Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 35 вопросов по дисциплине "Административное право".

Работа содержит 1 файл

административное право.docx

— 122.74 Кб (Скачать)

Наиболее  серьезными должностными проступками  являются те из них, которые приводят к нарушению или неисполнению федеральных законов, указов Президента и решений судов. Чаще всего это выражается в нарушении должностными лицами и работниками федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации порядка реализации и сроков исполнения поручений, установлении не предусмотренных федеральными законами и указами Президента процедур реализации прав граждан, в выполнении норм и поручений не в полном объеме либо искажении их содержания.

Дисциплинарная  ответственность представляет собой  одну из форм государственного принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим  дисциплинарное правонарушение, и влекущего  неблагоприятные последствия для  нарушителя. В отличие от других видов юридической ответственности  дисциплинарная направлена на обеспечение  дисциплины в основном "ведомственных" пределах в рамках служебного подчинения. Она заключается в применении администрацией в установленном  законодательством порядке мер  дисциплинарного взыскания к  государственному служащему, совершившему дисциплинарный проступок. Меры дисциплинарной ответственности применяются не "надведомственными" органами (судом, арбитражем, инспекциями т. д.), а органами (должностными лицами) организаций, учреждений, предприятии, где служит нарушитель дисциплины, либо вышестоящим органом (должностным лицом)8.

Согласно  части 7 статьи 11 ТК РФ на государственных  гражданских служащих и муниципальных  служащих действие трудового законодательства и других актов, содержащих нормы  трудового права, распространяется с особенностями, которые предусмотрены  федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми  актами субъектов Российской Федерации  о государственной гражданской  службе и муниципальной службе.

Возмещение  убытков, причиненных гражданину или  юридическому лицу, причиненных действием, бездействием государственных органов, органов местного самоуправления или  должностных лиц этих органов  согласно статье 16 ГК РФ осуществляется Российской Федерацией, соответствующим  субъектом Российской Федерации  или муниципальным образованием.

Как следует  из содержания статьи 1069 ГК РФ вред, который  причинен гражданину либо юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в  том числе в результате издания  не соответствующего закону или иному  правовому акту акта государственного органа либо органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны  субъекта Российской Федерации либо казны муниципального образования.

За действия своих должностных лиц несет  ответственность перед гражданином  или юридическим лицом непосредственно  государственный орган или орган  местного самоуправления. А сами должностные  лица будут нести дисциплинарную, материальную, административную, уголовную  ответственность.

Увольнение  государственного гражданского служащего  со службы не является основанием для  освобождения его от материальной ответственности.

Материальная  ответственность государственного гражданского служащего наступает  за вред, который он причинил своими действиями при исполнении трудовых обязанностей организации. Возмещение ущерба производиться либо по требованию администрации этого органа, либо в судебном порядке. Государственные  гражданские служащие несут, как  правило, ограниченную материальную ответственность, предусмотренную нормами статьи 238 ТК РФ. К полной материальной ответственности  их можно привлечь только по решению  суда.

Ответственность за вред, причиненный государственным  гражданским служащим не при исполнении трудовых обязанностей, он будет нести  в порядке, предусмотренном гражданским  законодательством.

 

52. Понятие, признаки, правовое регулирование  административного  процесса.

1. Административный  процесс - совокупность действий, совершаемых исполнительными органами  для реализации возложенных на  них задач и функций.

Административный  процесс характеризуется следующими особенностями:

•   представляет собой разновидность властной деятельности субъектов исполнительной власти;

•   целью является достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел;

•   промежуточные и окончательные итоги процесса закрепляются в официальных документах;

•   регламентируется административно-процессуальными нормами.

В зависимости  от содержания административный процесс  можно разделить на три части:                           

•   процесс административного правотворчества;

•   правонаделительный (оперативно-распорядительный) процесс.

•   административно-юрисдикционный процесс.

2. Стадии  административного процесса, как  совокупность последовательно совершаемых  процессуальных действий, различаются  между собой:

•   непосредственными задачами и целями;  

 особым  кругом участников и спецификой  их правового статуса;

•   юридическими фактами;

•   сроками совершения;

•   процессуальным оформлением.

Общими  для административного процесса, а следовательно, и для любого входящего в него производства являются следующие стадии: 

анализ  ситуации, в ходе которого собирается, изучается информация о фактическом  положении дел, о реальных фактах (в разных производствах называется по-разному: административное расследование, проверка жалобы, обсуждение правового  акта и др.);

•   принятие решения, в котором устанавливается воля субъекта власти (решение, как правило, носит обязательный характер: обязывает, запрещает, уполномочивает; прекращает);  

 исполнение  решения.

В зависимости  от специфики определенных категорий  дел, решаемых исполнительной властью, ряд производств административного  процесса состоит из присущих только им стадий (например, производство по делам  об административных правонарушениях  проходит наряду с общими и такие стадии, как возбуждение дела, обжалование и опротестование решения).

Единого административно-процессуального кодекса  в России пока нет. Порядок рассмотрения и разрешения дел административно-юрисдикционного характера урегулирован КоАП, Таможенным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом РФ', Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»2, Федеральными законами от 8 июля 1999 г. «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спир-тосодержащей продукции»3, от 12 июля 1999 г. «О материальной ответственности военнослужащих»4, Указом Президента от 6 июня 1996 г. «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы»5, а также другими нормативными актами, предусматривающими порядок привлечения к административной, дисциплинарной и материальной ответственности.

Кроме того, многие нормы административно-процессуального  характера содержатся в ведомственных  актах. К их числу относятся, например: Инструкция по организации в органах  внутренних дел произ водства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения от 23 марта 1993 г.1; Правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства от 25 июля 1996 г.2; Положение о порядке наложения штрафов за правонарушения в области строительства от 27 июля 1993 г.3; Инструкция о порядке работы госземинспек-торов по привлечению физических, должностных и юридических лиц к административной ответственности за нарушения земельного законодательства от 18февраля 1994г.4; Инструкция о порядке привлечения должностных лиц, граждан к административной ответственности и наложения штрафов на юридических лиц за санитарные правонарушения от 7 июля 1993 г.5

Перечисленные нормативные акты содержат нормы, определяющие круг субъектов соответствующих  видов административного процесса, их процессуальные права и обязанности, принципы рассмотрения дел и ответственности  за нарушения административно-процессу-ачьных норм, на базе которых возникают и реализуются административно-процессуальные отношения.

53.Понятие и виды административно-процедурного  процесса

административный  процесс носит преимущественно  позитивный характер и связан с реализацией  основной функцией административного  права - организацией государственного управления в части нормативно-правового  регулирования.

В совокупности нормы, устанавливающие порядок  реализации регулятивных материальных норм административного права, составляют институт административно-процедурного процесса.

 Сам  административно-процедурный процесс  может быть определен как деятельность  уполномоченных органов государственного  управления по реализации регулятивных  норм административного права,  урегулированная административно-процессуальными  нормами.

административно-процедурный  процесс связан с осуществлением деятельности по разрешению индивидуальных административных дел, не носящих спорного характера. Процедура в административном праве - это не только и не столько  юрисдикция (т.е. разрешение споров), сколько  осуществление определенных действий в рамках реализации созидательных  полномочий органов государственного управления.

 Административно-процедурный  процесс не связан с применением  мер административного принуждения,  в том числе с привлечением  к административной ответственности.  Его задача в чем-то противоположна  задаче административно-юрисдикционного производства, поскольку в рамках последнего органы государственного управления зачастую по собственной инициативе (в силу обязанности, предусмотренной законом) применяют властные полномочия, в результате чего для одного из участников спора или нарушителя нормативных предписаний наступают неблагоприятные последствия. Административно-процедурное производство характеризуется тем, что его инициатором чаще всего является гражданин или организация, целью которых является выполнение по итогам соответствующей процедуры органами государственного управления определенной обязанности в отношении заявителя.

Следует также иметь в виду, что административно-правовые нормы в области административно-процедурного процесса рассредоточены в большом  количестве нормативно-правовых актов, среди которых встречаются и  кодексы, и федеральные (региональные) законы, и подзаконные акты органов  государственного управления различных  уровней. В соответствии с Конституцией РФ административно-процессуальное законодательство (также как и административное законодательство) отнесено к предметам  совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Вследствие этого обстоятельства значительный объем процессуальных норм принимается именно в субъектах Российской Федерации.

 Структура  административно-процедурного процесса, который, как и административно-юрисдикционный, состоит из множества разнообразных производств, не четко установлена в теории административного права. Различные специалисты предлагают собственное видение входящих в указанный процесс элементов.

Так, С.Н. Махина включает в административно-процедурный  процесс следующие виды производств:

 основные - производство по изданию правовых  актов управления и административно-договорное  производство;

 специальные - лицензионное производство, регистрационное производство, разрешительное производство, кадровое (служебное, производство по делам о поощрениях и др.);

 особое  производство - производство по обращениям  граждан *(238).

 И.В.  Панова выделяет такие разновидности  административно-процедурного процесса  с составляющими их производствами:

 административно-нормотворческий  процесс - производства: по принятию  постановлений и распоряжений  Правительства РФ; по изданию  приказов, постановлений, инструкций  и иных актов министерств и  других центральных органов специальной  компетенции; по принятию нормотворческих  актов органами субъектов Российской  Федерации, правительствами субъектов  Федерации; по изданию локальных  актов, которые принимаются огромным  количеством субъектов вплоть  до руководителей государственных  учреждений;

 административно-правонаделительный процесс - производства: по обращениям граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере управления; разрешительное, регистрационное, учредительное, кадровое, административно-договорное, приватизационное и др. *(239)

 В.Д.  Сорокин, в целом не признающий  деление административного процесса  на виды, выделяет в структуре  единого процесса, наряду с производством  по административно-правовым жалобам  и спорам, производством по делам  об административных правонарушениях,  производством по дисциплинарным  делам, исполнительным производством,  также и такие производства, как:

 производство  по принятию нормативных актов  государственного управления;

 производство  по предложениям и заявлениям  граждан и обращениям организаций  в сфере государственного управления;

 производство  по делам о поощрениях;

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"