Противодействие инсайдерской деятельности как метод укрепления финансовой системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 21:58, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ действующего законодательства и разработка предложений по совершенствованию методов и принципов регулирования деятельности инсайдеров на российском рынке ценных бумаг, направленного на повышение эффективности предпринимательства в этой сфере и экономики России в целом.

Содержание

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.................................................................................................3
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..........…….....................………...4

ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСАЙДЕРОВ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ .................................................….…..9
Роль инсайдеров в предпринимательской деятельности
на российском рынке ценных бумаг........................................................................9
1.2. Государственное регулирование деятельности инсайдеров..................................26

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСАЙДЕРОВ С УЧЁТОМ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА......................................................................................37
2.1. Опыт регулирования деятельности инсайдеров в зарубежных странах ..............37
2.2. Формирование методов и принципов регулирования деятельности
инсайдеров на российском рынке ценных бумаг...........................................................69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………....……………………………………………...............…...77
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………....................………...................80
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

диплом инсайдерская информация Щетинин.docx

— 406.16 Кб (Скачать)

B) защиты пострадавших эмитентов.

Во всех западноевропейских странах участники рынка обязаны  по требованию органов надзора сообщать данные о заказчиках сделок с ценными  бумагами. В крайних случаях в  органы надзора предоставляется  информация обо всех сделках с  ценными бумагами, совершенных субъектами рынка ценных бумаг. Таким способом относительно легко обнаруживается коммерческая деятельность лиц, близких  предприятию, или банковских служащих. Необычно высокие объемы торговли также  вызывают пристальное внимание органов  надзора и соотносятся с конкретными  заказчиками. Тем самым значительно  упрощается проверка на фоне возможной  инсайдерской торговли.

Раскрытие данных о заказчиках сделок с ценными бумагами увеличивает  долю предотвращенных или раскрытых  инсайдерских сделок, хотя полное исключении инсайдерских сделок не достигается. При  этом возможна, например, передача инсайдерской информации третьим лицам, не связанным  с первичными инсайдерами, и использование  ими полученной информации на фондовом рынке.

Следует отметить, что слишком  активный надзор может расцениваться  как аналог ликвидации тайны вкладов  и вследствие этого является трудно осуществимым с политической точки  зрения. Регистрация всех деловых  сделок, возможных на инсайдерских основаниях, и передача их в органы надзора побуждает инвесторов оставаться в стороне от рынка капитала. 

Важной задачей реализации принципа преследования инсайдеров является защита инвесторов, пострадавших от незаконной инсайдерской торговли.

В то же время гражданско-правовые и уголовные процессы против инсайдеров и их освещение в прессе очень  важны, поскольку это повышает устрашающее  воздействие законодательства, ограничивающего  незаконную деятельность инсайдеров. Однако по указанным выше причинам уголовное преследование инсайдеров часто не поддерживается пострадавшими  инвесторами. В этом заключается  слабость, например, немецкого законодательства, регулирующего деятельность инсайдеров.

Это также мешает регулированию  гражданско-правовых претензий в  не-которых случаях преступного  манипулирования курсом ценных бумаг, когда существует возможность требовать  от виновников возмещения ущерба.

 Многолетние Исследование показали, что:

-Инсайдеры получают существенные  сверхдоходы.

- Инсайдеры торгуют как инвесторы, действующие вопреки тенденциям рынка.

- «Аутсайдерам», например, частным вкладчикам, также может удаться получить существенные доходы от операций с ценными бумагами за счет ко-пировании сделок инсайдеров.

Актуальным является принцип  отмены (сторнирования) инсайдерских сделок.

Принцип применения санкций  против инсайдерских преступлений является одним из базисных в регулировании  инсайдерской деятельности. В мировой  практике к инсайдерам применяются  гражданские и уголовные иски.

В качестве гражданско-правовых последствий незаконных инсайдерских сделок возможно изъятие прибыли  и возмещение ущерба.

Подавляющее большинство  исследователей проблемы инсайдерской торговли отвергает претензию на возмещение убытков, ссылаясь на трудность  доказывания. Однако существует и альтернативное мнение. Например, 64 съезд немецких юристов, большинством голосов потребовал дальнейшего расширения обязательств по возмещению ущерба: «Рекомендуется распространить действие гражданско-правового обязательства эмитента по возмещению ущерба для ошибочной информации по рынку долгосрочных капиталов или для случаев ложных сообщений ad hoc на все ошибочные обязатель-ные опубликования».

Необходимыми условиями  для решения проблемы возмещения ущерба, нанесенного инсайдерской торговлей, являются:

А) изобличение инсайдера  и определение пострадавших;

Б) определение величины причиненного ущерба.

Определение пострадавших существующей в настоящее время ситуации на рынке ценных бумаг действительно  сложно. Даже если предусмотрена претензия  на возмещение ущерба только для участников рынка на стороне, противоположной  инсайдеру, отдельных партнеров  инсайдера крайне сложно определить ввиду торговли по общему курсу.

В США, а в Европе - в  Англии и Франции уделяется значительное внимание гражданско-правовой осуществимости претензий на возмещение ущерба, нанесенного  инсайдерской деятельностью.

К сожалению, немецкое законодательство не оказывает инвестору в этом отношении никакой поддержки. В  подобных случаях особенно актуальной становится проблема запрета незаконной инсайдерской торговли. Лишь это обеспечивает предотвращение ущерба.

Важным элементом гражданско-правового  преследования инсайдеров является корректная методика оценки ущерба. В  качестве ущерба целесообразно рассматривать  потерянную или неполученную прибыль, а также полученный убыток от участия  в сделках купли-продажи ценных бумаг, являющихся объектом инсайдерской торговли.

Применение санкций против инсайдерских преступлений должно предусматриваться  также уголовным правом.

Угроза сурового наказная при несоблюдении закона оказывает  устрашающее воздействие. С уголовно-правовой точки зрения в расчет принимаются  денежные штрафы и наказания, связанные  с лишением свободы. Угроза лишения  свободы подчеркивает значимость закона.

Без уголовного преследования  государственное регулирование  инсайдерской деятельности не может  быть эффективным: реальный выигрыш  недобросовестного участника фондового  рынка всегда будет значительно  выше величины ущерба, который возможно предстоит возместить пострадавшим от инсайдерской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В дипломном исследовании решена важная научная проблема, имеющая существенное значение для практики предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг. На основе исследования международного и российского опыта предложены подходы к совершенствованию методов регулирования деятельности инсайдеров.

Особое внимание уделялось  совершенствованию методов государственного регулирования этой сферы. Важным результатом  дипломного исследования, непосредственно связанным с повышением эффективности предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг, являются внесения предложения по методам оценки ущерба, наносимого инсайдерами.

На мой взгляд, результаты дипломного исследования обладают научной новизной, которая состоит в комплексном исследовании теоретико- методологических и практических аспектов регулирования деятельности инсайдеров на российском рынке ценных бумаг и разработке практических рекомендаций по совершенствованию методов государственного регулирования с целью повышения эффективности предпринимательства в этой сфере.

В процессе исследования доказана несостоятельность аргументов, приводимых против регулирования инсайдерской деятельности. Предложена новая модель, с учётом выявленных принципов регулирования этой деятельности, адаптированная к российскому рынку ценных бумаг. На основе исследования значительного международного опыта доказано, что существующая в России нормативная база уже в настоящее время позволяет регулировать деятельность инсайдеров, предотвращая наносимый ими ущерб. Выработаны основополагающие принципы регулирования инсайдерской деятельности в России, также основанные на использовании международного опыта.

Следует отметить, что разработки в этой области являются новаторскими не только для России, они могут  найти применение и в международной  практике противодействия инсайду.

В процессе дипломного исследования создана система классификации видов ущерба, наносимого деятельностью инсайдеров предпринимательству на рынке ценных бумаг. Разработан ряд методов оценки ущерба, наносимого предпринимателям деятельностью инсайдеров в сделках, осуществляемых на рынке ценных бумаг.

Мною сформулированы предложения по внесению изменений в Федеральный закон РФ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Полученные в процессе дипломного исследования результаты могут найти практическое применение при совершенствовании системы регулирования инсайдерской деятельности, как на уровне государственных органов власти, так и на уровне отдельных предпринимательских структур, оперирующих на российском рынке ценных бумаг.

Цель дипломного исследования представляется достигнутой и все поставленные задачи - решенными.

На основании исследования места и роли деятельности инсайдеров на современных рынках ценных бумаг  и современного состояния государственного регулирования деятельности инсайдеров на рынке ценных бумаг, анализа опыта  регулирования деятельности инсайдеров в странах с развитой рыночной экономики, была сформулирована модель регулирования деятельности инсайдеров с учётом выявленных принципов и  международного опыта, уточнены подходы  к оценке ущерба, наносимого деятельностью  инсайдеров и разработаны предложения  по совершенствованию нормативной базы регулирования деятельности инсайдеров на российском рынке ценных бумаг.

Негативный опыт попустительства  со стороны российского государства  деятельности инсайдеров в государственных  и финансовых органах, сложившийся  в 90-х годах 20 в. оказал разрушающее воздействие на развитие рынка ценных бумаг. И вот почему. По меньшей мере, трижды были осуществлены масштабные мошеннические по существу финансовые операции продажи пакетов акций на залоговых аукционах в результате чего за бесценок были адресно приватизированы наиболее доходные стратегические предприятия России. Затем последовало невиданное по масштабам обогащение инсайдеров и аффилированных с ними приближённых лиц за счёт пирамиды ГКО и последовавшего затем дефолта 1998 г. Одномоментное огромное обогащение инсайдеров и близких к ним субъектов произошло в результате махинаций с акциями одного из ведущих предприятий ТЭКА ОАО «Сургутнефтегаз», когда за несколько дней стоимость его акций была обрушена, затем восстановлена. Инсайдеры при этом утроили и удесятерили своё состояние за считанные часы, легально обобрав при этом большинство акционеров. И таких примеров множество, что вызвало крайнее недоверие граждан и по заблокировало его развитие за счёт привлечения свободных средств граждан в экономику.

За инсайдерскую деятельность никто ещё не был привлечён, к  хоть какой-нибудь ответственности. Эта  проблема выявлена давно и считается  тяжким преступлением даже в цивилизованных странах с рыночной экономикой. Зато у нас был создан 20 летней рубеж, за который все предприятия что  хотели приватизировали или опустили в том числе и с применением инсайдерской информации. Сам собой всплывает вопрос – а куда в это время смотрело государство? Или почему так долго принимался столь необходимый закон?

Ответ ясен всем кто хоть немного исследовал данный вопрос. Нам же, в нынешней ситуации, остаётся только совершенствовать законодательную базу и опираться на свой опыт и опыт зарубежных стран.  

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Нормативно-правовые акты:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Официальный текст. — М.: Юрид.лит, 2011.
  2. Кодекс об Администативных правонарушениях Российской Федерации. Официальный текст. — М.: Юрид.лит, 2011
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. — М.: Юрид.лит, 2011
  4. Федеральный закон  от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Официальный текст. — М.: Юрайт, 2011
  5. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317  (с изм. и доп.) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам" Официальный текст. — М.: Юрид.лит, 2011
  6. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы». Утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 121. Официальный текст. — М.: Юрид.лит, 2011
  7. Постановление ФКЦБ России от 01.04.2003 № 03-19/пс "О раскрытии информации об аффилированных лицах открытых акционерных обществ". Официальный текст. — М.: Юрайт, 2011
  8. Письмо Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 20 января 2000 г. N ИБ-02/229 "О возможных мошеннических схемах при торговле ценными бумагами с использованием сети Интернет". Официальный текст. — М.: Юрид.лит, 2011
  9.   Письмо Госарбитража СССР от 28 декабря 1990 г. N С-12/НА-225 «О методике определения размера ущерба (убытков), причиненного нарушениями хозяйственных договоров». Официальный текст. — М.: Юрид.лит, 2011
  10. Проект федерального закона N 111709-3 "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле". Официальный текст. — М.: Юрид.лит, 2011
  11. Деректива 2003/71/EC "О публикации проспекта при размещении ценных бумаг среди публичных инвесторов или при допуске ценных бумаг к торгам" (Directive 2003/71/EC of the European Parliament and the Council of 4 November 2003 on the prospectus to be published when securities are offered to the public or admitted to trading and amending).// Официальный текст. — М.: Юрайт, 2011

Информация о работе Противодействие инсайдерской деятельности как метод укрепления финансовой системы Российской Федерации