Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы к зачету по "Административному праву".

Работа содержит 1 файл

ответы на вопросы АП.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

АДМИНИСТРАТИВНОЕ  ПРАВО  (ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ) 

1. Административное право: предмет,  система, соотношение с другими  отраслями российского права

Административное  право (далее АП) – одна из важнейших отраслей правовой системы РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией исполнительной власти, или, в более широком понимании, – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

В основе разделения отраслей права лежит предмет правового регулирования.

Предмет отрасли АП – управленческие отношения, возникающие в процессе реализации государственно-властных функций и задач для достижения целей административно-правового регулирования органами исполнительной власти, государственного управления и их уполномоченными должностными лицами. Кроме того, нормами АП охраняются общественные отношения, регулируемые другими отраслями права, например земельного, горного, водного, финансового, таможенного, налогового, муниципального, жилищного и др.

Объектом АП являются также административно-процедурные и другие организационно-правовые отношения в сфере деятельности аппаратов исполнительной власти, государственного управления, а также внутриорганизационные управленческие отношения в аппаратах, обслуживающих институт Президента, органы законодательной власти, суда, прокуратуры, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии и др.

Система отрасли АП –  это совокупность норм, правил административного  права, взаимосвязанных и взаимозависимых и образующих специфическое информационно-правовое единство, обеспечивающее эффективное правовое регулирование управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, а также отношений в сфере управленческой деятельности, осуществляемой другими органами государственной власти и их обслуживающими аппаратами и иными уполномоченными законом субъектами административного права.

Система отрасли  АП включает в себя две основные подсистемы – Общую и Особенную части, которые, в свою очередь, можно подразделить и на меньшие подсистемы.

Общая часть:

Государственное управление, исполнительные органы власти;

АП как отрасль права, научная отрасль знаний и учебная  дисциплина;

Субъекты административного  права;

Формы и методы осуществления  деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;

Административное правонарушение и административная ответственность;

Административная юрисдикция;

Административный процесс  и виды административного производства;

Законность и дисциплина в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления.

Особенная часть:

Административно-правовое регулирование в сфере экономических  отношений;

Административно-правовое регулирование отношений в социально-культурной сфере;

Административно-правовое регулирование государственного управления в административно-политической сфере;

Административно-правовое регулирование в иных сферах.

Главным образующим звеном единого предмета административно-правового  регулирования является управленческая природа отношений, возникающих во всех этих сферах и областях государственной деятельности.

Конституционное право устанавливает исходные положения для всех отраслей права, в том числе административного. На основании норм конституционного права административное право своими нормами обеспечивает реализацию конституционных принципов в сфере государственно-управленческой деятельности, определяет компетенцию органов исполнительной власти, конкретизирует механизм реализации прав и свобод граждан и т. д.

Взаимодействие с финансовым правом: финансовое право регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в  процессе финансовой деятельности государства. Административное право, в свою очередь, определяет порядок и правовой статус органов, осуществляющих данную деятельность.

Взаимодействие с трудовым правом: целый ряд трудовых отношений  возникает на основании односторонних  административных актов, которым предшествуют соглашения (контракты) об условиях работы. Административный акт требуется при прекращении трудовых отношений, оформлении отпуска, больничного и т. д.

Взаимодействие с гражданским  правом: в ряде случаев регулируют сходные имущественные отношения, но путем применения различных методов  правового регулирования. В основе гражданского права лежит метод равенства сторон, в административном праве – метод одностороннего предписания.

 

2. Система источников административного  права

При характеристике источников административного права необходимо определить следующее:

1) Понятие источника  административного права;

2) Виды и формы источников.

К источникам АП относятся  те правовые нормативные акты органов  государственной власти и государственного управления, которые содержат нормы  административного права, например Кодекс об административных правонарушениях. Правовые свойства нормативных правовых актов неодинаковы. Различаются акты с высшими юридическими свойствами (законы), акты подзаконные (акты управления) и др. В числе источников административного права выделяются следующие нормативные акты: законы, указы, постановления Правительства, другие акты управления.

Законы среди всех источников административного права  обладают высшими юридическими свойствами: они регулируют наиболее общие и  значительные управленческие и иные отношения административного права. Законы принимаются законодательными органами власти РФ, её субъектов, различаются законы:

Основной закон (Конституция) РФ;

федеральные конституционные  законы (например, о Правительстве  РФ);

федеральные законы (например, о военном положении, о чрезвычайном положении);

законы РФ(например, об основах муниципальной службы);

основные законы (конституции, уставы) субъектов РФ;

законы субъектов РФ.

Указы Президента РФ также  регулируют важные вопросы организации  государственного управления.

Решения представительных местных органов (местного самоуправления) издаются по вопросам местного управления, охраны порядка и другим вопросам.

Акты управления составляют группу источников административного  права. Их принимают высшие органы (Правительство), центральные (министерства и ведомства), органы управления субъектов РФ и муниципальные органы. Акты управления могут приниматься в условиях правового государства только по вопросам управления, то есть распространяться на подчиненные органу предприятия и учреждения и не могут затрагивать прав и обязанностей граждан. С этих позиций основными источниками административного права являются: положения, уставы, кодексы, инструкции, правила, акты, не имеющие названных форм.

Положения как источник АП – самая распространённая и многочисленная форма нормативных актов. Положения органически закрепляют компетенцию одного органа государственного управления или группы таких органов, например положения о министерствах, комитетах и других органах, а также их структурных подразделениях.

Уставы учреждены и  действуют во многих отраслях государственного управления. По действующему законодательству уставы обязаны иметь предприятия, учебные заведения и многие другие организации. В уставах закрепляются структура организации и компетенция входящих в неё органов.

Кодексы как источники  административного права.

Первая группа – о  юридической ответственности.

Вторая группа имеет  целью упорядочение организации  отрасли, в них регулируются, наряду с административно-правовыми отношениями, отношения в других отраслях права.

Инструкции содержат общие разъяснения о порядке  проведения в жизнь того или иного  акта, а также устанавливают дополнительные правила к ним.

Правила регулируют вопросы, которые в законодательстве урегулированы лишь в принципе.

Кодификация – один из видов, приемов систематизации административного  законодательства (Налоговый кодекс, кодекс об административных правонарушениях).

Инкорпорация как способ группирования правовых норм отраслевого  масштаба или нескольких отраслей существенно помогает в практическом применении законодательства.

 

3. Признаки и виды нормативных  актов органов исполнительной  власти, требования к их принятию.

Правовые акты - важное средство практической реализации целей  и функция административной власти, основная форма ее исполнительно-распорядительной деятельности. Они являются решениями, которые субъекты исполнительной власти принимают в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственной, социально-культурной административно-политической областями жизни страны.

нормативный правовой акт  – как официальный властный документ компетентного правотворческого органа, направленный на установление, изменение, отмену, утверждение правовых норм общего характера. Из этого определения  можно выделить следующие признаки нормативного правового акта, которые присущи нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти:

1. Нормативный правовой  акт создается в результате  правотворческой деятельности компетентных  органов.

2. Каждый орган исполнительной власти имеет право на издание нормативных правовых актов только в определенной форме.

3. В нормативных правовых  актах устанавливаются нормы  права, представляющие собой общеобязательные  государственные предписания постоянного  или временного характера, рассчитанные на многократное применение.

Изучение различной  литературы позволяет сделать вывод  о том, что основными признаками нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти (правового  акта управления) является то, что он:

– имеет юридическую  природу, обладает государственно-властным характером и обязателен для того, кому адресован. Исполнение акта гарантируется, а при необходимости обеспечивается принудительной силой государства;

– принимается в одностороннем  порядке, исходит из компетентного органа исполнительной власти, должностного лица или иного субъекта государственного управления;

– устанавливает обязательные правила поведения, либо регулирует конкретные управленческие отношения, в последнем случае непосредственно влечет возникновение, изменение или прекращение правовых отношений;

– носит творческий характер, поскольку направлен на оптимальное  разрешение управленческих дел и  вопросов;

– принимается субъектом  управление только по тем вопросам, которые относятся к его компетенции, и в порядке, установленном правовыми нормами.

Нормативные акты управления принимаются в виде постановлений, указов, приказов, инструкций, положений  и т.п. Такие акты носят подзаконные  характер и направлены на разъяснение, детализацию, претворение в жизнь более общих норм действующего законодательства. В этом смысле они являются правоприменительными в такое же степени, как и индивидуальные акты государственного управления. Тем не менее нормативные акты органов исполнительной власти являются одним из видов источников Российского административного права. Нормативные акты принимаются органами государственного управления исключительно по вопросам их компетенции.

4. Административные регламенты, их  виды и значение.

Под административным регламентом  понимается нормативный правовой акт, устанавливающий стандарты исполнения государственных функций, т.е. обязательные требования к показателям, содержанию, порядку совершения, качеству управленческих действий, процедур и процессов, обеспечивающие эффективную реализацию государственных функций исполнительным органом государственной власти в пределах его компетенции в интересах государства, граждан и юридических лиц.

Административный регламент  должен исчерпывающим образом (с  описанием последовательно выполняемых действий, процедур и их стадий, сроков исполнения, вариативностью возможных решений, формой результата, должностным положением исполнителя и т.д.) регулировать исполнение соответствующих государственных функций.

Модернизация исполнения государственных функций предполагает разработку электронных административных регламентов.

Под электронным административным регламентом, правовой статус которого закрепляется обычным административным регламентом, в законопроекте понимается электронная форма административного регламента (форма реализации административных регламентов с помощью информационно-коммуникационных технологий), используемая для выполнения, анализа и контроля управленческих действий и процедур, обеспечивающих принятие исполнительным органом государственной власти управленческого решения и/или оказание государственной услуги в электронной форме. Электронный административный регламент согласно законопроекту может также регулировать исполнение государственной функции преимущественно в электронном виде

Под административным регламентом государственной функции предлагается понимать нормативный правовой акт, регулирующий исполнение исполнительными органами государственной власти, в пределах их компетенции, отдельной государственной функции либо группы сходных по содержанию государственных функций.

Административный регламент  государственной функции является самостоятельным нормативным правовым актом, независимо от того, включен  ли он в состав административных регламентов  соответствующих исполнительных органов  государственной власти.

Под административным регламентом  исполнительного органа государственной  власти предлагается понимать нормативно-правовой акт, устанавливающий порядок и  организацию исполнения государственных  функций данным исполнительным органом  государственной власти.

Административные регламенты исполнительных органов государственной  власти принимаются для всех исполнительных органов, включая Правительство  РФ (высший исполнительный орган государственной  власти субъекта РФ), министерства, службы, агентства.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"