запад; из периферийных зон – в крупные городские агломерации). Рост предложения труда за счет внешних миграций ограничен: та часть русскоязычного населения, которая хотела уехать в Россию, в основном это сделала, остались ресурсы титульного населения Средней Азии и стран вне СНГ.

     В последние годы вновь начался рост регионального неравенства доходов населения, несмотря на увеличившиеся объемы межбюджетного перераспределения. Одним из немногих позитивных результатов такого перераспределения стало заметное снижение региональных различий в уровне бедности благодаря повышению заработной платы бюджетников и социальных выплат. [7] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Организация прогнозирования  и стратегического  планирования в  регионах и муниципальных  образованиях РФ 

     Применительно к системе местного самоуправления публичные финансы призваны способствовать решению вопросов местного значения, реализации конкретных полномочий. Вопрос в том, для чего они должны служить, – только для осуществления текущей деятельности на муниципальном уровне, обеспечивающей элементарное выживание, либо для развития.

     На  сегодняшний день существует три  основных подхода к стратегическому  планированию. Классический подход заключается  в планировании «из прошлого», при  этом используемые данные и аналитика  базируются на достижениях прошедших  периодов. Другой подход, назовем его футуристическим, представляет собой «взгляд из будущего». Третий – смешанная модель.

     Стратегическое  планирование базируется на Федеральном законе от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». В нем выделены этапы кратко-, средне- и долгосрочного планирования, определены возможности использования этого института развития, однако отсутствует необходимый понятийный аппарат. Поэтому сегодня наряду с термином «стратегия» можно услышать «концепция», «стратегический план», «план социально-экономического развития».

     Стратегическое  планирование – составная часть  всей системы управления. К сожалению, пока мало кто может ответить на вопрос, чем долгосрочное планирование отличается от стратегического. На самом деле стратегическое планирование – это особый вид управленческой деятельности, который заключается в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе и быструю адаптацию к изменяющимся особенностям внешней среды. Именно возможность адаптироваться в случае изменений и отличает систему стратегического планирования от системы обычного долгосрочного [3, c. 62–63].

     Поскольку речь идет о развитии, мы не можем  не говорить о системе. Каковы составляющие такой системы? В нашем контексте  в качестве объекта выступает  соответствующая территориальная  единица – субъект РФ либо муниципальное образование. С ними и следует работать.

     Должны  декларироваться прежде всего социальные цели, поскольку публичная власть работает для людей, но достигаются  такие цели с помощью экономических  инструментов. Следовательно, нужно  выбрать ряд приоритетных функций, выполнение которых в рассматриваемой перспективе должно обеспечить решение главных задач развития. Называем набор таких функций стратегическим выбором (в западной терминологии это «миссия»).

         Ни одна стратегия не может существовать обособленно, без логического продолжения, которым обычно становится соответствующий прикладной документ. Если концепция – это прогнозно-аналитический документ, то программа – уже прогнозно-проектный, реализующий концепцию и содержащий совокупность увязанных по ресурсам, исполнителям (посредством конкурсных условий) и срокам реализации мероприятий, которые направлены на достижение намеченных целей социально-экономического развития и реализацию стратегического выбора. Таким образом, в программе уже должны присутствовать все ресурсы. Однако на практике одни мероприятия осуществляются через национальные проекты, другие – через собственные муниципальные целевые программы, но целостного видения имеющихся ресурсов нет. Смысл формирования стратегических документов в том, чтобы изменить сложившуюся ситуацию.

Информация о работе Прогнозирование и планирование территориального развития РФ