Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы к зачету по "Административному праву".

Работа содержит 1 файл

ответы на вопросы АП.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

 

17. Административный и судебный  порядок защиты прав физических  и юридических лиц в сфере  государственного управления.

Обеспечение законности в сфере государственного управления это деятельность специально уполномоченных субъектов, а также граждан и объединений: по недопущению в деятельности органов исполнительной власти нарушений требований, закрепленных в действующих нормативных правовых актах; своевременному и полному предупреждению правонарушений, причин и условий, их порождающих; привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности.

Способы обеспечения  законности – совокупность юридических, организационных приемов и форм деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, гр

Способы обеспечения  законности – совокупность юридических, организационных приемов и форм деятельности органов государственной  власти, местного самоуправления, их должностных лиц, граждан, общественных объединений по поддержанию и укреплению законности в сфере государственного управления.

Существуют также такие  способы обеспечения законности, как государственный контроль, государственный  надзор, судебный контроль, общественный контроль.

Государственный контроль – деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных  лиц и иных уполномоченных субъектов  по наблюдению за функционированием  подконтрольного объекта с целью  установления его отклонений от заданных параметров.

Государственный надзор – функция специальных государственных  органов и их должностных лиц  по систематическому наблюдению заточным и неуклонным соблюдением законов, иных нормативных правовых актов, осуществляемая по подведомственным данным органам вопросам в отношении неподчиненных им юридических и физических лиц.

Виды государственного надзора: административный и прокурорский.

Административный надзор – вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.

Прокурорский надзор в сфере государственного управления - деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры РФ по надзору за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции и законов, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

18. Понятие и принципы административной  ответственности.

Административная ответственность - применяется за совершение административных проступков. По сравнению с преступлениями они не так опасны, причиняют менее значительный вред общественным и частным ценностям. В Российской Федерации административные правонарушения установлены Кодексом об административных правонарушениях, а также отдельными федеральными и региональными законами. К административной ответственности привлекаются как физические лица, так и организации за нарушения норм отраслей публичного права. Субъектами, имеющими полномочия на привлечение к административной ответственности являются многочисленные государственные органы и должностные лица. Наряду с судебным порядком, который менее распространен в данной сфере, существует и внесудебный - административный порядок привлечения к административной ответственности. Административный порядок отличает сравнительная простота, меньшая формализованность и оперативность. Административная ответственность применяется не в порядке подчиненности, не влечет судимости и увольнения с работы.

Основные признаками (характерные черты) административной ответственности можно свести к следующему:

-- во-первых, она является  составной частью административного  принуждения как вида государственного  принуждения и обладает всеми  его качествами (в частности, осуществляется  органами государственной власти и, отчасти, местного самоуправления в рамках внеслужебного подчинения и т. п.);

-- во-вторых, фактическим  основанием административной ответственности  является административное правонарушение, тогда как уголовной -- преступление, дисциплинарной -- дисциплинарный проступок, материальной -- причинение материального вреда (ущерба), или гражданско-правовой деликт;

-- в-третьих, в отличие  от других видов юридической  ответственности, из которых не  все имеют свою собственную  отраслевую нормативно-правовую базу или имеют ее не в полном объеме (в частности, дисциплинарная ответственность ее вообще не имеет, а уголовная и гражданско-правовая реализуются через нормы уголовно-процессуального права, гражданско-процессуального права и арбитражный процесс соответственно), административная ответственность урегулиро

-- в-третьих, в отличие  от других видов юридической  ответственности, из которых не  все имеют свою собственную  отраслевую нормативно-правовую  базу или имеют ее не в  полном объеме (в частности, дисциплинарная ответственность ее вообще не имеет, а уголовная и гражданско-правовая реализуются через нормы уголовно-процессуального права, гражданско-процессуального права и арбитражный процесс соответственно), административная ответственность урегулирована нормами именно административного права, которые содержат как исчерпывающие перечни административных правонарушений, видов административных наказаний и субъектов, правомочных их налагать, так и детально регулируют этот процесс и в своей совокупности составляют нормативную основу административной ответственности;

-- в-четвертых, субъектами  административной ответственности  могут быть как физические, так  и юридические лица, тогда как  уголовной и дисциплинарной -- только  физические лица (хотя в ученых  кругах и идет дискуссия о дисциплинарной ответственности коллективных образований -- таких ее проявлений, как, например, отставка правительства, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т. п.);

-- в-пятых, процедура  (процесс) привлечения к административной ответственности более проста, оперативна и экономична по сравнению с аналогичными проявлениями иных видов юридической ответственности (в частности, уголовной и гражданско-правовой), хотя и содержит при этом все необходимые гарантии законности его проведения и осуществления права на защиту (причем защиту не только судебную, как в случае с уголовным и гражданским процессом).

Под принципами административной ответственности следует понимать ее основные правовые начала, характеризующие  ее сущность, смысл и назначение:

- юридическое равенство  всех перед законом и судом;

- наступление административной  ответственности только за противоправное  поведение, а не за мысли;

- наступление административной  ответственности лишь при наличии  вины в действиях (бездействии) правонарушителя;

- законность привлечения  к административной ответственности;

- справедливость административной  ответственности и ее индивидуализация;

- своевременность ответственности;

- принцип целесообразности  привлечения к административной  ответственности;

- принцип неотвратимости  наказания за совершение административных  правонарушений.

19. Обстоятельства, исключающие, отягчающие, смягчающие административную ответственность.

В теории права существуют основания исключения юридической  ответственности и освобождения от юридической ответственности. Принципиальное отличие между ними в том, что если в первом случае при совершении правонарушения ответственности нет вообще и быть не может в силу ряда юридически оговоренных и имеющих место в реальности условий или состояний физического лица, то во втором случае ответственность уже имеет место быть, но в силу опять же ряда оговоренных в законе и имеющих место в реальности условий (оснований) возможно освобождение от нее.

Условиями, исключающими противоправность деяния и тем самым исключающими и саму административную ответственность, являются:

1) невменяемость физического  лица (когда лицо не может отдавать  отчета в своих действиях);

2) наличие обстоятельств,  исключающих общественную опасность  (вредность) деяния (непреодолимая сила, необходимая оборона, крайняя необходимость);

3) отсутствие в деянии  признаков юридического состава  административного правонарушения;

4) казус.

Смягчение ответственности  за административное правонарушение означает смягчение наказания в пределах санкции той статьи Особенной части КоАП РФ, которой установлена ответственность за данный вид проступка.

Обстоятельствами, смягчающими  административную ответственность (перечислены  в ст. 4.2 КоАП РФ), признаются:

1) раскаяние лица, совершившего  административное правонарушение;

2) предотвращение лицом,  совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного  правонарушения, добровольное возмещение  причиненного ущерба или устранение  причиненного вреда;

3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

4) совершение административного  правонарушения несовершеннолетним;

5) совершение административного  правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Обстоятельствами, отягчающими  административную ответственность, признаются:

1) продолжение противоправного  поведения, несмотря на требование  уполномоченных на то лиц прекратить  его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию и по нему не истек годичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ;

3) вовлечение несовершеннолетнего  в совершение административного  правонарушения;

4) совершение административного  правонарушения группой лиц;

5) совершение административного  правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного  правонарушения в состоянии опьянения.

20. Общие и специальные субъекты  административного правонарушения.

Действующее административное право содержит более широкий спектр субъектного состава административных правоотношений (виновная сторона дополнилась юридическими лицами) по сравнению с предыдущим Кодексом РСФСР об административных правонарушениях. Однако вначале следует разграничить субъекты административных правоотношений на следующие две большие категории:

- виновные лица - это  физические и юридические лица, совершившие те или иные деяния, запрещенные действующим федеральным  и региональным законодательством  в сфере административного права;

- государственные органы, компетентные рассматривать дела, вытекающие из административных правонарушений, включая судебные органы, и их должностные лица.

Статья 2.1 КоАП РФ четко  не определяет понятие "объект правонарушения". Однако расширительно трактуя данную статью, следует отметить, что объектом правонарушения является совокупность правоотношений, охраняемых федеральным и региональным законодательством об административных правонарушениях. Особенная часть КоАП РФ в названиях гл. 5 -11 указывает на родовые объекты административных правонарушений, т.е. на объекты конкретных административных проступков, объединенных совокупностью однородных общественных отношений, которые нарушаются субъектами соответствующего правонарушения - физическими и юридическими лицами.

21.Виды  административных наказаний.

В соответствии со ст. 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации  в области законодательства об административных правонарушениях среди прочего  относится установление перечня  видов административных наказаний  и правил их применения. Возможные виды административных наказаний устанавливаются только КоАП РФ. Перечень видов административных наказаний, установленных КоАП РФ, не может быть расширен законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Систематизированный и  исчерпывающий перечень административных наказаний дан в ст. 3.2 КоАП РФ. Все они образуют систему административных наказаний, которая включает карательные санкции, разные по содержанию, тяжести и иным признакам. Перечень наказаний дан в определенной последовательности: от менее суровых к более суровым. Законодателем определена иерархия наказаний, которая должна учитываться как законодательными органами субъектов РФ, так и судьями, органами, должностными лицами, рассматривающими дела об административных правонарушениях и назначающими административные наказания.

В настоящее время  КоАП РФ установлены восемь видов  административных наказаний. За совершение административных правонарушений могут  устанавливаться и применяться  следующие административные наказания:

предупреждение;

административный штраф;

возмездное изъятие  орудия совершения или предмета административного  правонарушения;

конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения;

лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

административный арест;

административное выдворение за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или лица без  гражданства;

дисквалификация;

административное приостановление  деятельности.

В отношении физических лиц могут применяться все  эти виды административных наказаний; в отношении юридических лиц — только такие административные наказания, как предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"