Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы к зачету по "Административному праву".

Работа содержит 1 файл

ответы на вопросы АП.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

В целях оптимизации  разработки административных регламентов  по решению Правительства РФ (высшего  исполнительного органа государственной  власти субъекта РФ) могут быть разработаны  и утверждены типовые административные регламенты исполнительных органов  государственной власти, типовые административные регламенты, устанавливающие общие требования к группе сходных государственных функций (для органов и функций, в отношении которых "конкретные" регламенты еще не приняты).

5. Административно-правовой статус  физических лиц.

Граждане России, выступая в роли субъекта административного  права, обладают соответствующим административно-правовым статусом, закрепленным в правовых нормах, определяющих его социально-правовую роль в государстве и обществе.

Административно-правовой статус гражданина включает комплекс его прав и обязанностей, государственные гарантии осуществления этих прав и обязанностей, обеспеченных юридическими способами и средствами их защиты.

Административно-правовой статус гражданина РФ определен Конституции РФ, международно-правовыми договорами. Законом «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах РФ», Федеральными законами «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О защите прав потребителей», Законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, Федеральным законом «О беженцах», Закон РФ «О вынужденных переселенцах», Федеральным законом «О статусе военнослужащих», Федеральным законом «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом», Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного кон троля (надзора)», федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека Российской Федерации», «Всеобщей декларацией прав человека», «Конвенцией СНГ о правах и основных свободах человека», Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении», ФЗ «О гражданстве РФ», указ Президента РФ «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ» и др.

Административно-правовое положение граждан определяется, прежде всего, объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и административная дееспособность.

6. Административно-правовой статус  юридических лиц.

К числу характерных особенностей административно-правового статуса  юридических лиц необходимо отнести  следующие:

1) обязательность государственной  регистрации. В соответствии с п. 1 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе, определяемом Законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. В силу п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

2) обязательность лицензирования  в случае осуществления определенных видов деятельности. Одним из многочисленных общественных стереотипов является то, что лицензирование - это порождение бюрократической системы и в конечном счете административного права.

3) представление в уполномоченные  органы исполнительной власти налоговой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности. Требования к порядку представления налоговой отчетности определены Налоговым кодексом РФ.

Бухгалтерская отчетность юридических  лиц представляется в соответствии с общими требованиями, определенными Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

4) осуществление деятельности, в  том числе предпринимательской,  участие в гражданско-правовых  отношениях с учетом рамок,  определенных нормами административного права. Совершение юридическими лицами сделок с недвижимым имуществом в рамках гражданско-правовых отношений требует государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Совершение ряда хозяйственных операций, гражданско-правовых по содержанию, требует во многих случаях предварительного согласия либо последующего уведомления специально уполномоченных органов исполнительной власти.

5) взаимодействие с  различными органами исполнительной  власти в связи с разными  аспектами деятельности. В качестве  примеров можно привести участие  юридических лиц в организуемых  конкурсах на закупку товаров,  выполнение работ, оказание услуг  для государственных нужд; получение отличных от лицензий разрешений на выполнение определенных видов деятельности (получение разрешений: на строительство, проведение государственной экологической экспертизы, прохождение государственного технического осмотра и т.п.);

6) выполнение специфических административно-правовых обязанностей и соблюдение прямых административных запретов. Сюда относятся требования, содержащиеся в нормативных правовых актах административного характера, направленных на обеспечение пожарной и экологической безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия, мобилизационную подготовку, организацию архивного дела и т.п.

7) деятельность юридических  лиц проверяется органами исполнительной  власти в рамках их компетенции.  Эти проверки могут иметь характер контроля или надзора. Так, в рамках установленного частью первой Налогового кодекса РФ налогового контроля осуществляются камеральные и выездные налоговые проверки юридических лиц.

К числу особенностей административно-правового статуса  юридических лиц можно отнести такой специфический вид административных наказаний, как административное приостановление деятельности, которое может применяться только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

7. Система и структура федеральных  органов исполнительной власти.

Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) (Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314):

Министерство РФ является ФОИВ, осуществляющим функции по выработке  гос. политики и нормативно-правовому  регулированию в установленной  сфере деятельности; самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также координирует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении федеральных служб и федеральных агентств, координирует (с 1.01.2005 г.) деятельность ГВФ. В сфере своей деятельности не вправе осуществлять функции контроля, надзора, правоприменительные, а также управления имуществом, кроме случаев, установленных указами Президента. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр (федеральный министр).

Федеральная служба (ФС) является ФОИВ, осуществляющим функции  по контролю и надзору в установленной  сфере деятельности, а также специальные  функции в области обороны, государственной  безопасности, защиты и охраны Гос. границы России, борьбы с преступностью, общественной безопасности. ФС возглавляет руководитель (директор), служба может иметь статус коллегиального органа.

В объеме компетенции  ФС полномочна:

- издавать индивидуальные  правовые акты;

- выдавать лицензии;

- регистрировать акты, документы, права и объекты;

- вести реестры,

- регистры и кадастры;

- осуществлять правоприменительные  функции.

Структура ФОИВ:

Первый блок — федеральные  министерства, федеральные службы и  федеральные агентства, руководство  деятельностью которых осуществляет Президент РФ — 5 федеральных министерств: МВД России; МЧС России; МИД России; Минобороны России; Минюст России; 12 федеральных служб: Федеральная миграционная служба; федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству; Рособоронзаказ Федеральная служба по техническому и экспертному контролю; Спецстрой России; Федеральная служба исполнения наказаний; Росрегистрация; Федеральная служба судебных приставов; Государственная фельдъегерская служба РФ; Служба внешней разведки РФ; Федеральная служба безопасности РФ; Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков; федеральная служба охраны РФ и 2 федеральных агентства: Главное управление специальных программ Президента РФ и Управление делами Президента РФ.

Второй блок ФОИВ находится  в ведении Правительства РФ — 11 федеральных министерств:

- здравоохранения и  социального развития;

- культуры и массовых  коммуникаций;

- образования и науки;

- природных ресурсов;

- промышленности и  энергетики;

- регионального развития  РФ;

- сельского хозяйства;

- транспорта;

- информационных технологий  и связи;

- финансов;

- экономического развития  и торговли).

6 федеральных служб:

- антимонопольная;

- по тарифам;

- гидрометеорологии и  мониторингу окружающей среды;

- государственной статистики;

- по финансовым рынкам;

- по экологическому, технологическому  и атомному надзору).

3 федеральных агентства:

- по атомной энергии;

- космическое агентство;

- по туризму.

Кроме того, в введении федеральных министерств находятся  все остальные федеральные службы и федеральные агентства. Положения о ФОИВ, подведомственных Президенту, утверждаются указом Президента. Положения о других ФОИВ утверждаются постановлениями Правительства.

Федеральные министры назначаются  на должность и освобождаются  от должности указом Президента по предложению Председателя Правительства. Заместители федеральных министров назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством. если иное не установлено законом.

Руководители ФОИВ, подведомственных Президенту, назначаются на должность  и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.

В соответствии с принципом  федерализма и административно-территориального деления система органов исполнительной власти включает два уровня (подсистемы) по вертикали:

федеральные органы исполнительной власти РФ;

органы исполнительной власти субъектов РФ.

8. Правительство РФ: порядок формирования, полномочия, состав.

Правительство РФ – высший исполнительный орган гос. власти в  масштабах всей страны. Его правовое положение определяется гл. 6 КРФ  и ФКЗ от 17 декабря 1997 «О Правительстве РФ».

Правительство РФ состоит  из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных  министров (ст. 110 Конституции).

Председатель Правительства  назначается Президентом в порядке, установленном Конституцией, и освобождается им от должности. Освобождение Председателя Правительства от должности одновременно влечет за собой отставку Правительства. Зам. Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Правительства. На членов Правительства распространяются требования о представлении в налоговые органы сведений о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также о являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем им на праве собственности.

Правительство, согласно ст. 114 Конституции:

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение и отчитывается об этом перед ГД;

обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики;

обеспечивает проведение единой гос. политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

осуществляет управление федеральной собственностью;

осуществляет меры по обеспечению обороны, гос. безопасности и реализации внешней политики страны;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод, охране собственности и общественного  порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него КРФ, ФЗ, указами Президента РФ.

Согласно ФКЗ от 17 декабря 1997, Правительство в пределах своих  полномочий:

организует реализацию внутренней и внешней политики;

осуществляет регулирование  в социально-экономической сфере;

обеспечивает единство системы исполнительной власти РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;

формирует федеральные  целевые программы и обеспечивает их реализацию;

реализует предоставленное  ему право законодательной инициативы. По соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации Правительство может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и ФЗ;

оно осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Федерации на основании  соответствующих соглашений.

Правительство издает постановления  и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Эти акты имеют большое значение для формирования общей правовой базы в сфере управления, что объясняется  высоким положением Правительства  в государстве и в системе  исполнительной власти.

В ФКЗ «О Правительстве  РФ» закреплены конкретные полномочия Правительства раздельно по сферам (экономика, социальная сфера и т.д.), а также полномочия Председателя Правительства по организации работы Правительства, полномочия заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, Президиума Правительства.

Правительство вправе учреждать  организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также  органы при Правительстве (например, имеются Правительственные комиссии по оперативным вопросам, миграционной политике).

Для обеспечения деятельности Правительства и организации  контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых Правительством решений  образуется Аппарат Правительства, который состоит из ряда структурных  подразделений – департаментов, управлений и др. Он взаимодействует с Админ. Президента и аппаратами палат ФС.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"