Пути повышения конкурентоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Конкурентоспособность в рыночной экономике является основным фактором коммерческого успеха предприятия. В свою очередь, зависит от качества менеджмента и конкурентоспособности выпускаемой продукции, то есть от того, насколько она лучше аналогов - продукции, выпускаемой конкурирующими предприятиями. Рыночная конкуренция уже сейчас стала механизмом отбраковки всех нежизненных форм производства и торговли, при ней обречены все неэффективные формы и методы хозяйствования.

Содержание

Введение
1.Теоретические аспекты конкурентоспособности
1.1 Понятие сущности конкурентоспособности промышленных предприятий
1.2 Фактор конкурентоспособности
1.3 Опыт управления конкурентоспособности строительных предприятий
2. Анализ конкурентоспособности предприятия
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2. Оценка факторов внешней среды
2.3. Оценка внутренней среды
3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия
3.1 Предложение по повышению конкурентоспособности
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

2 глава курсовой.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

     Достигнута  договоренность о разработке Министерством экономического развития и торговли проекта постановления Правительства о внесении дополнений в Типовую структуру, определяющих жилищную инспекцию.

     Данный  проект в настоящее время находится  на согласовании в государственных органах. После принятия данного постановления Министерством финансов будет внесен в Правительство проект постановления с дополнениями в Единую бюджетную классификацию.

     Для того, чтобы проводить термомодернизацию  и ремонт жилых домов необходим  финансовый инструмент, позволяющий собственникам квартир получать доступные и «длинные кредиты». Такова мировая практика.

     В настоящее время Всемирный банк по заказу Министерства экономического развития и торговли проводит исследования возможности развития финансовых инструментов в жилищно-коммунальном хозяйстве. 

     2.2. Оценка факторов  внешней среды

К факторам внешней  среды, которые необходимо учитывать  в организации деятельности строительного  предприятия, относят экономические, юридические и социально-культурные.       

В состав экономических факторов включают информацию, процентные ставки за кредит, налоговое бремя (т.е. сумма налоговых  платежей по отношению к выручке, которая составляет 24% для строительных предприятий), минимальный размер оплаты труда, а также действующие тарифы.      

К юридическим факторам относятся  законы федерального, регионального  и местного значения, регулирующие деятельность заказчиков и строительных предприятий, законы в области охраны окружающей среды и законы, регулирующие приватизацию, и др.      

Социально-культурные факторы включают демографические  вменения, уровень урбанизации, изменение  жизненных условий, образовательного уровня, уровень доходов после уплаты всех налогов.      

К основным рискам в строительной сфере, с которыми предприятие сталкивается во внешней  среде, относят:

    • несовершенство и нестабильность правовой базы строительного сектора экономики, в результате чего достаточно вольно трактуются и постоянно меняются государственные и региональные «правила игры»;
    • отсутствие достоверной информации о состоянии строительного рынка, так как существующая система налогообложения вынуждает строительные предприятия скрывать истинные объемы производства и  реальные финансовые (статистические) показатели;
    • большая (решающая) роль субъективного фактора в выборе заказчиком подрядной строительной организации, когда определяющим является уровень личных отношений руководителей предприятий, предыдущий опыт совместной работы, рекомендации общих знакомых, материальная заинтересованность лиц, уполномоченных принимать решения о выборе подрядчика;
    • существующий регламент проведения конкурсов среди подрядных строительных организаций является, в основном, формальным и носит, как правило, вторичный характер, 90% тендеров по отбору подрядных строительных организаций проводятся с целью:

      а) соблюдения обязательной формальности, когда вопрос о подрядчике решен до объявления торгов;

      б) получения альтернативных смет, предложений  по технологии работ и организации  строительства для последующего их использования при разработке технико-экономического обоснования (бизнес-плана) строительного проекта, либо выполнения комплекса работ своими силами;

    • высокая степень финансовых и имиджевых рисков: при выполнении строительных работ на объекте, сметная стоимость которого сопоставима с годовым оборотом фирмы, с учетом штрафных санкций, предусмотренных договором строительного подряда, любое значительное нарушение сроков, гарантий, либо низкое качество работ, ставит предприятие на грань банкротства и приводит к безвозвратной потере положительного имиджа, как самой фирмой, так и ее руководством;
    • низкая мобильность строительной организации (подготовка дополнительного вида услуг, как товара,  в том числе, виде новых строительных технологий и используемых материалов занимает большой период времени, необходимый для ее изучения, выбора, освоения, обучения персонала и предварительной практической отработке на второстепенных объектах);
    • ярко выраженный коллективный характер работы (в подрядной строительной организации невозможно выделить ни одного структурного звена, не влияющего на конечный результат деятельности предприятия);
    • необходимость дифференцированного, максимально корректного подхода к предприятиям-конкурентам, это вызвано тесной взаимосвязью компаний в рамках строительного рынка, где ваш сегодняшний субподрядчик завтра на другом объекте выступает в качестве генерального подрядчика, и наоборот.     
Наименование  фактора Степень значимости Характеристика  воздействия
Факторы прямого воздействия
 
Поставщики:  
1.Материалы  
2. Капитал  
3.Трудовые ресурсы
 
наиболее важные источники сырья  для производства основных видов продукции на TОО «Владивит» приходится закупать за пределами региона, что приводит к повышению цен на них из-за высоких транспортных рас-ходов. Остальные менее значимые виды сырья закупаются в пределах региона. Поставщики для фирмы является очень значимым фактором, потому как любая задержка поставок, увеличивает сроки выполнения работы, а следовательно и издержки.  
Организация зависят от непрерывного притока материалов.  
Достаточно значимый фактор, потому как капитал необходим для функционирования и развития организации.  
Для эффективной деятельности организации, для реализации задач, связанных с достижением поставленных целей, необходимо ее обеспечение персоналом нужных специальностей и квалификации.  
 
организация - это механизм преобразования входящих элементов в выходящие. Основные разновидности входов - это  материалы, оборудование, энергия, капитал  и рабочая сила. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов, - пример воздействия среды на операции и успешность деятельности организации.  
Используется метод поддержание значительного объема запасов. Однако запасы связывают деньги, которые приходится расходовать на материалы и хранение.  
В качестве потенциальных инвесторов могут выступать: банки, программы федеральных учреждений по предоставлению займов, акционеры и частные лица, акцептующие векселя компании или покупающие ее облигации.  
Организация не испытывает жесткой потребности в рабочей силе. Так как уже обладает необходимым количеством персонала.
Законы  и государственные органы  
Трудовое законодательство, многие другие законы и государственные  учреждения влияют на организацию.  
Состояние законодательства часто характеризуется не только его сложностью, но и подвижностью, а иногда даже неопределенностью. Практически непрерывно разрабатываются и пересматриваются своды законов о безопасности и охране здоровья на рабочем месте, о защите окружающей среды, о защите интересов потребителя, о финансовой защите и т.п. При этом объем работы, необходимой, чтобы отслеживать и соответствовать действующему законодательству, постоянно возрастает.
 
Организации обязаны соблюдать не только федеральные и местные  законы, но и требования органов  государственного регулирования.  
Местные органы власти требуют от предприятия приобретения лицензий, ограничивают возможности выбора места для ведения работ, облагают налогами.
Потребители Выживание и оправдание существования организации  зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы. Значение потребителей для организации очевидно. Необходимость удовлетворения потребностей покупателей  влияет на взаимодействия организации  с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Воздействие потребителей на внутренние переменные структуры может быть довольно значительным.
Конкуренты важнейший фактор, влияние которого невозможно оспаривать

У организации  есть достаточно серьезные конкуренты, среди которых ТОО "Avenue"который на данный момент является лидером в данном регионе. Многие конкуренты устанавливают цены ниже, чем уровень цен ТОО, что, естественно, не может не сказываться на уровне спроса.

Факторы косвенного воздействия
Технология Многое оборудование в организации устарело, поэтому для улучшения эффективности и качества работы организации целесообразно идти в ногу с теми разработками, от которых зависит их деятельность. Современный процесс воспроизводства основных фондов не отвечает тенденциям развития производства и требованиям НТП. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать  и продавать, на скорость устаревания  продукта, на то, как можно собирать, хранить, и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации.
Состояние экономики  
Состояние экономики может сильно повлиять на возможности получения  организацией капитала для своих  нужд.  
На данном этапе времени существующие тенденции оказывают благоприятное влияние на организацию в целом. В связи с наметившейся стабилизацией и незначительным экономическим ростом происходит оживление строительства, как в регионе, так и в целом по стране, увеличиваются объемы ремонтных работ.
 
Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги.  
Состояние экономики может сильно повлиять на возможности получения организацией капитала, так как при ухудшении экономической обстановки банки ужесточают условия получения кредита и повышают ставки процента. Так же, при снижении налогов происходит увеличение массы денег, которые люди могут потратить на цели не первой необходимости и, тем самым, способствовать развитию бизнеса.
Социокультурные факторы Социокультурные факторы, и прежде всего, жизненные  ценности, традиции, установки, достаточно сильно влияют на организацию. В данной организации  молодые рабочие хотят иметь  больше независимости и социального  взаимодействия на работе. Многие рабочие  и служащие стремятся к работе, которая требует большей гибкости, обладает большей содержательностью, не ущемляет свободу и пробуждает в человеке самоуважение. Многие работники (особенно молодые) не считают, что всю свою трудовую жизнь проведут в одной организации. Эти установки становятся особенно важными для менеджеров в отношении их основной функции - мотивации людей с учетом целей организации.
Политические  факторы Политическая  компонента является малоподвижным  фактором, а следовательно на данном этапе оказывает слабое воздействие на организацию. Политическую компоненту на данном этапе можно охарактеризовать как относительно стабильную. Политическую  компоненту макроокружения организации  на данный этап времени в целом  по стране можно охарактеризовать как  относительно стабильную. Это результат прихода к власти на президентских выборах Н.А.Назарбаева, в лице которого как большинство казахстанцев, так и мировая общественность видят своего рода гаранта политической стабилизации в Казахстане.
Отношения с местным населением первостепенное  значение имеет отношение к организации местного населения, той общественной среды, в которой организация функционирует. Организации должны прилагать целенаправленные усилия для поддержания хороших отношений с местным сообществом. В ТОО «Владивит» эти усилия выражаются в форме финансирования некоторых школьных мероприятий, благотворительной деятельности (ассоциации детей инвалидов в регионе)
 
 

     2.3. Оценка внутренней среды

     Внутренняя  среда TОО "Владивит" совокупность элементов, имеющих отношение к фирме и ее возможностям на рынке. В микросреду входят: кадры, финансы, площади, оборудование, технология, структура, основные фонды, оборотные средства, информация.

Анализ кадрового  потенциала организации:

Численность на предприятии: 44 человека. Из них более 30 только сотрудников – технический  персонал: рабочие, грузчики, упаковщики, водители и др. Остальные 14 человек  занимают руководящие должности.

На 1.01.11 г. в ТОО "Владивит" работало 36 человек, из них 10 человек – женщин, что составляет 30% общего числа сотрудников. Среднесписочная численность персонала за период 2011 г. 34 человека. Возраст сотрудников колеблется на 1.01.08 г. в пределах 17 – 55 лет.

Следует отметить, что за период 2010 – 2011 гг. было уволено 6 сотрудников, 8 – принято на работу. Среди причин увольнения отмечены следующие:

-  по причине несоответствия занимаемой должности – 3 человека;

-  собственное желание – 3 человека.

Учитывая тот  факт, что среди работающих в ТОО "Владивит" нет сотрудников пенсионного возраста, работники, достигающие 60 лет – мужчины – увольняются в связи с уходом на пенсию. Возрастная структура работников ТОО "Владивит" распределяется следующим образом: Основной состав сотрудников от 30 до 40 лет – 53%, состав сотрудников до 29 лет и 40 – 50 лет распределились равно 17% и 23%. Работники свыше 50 лет составляли 7% соответственно. Классификация сотрудников ТОО "Владивит" по уровню образования представлена на рис. 1

81% сотрудников ТОО "Владивит"  имеют высшее образование. Это очень высокий показатель, что создает позитивную картину образовательного уровня кадров. 11% работников находятся в стадии получения высшего образования, среди них 8 человек до 28 лет и 6 человек в возрасте от 30 до 40 лет. 8% работников имеют среднеспециальное образование. Это все сотрудники, имеющие среднеспециальное образование представляют собой неспециализированный персонал.

Рис. 2 Классификация  сотрудников ТОО "Владивит" по уровню образования. 

Распределение работников по количеству лет стажа  работы выглядит следующим образом. В итоге, основное количество сотрудников  – 53% работают в ТОО "Владивит"  от 5 до 10 лет; 25% имеют стаж до 1 года, следовательно, они были приняты  в течение 2010 г.

Рис 3 Распределение работников по количеству лет стажа работы в ТОО "Владивит".

Образование у  кадров фирмы в основном высшее экономическое, а также высшее техническое  и  строительное.

К основным фондам предприятия относится:

- офис в центре  города для обработки документации и веления переговоров по реализации и сбыта продукции.

- Промышленная  база за городом

-  2 цеха по  производству продукции

- склад готовой  продукции

- Оборудование  по изготовлению «вермикулита»

-Оборудование  по изготовлению «Вермитерма»

- 2 Автомобиля : «Камаз», и Мерседес E 260

- собственный  капитал а также привлеченный  инвестированный капитал 

Финансовые средства фирмы  ТОО "Владивит" осуществляется за счёт:

- средств учредителей,  передаваемых в момент создания  фирмы или уже в процессе  ее функционирования;

- собственных  ресурсов предприятия, созданных  в процессе его уставной деятельности;

- средств, полученных  предприятием на заемной основе  в форме целевых банковских  ссуд;

- ассигнований  из бюджетов различных уровней  и внебюджетных фондов.

Источники финансирования воспроизводства основных средств  подразделяются на собственные и  привлеченные.

Собственные источники  основных средств фирмы:

· амортизация;

· износ нематериальных активов;

· прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы.

Привлеченные  источники основных средств:

· кредиты банков;

· заемные средства других предприятий и организаций;

· денежные средства, получаемые от эмиссии ценных бумаг, паевых и иных взносов юридических  и физических лиц;

· денежные средства, поступающие в порядке перераспределения из централизованных инвестиционных фондов концернов и других объединений;

· средства внебюджетных фондов;

· ассигнования из бюджетов различных уровней, предоставляемые  на возвратной и безвозвратной основе;

Технологии:

ТОО «Владивит» производит вспученный вермикулит и сухие штукатрные смеси на основе вермикулита "Вермитерм". Вермикулит является экологически чистым и биостойким продуктом. При повышенной темперетуре,возникающей при пожарах, не выделяет никаких газов, что является важным преимуществом по сравнению с другими известными материалами органического происхождения. 
 
По сравнению с обычными (песчаными) строительными растворами вермикулитовые растворы вследствие высокой пористости имеют в 2-4 раза меньший объемный вес и 4-6 раз меньший коэффициент теплопроводности и относятся к группе легких ("теплых") растворов. Слой из "теплой" цементно-вермикулитовой штукатурки толщиной 2-5см может заменить слой из цементно-песчаного раствора в 10-15см. Вермикулитовые штукатурные растворы применяются для внутренней и наружной отделки строительных конструкций и могут выполнять, помимо теплозащитных и звукопоглощающих функций - огнезащитные, декоративные и др. Наносятся они на конструкции обычным для штукатурных работ способами. Покрытия из вспученного вермикулита обладают огнезащитными и температуростойкими свойствами при действии огня.

3. Пути повышения  конкурентоспособности  предприятия

3.1 Предложение по  повышению конкурентоспособности

При выборе того или иного пути  повышения конкурентоспособности строительной фирмы необходимо, прежде всего, учитывать влияющие на нее факторы. Эти факторы  в принципе можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности и разделить на три основных  группы: технико-экономические, коммерческие и нормативно-правовые факторы.

Технико-экономические  факторы включают: качество, продажную  цену, затраты на производство конечной строительной продукции и затраты  связанные с последующей ее эксплуатацией (использование) или с потреблением продукции. Эти компоненты зависят  от: производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и др.

Коммерческие  факторы определяют условия заключения подрядных договоров на конкретном сегменте  рынка. Они включают: конъюнктуру рынка, зависящую от остроты конкуренции, соотношения между спросом и предложением на определенную товарную строительную продукцию, национальных и региональных особенностей рынка, влияющих на формирование платежеспособного спроса на данную товарную продукцию; предоставляемый сервис, т.е. наличие возможности дальнейшего обслуживания сданных в эксплуатацию строительных объектов; рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса); имидж фирмы (репутация строительной фирмы на рынке строительных услуг).

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности предприятия