Противодействие инсайдерской деятельности как метод укрепления финансовой системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 21:58, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ действующего законодательства и разработка предложений по совершенствованию методов и принципов регулирования деятельности инсайдеров на российском рынке ценных бумаг, направленного на повышение эффективности предпринимательства в этой сфере и экономики России в целом.

Содержание

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.................................................................................................3
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..........…….....................………...4

ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСАЙДЕРОВ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ .................................................….…..9
Роль инсайдеров в предпринимательской деятельности
на российском рынке ценных бумаг........................................................................9
1.2. Государственное регулирование деятельности инсайдеров..................................26

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСАЙДЕРОВ С УЧЁТОМ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА......................................................................................37
2.1. Опыт регулирования деятельности инсайдеров в зарубежных странах ..............37
2.2. Формирование методов и принципов регулирования деятельности
инсайдеров на российском рынке ценных бумаг...........................................................69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………....……………………………………………...............…...77
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………....................………...................80
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

диплом инсайдерская информация Щетинин.docx

— 406.16 Кб (Скачать)

Использование опыта регулирования  деятельности инсайдеров, накопленного странами с развитой рыночной экономикой, является чрезвычайно важным для России. Органы управления российским рынком ценных бумаг получат возможность принимать оптимальные решения в этой области, избежав многих ошибок и потерь. Важной целью дипломного исследования является анализ этого опыта и выработка рекомендаций по его применению в российских условиях.

Использование инсайдерской информации в финансовых сделках  отмечено еще в дореволюционной  истории России. Примером может являться использование сведений о предстоящей государственной скупке золота и девальвации рубля, в результате которого видному чиновнику - председателю департамента государственной экономии Государственного совета А.А. Абазе удалось получить прибыль 900 тысяч рублей.

Законодательство тех  лет не относило подобные сделки к  преступным, хотя они осуждались, как противоречащие общественной морали и наносящие финансовый ущерб другим субъектам.

По мере развития российского  рынка ценных бумаг совершенствовался инструментарий его регулирования. В нем появлялись и элементы противодействия инсайдерской деятельности. Например, в 1902 году были приняты «Правила об ответственности лиц, вводящих в обращение на Санкт-Петербургской бирже ценные бумаги». В них предусматривалось наказание «за убытки, обусловленные неверностью представленных при выпуске бумаги данных, необходимых для надлежащей оценки бумаги и финансового положения» организации, осуществляющей эмиссию. Ответственность определялась в размере разницы между ценою, уплаченной приобретателем бумаги, или ценою, по которой бумага была выпущена в биржевое обращение, если таковая ниже покупной цены, и курсом, по которому бумага была продана или могла быть продана согласно последней до предъявления иска котировке. Вместо уплаты этой курсовой разницы ответчик мог приобрести бумагу у истца по цене, по которой последний ее приобрел, или же по цене, по которой бумага была выпущена в биржевое обращение, если таковая ниже покупной цены. Срок давности по таким сделкам составлял 3 года, начиная с даты опубликования сведений в «Вестнике финансов, промышленности и торговли».18

Существенным недостатком  российской системы правового регулирования' рынка ценных бумаг являлось отсутствие закона, регламентирующего инсайдерскую деятельность. Как отмечается:19 «...отсутствие закона об инсайдерской торговле - пробел в нашем  законодательстве о рынке ценных бумаг. Специалисты ММВБ произвели соответствующие подсчеты и обнаружили, что в 87 странах из 103 стран, имеющих национальный рынок ценных бумаг, законодательство регулирует вопрос об инсайдерской торговле. Россия долгое время попадало в то относительно небольшое число стран, где эта проблема на законодательном уровне не решена».

Современное состояние проблемы деятельности инсайдеров в России можно проиллюстрировать данными опроса, проведенного в марте 2009 года агентством «Росбизнесконсалтинг».20 Посетителям Интернет - сайта «Росбизнесконсалтинг» был задан вопрос: «Используете ли Вы в своей работе инсайдерскую информацию?» Результаты опроса представлены в таблице 2.

На основе представленных результатов можно сделать следующие  основные выводы:

А) в настоящее время  проблема использования инсайдерской информации в России известна значительной части наиболее продвинутого и активного (в

трудовом плане) населения, к которому мы относим пользователей  сети Интернет,

Б) использование инсайдерской информации имеет широкое распространение. Практически каждый четвертый участник опроса использует ее в своей деятельности,

В) ничтожно мала доля лиц, отказывающихся от использования инсайдерской информации.

Таблица 2. Результаты опроса об отношении к деятельности инсайдеров в России21

Вариант ответа

Человек

%%

Всего ответило.

6920

100,0

в том числе:

   

1. "Я не знаю, что  это такое"

2780

40,2

2. "Да, использую"

1635

23,6

3. "Нет, в моей работе  она не нужна"

1283

18,5

4. "Нет, так как нет  возможности ее получения"

870

12,6

5. "Нет, по принципиальным  соображениям"

171

2,5

6. "Другое"

91

1,3

7. "Я не работаю"

90

1,3


 

На мой взгляд, представленные данные убедительно доказывало актуальность проблемы регулирования инсайдерской деятельности в современной России.

Насколько распространена деятельность инсайдеров на рынке ценных бумаг, в частности, на его российском сегменте?

Проведенные изыскания показали, что в настоящее время отсутствуют сколь-нибудь значительные научные исследования об инсайдерской деятельности на российском рынке ценных бумаг. Не маловажен тот факт, что в России она не считалось преступлением. А в соответствие с известным принципом правосудия: все, что законом не запрещено, - разрешено.

Так, Ларичев В.Д., Орлова Е.А., Токаренко В.Н. исследуя преступность на российском рынке ценных бумаг,22 приводят следующие данные о структуре

преступной деятельности (на 2007 -2008 г.г.): преступления с чеками и сертификатами - 37% общего количества преступлений, совершаемых с использованием ценных бумаг; с облигациями - 29%; с векселями - 21%; с акциями - 13%. Рассматривая достаточно обстоятельно преступления с акциями, указанные авторы не отмечают ни одного, связанного с инсайдерской деятельностью. Однако, на мой взгляд, это объясняется не отсутствием таковой на российском фондовом рынке, а тем, что российское законодательство не квалифицировала эту деятельность как преступную. В лучшем случае она осуждалась российским бизнес-сообществом как антиобщественная и аморальная.

При этом можно привести примеры, свидетельствовавшие о существовании инсайдерской торговли на российском фондовом рынке. Так, получил широкую известность факт отказа от подписания корпоративной декларации, содержащей положения, ограничивающие использование инсайдерской информации, известными акционерами РАЭ ЕС России (директорами банков и инвестиционных фондов). При этом они ссылались на то, что российское законодательство не относит эту деятельность к преступной.23

Потери не информированных  участников вследствие деятельности инсайдеров невозможно точно рассчитать вследствие методической сложности. В Германии они оцениваются в размере 0,1 - 0,2% от капитализации общего рынка.24 Логично предположить, что для менее регулируемого российского рынка эти потери еще выше. На российском фондовом рынке регулярно возникают ситуации, наводящие участников рынка на мысль о том, что изменения котировок - это результат использования инсайдерской информации и манипуляций.25

Схожая ситуация на фондовых рынках восточноевропейских государств, Китая, Индии, Мексики и ряда других.

Благоприятной для деятельности инсайдеров является информационная закрытость российских предприятий. Индекс транспарентности российских предприятий, рассчитываемый Standard & Poor's, рос 5 лет  подряд и с 34% в 2003 г. поднялся до 70% в 2008 г. Организации стали оперативнее публиковать годовую финансовую отчетность, увеличили объем информации на английском языке и заметно пополнили содержимое своих корпоративных вебсайтов. Однако даже проведение IPO на Западе не гарантирует открытости организаций для широкого круга инвесторов. Ознакомиться с проспектами эмиссии удается далеко не всем, отмечают в S&P.26

Применительно к регулированию  инсайдерской деятельности в дипломном исследовании решаются две важные задачи:

А) разработка рекомендаций по государственному регулированию  инсайдерской деятельности;

Б) выявление методов оценки ущерба, наносимого предпринимательству инсайдерской деятельностью на рынке ценных бумаг.

Во всех исследованных  странах рыночной экономики государственное регулирование является основой системы противодействия незаконной инсайдерской деятельности.

При выявлении метода оценки ущерба, наносимого деятельностью инсайдеров, следует изучить имеющийся в этой области опыт. При этом нельзя воспользоваться российским опытом ввиду его отсутствия.

Интересной в этом плане  является «Временная методика определения  размера ущерба (убытков), причиненного нарушениями хозяйственных договоров», разработанная в 1988 - 1990 г.г. Институтом экономики и Институтом государства и права Академии наук СССР. 21 декабря 1990 года Государственная комиссия Совета Министров СССР по экономической реформе одобрила эту методику и ввела в хозяйственную практику письмом Госарбитража СССР от 28 декабря 1990 г. N С-12/НА-225 «О методике определения размера ущерба (убытков), причиненного нарушениями хозяйственных договоров».27

Под ущербом в Методике понимались: а) понесенные расходы; б) утрата или повреждение имущества; в) неполученные доходы (упущенная выгода). Такая  трактовка ущерба в полной мере соответствовала  действующим в то время «Основам гражданского законодательства Союза Советских Социалистических Республик».

При определении ущерба к  расходам потерпевшей стороны относились фактические расходы, понесенные ею ко дню предъявления претензии. При  утрате имущества определялась стоимость утраченного имущества за вычетом износа. При повреждении имущества определялись сумма уценки или расходы по устранению повреждения. К неполученным доходам (упущенной выгоде) были отнесены все доходы, которые получила бы потерпевшая сторона, если бы обязательство было выполнено (например, прибыль, не полученная в результате уменьшения объема производства или реализации продукции, изменения ассортимента изготовленной продукции, снижения ее качества и т.п.).

Методикой было установлено, что ущерб определялся исходя из характера последствий нарушения  договорного обязательства, а не содержания самого нарушения. Перечень основных видов ущерба, учитываемых  Методикой, приведен в таблице 3.

Рассматриваемая методика является наиболее содержательным документом, в котором методы оценки ущерба доведены до практической реализации. Важным является также то, что этот документ опирался на действующее в то время гражданское законодательство и был предназначен для использования в этой сфере.

 

Таблица 3. Перечень основных последствий нарушения договорных28

№№ пп

Последствия нарушений договорных обязательств

Виды (состав) ущерба (убытков)

1

Уменьшение объема производства или реализации продукции (работ, услуг)

Неполученная прибыль; увеличение условно-постоянных расходов в себестоимости продукции; расходы по уплате санкций

2

Простои и форсирование производства

Расходы по заработной плате  с отчислениями на социальное страхование; расходы по уплате санкций

3

Замена сырья, материалов, комплектующих изделий

Расходы по заработной плате  с отчислениями на социальное страхование(при увеличении трудоемкости продукции); расходы по сырью, материалам, комплектующим изделиям и топливно- энергетическим ресурсам

4

Устранение недостатков  в полученной продукции (выполненных работах)

Расходы по заработной плате  с отчислениями на социальное страхование; материальные затраты, связанные с устранением недостатков

5

Возврат или реализация продукции  ненадлежащего качества или некомплектной

Расходы по возврату продукции  поставщику или ее реализации

6

Брак в результате использования  полученных от поставщика изделий (сырья, материалов, заготовок и т.д.) со скрытым  неустранимым дефектом (браком), выявленным в процессе производства продукции (работ, услуг) или при эксплуатации (использовании) этой продукции (работ, услуг) у потребителя

Себестоимость брака; расходы  на возмещение затрат, понесенных потребителем в связи с приобретением продукции (работ, услуг), изготовленной с использованием изделий(сырья, материалов, заготовок и т.д.) со скрытым неустранимым дефектом, расходы на демонтаж этой продукции, а также транспортные расходы, вызванные заменой бракованной продукции; неполученная прибыль; расходы по уплате санкций

7

Доставка продукции ускоренным способом

Расходы по доставке продукции  ускоренным способом

8

Приобретение продукции  у другого поставщика или производство ее своими силами

Расходы по приобретению продукции  у другого поставщика или производству ее своими силами

9

Утрата или повреждение  имущества

Стоимость утраченного имущества; сумма уценки поврежденного имущества  или расходы по устранению повреждения

10

Изменение ассортимента изготовленной продукции

Неполученная прибыль; расходы  по уплате санкций;

11

Снижение качества производимой продукции (работ, услуг)

Неполученная прибыль, расходы  на возмещение уценки продукции; расходы  по устранению недостатков в поставленной продукции (работах, услугах); дополнительные расходы на гарантийный ремонт и  обслуживание изделий у потребителя; расходы по уплате санкций.


Однако из таблицы 3 видно, что приведенные методы использовались для оценки ущерба вследствие нарушения хозяйственных договоров. В дипломе рассматривается иная хозяйственная ситуация. Тем не менее, некоторые из методов могут быть использованы в качестве основы для оценки ущерба, наносимого деятельностью инсайдеров. В частности, оценка ущерба, как потеря прибыли при уменьшении объема производства или реализации продукции (работ, услуг).

Важным, является также принцип определения ущерба исходя из характера последствий нарушения, а не содержания самого нарушения.

Продуктивными представляются способы моделирования ущерба в  зависимости от изменения экономических показателей организации (объема продукции, цен, рентабельности и т.п.).

Все эти элементы целесообразно  использовать в процессе разработки методов оценки ущерба, наносимого инсайдерской деятельностью субъектам рынка ценных бумаг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Методы государственного регулировании рынка ценных

бумаг в России

 

Значимость процессов, протекающих  на рынке ценных бумаг, для общества и экономики, возможность и склонность к криминализации вызывают настоятельную  необходимость присутствия на нем  государственных органов регулирования. Необходимость государственного регулирования  функционирования фондового рынка  в настоящее время не оспаривается ни отечественными, ни зарубежными  исследователями.

Как показывает изучение зарубежного  законодательства, во многих государствах рынок ценных бумаг выделяется в  специальную область хозяйственного законодательства с наиболее жестким  нормативным регулированием и административным надзором на всех стадиях выпуска  и обращения ценных бумаг.29

Для решения проблем, стоящих  перед российским рынком ценных бумаг, также необходимо обеспечить проведение активной государственной политики, направленной на дальнейшее развитие самостоятельного российского РЦБ, отвечающего интересам России, интегрированного в мировой рынок ценных бумаг  и обеспечивающего привлечение  долгосрочных инвестиций в российскую экономику.

В настоящее время государство  выполняет по отношению к рынку  ценных несколько функций:30

-Государство создает  систему регулирования рынка  и обеспечивает ее функционирование. При этом в России система  регулирования будет развиваться  в сторону большей централизации  и ужесточения государственного  контроля деятельности рынка  ценных бумаг. Развитие системы  правоприменения как одного из ключевых элементов системообразующей функции государства будет приоритетным направлением государственной политики. Создание единого мега регулятора финансового рынка является важнейшим направлением повышения эффективности государственного регулирования рынка ценных бумаг. В качестве такого мега регулятора в настоящее время выступает Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР)31, которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). Руководство Федеральной службой по финансовым рынкам осуществляет Правительство Российской Федерации.

Информация о работе Противодействие инсайдерской деятельности как метод укрепления финансовой системы Российской Федерации