Шпаргалка по административному праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:49, шпаргалка

Описание работы

Предмет АП – общественные отношения, возникающие, изменяющиеся, прекращающиеся в связи с реализацией функций государства органами исполнительной власти
Признаки:
Обязательное участие в правоотношениях государства

Работа содержит 1 файл

Шпаргалка по административному праву.doc

— 568.00 Кб (Скачать)

1. Предмет и метод  отрасли административного права

Предмет АП –  общественные отношения, возникающие, изменяющиеся, прекращающиеся в связи  с реализацией функций государства  органами исполнительной власти

Признаки:

  1. Обязательное участие в правоотношениях государства
  2. Государство должно быть представлено в правоотношениях органами исполнительной власти

Исключения:

    1. В отдельных случаях представлено судами
    2. Органами МСУ – принятие законов, с договором между государством и МСУ
    3. Организации, не являющиеся органами государственной власти, могут по поручению выполнять государственные функции
  1. Представитель в правоотношениях должен выполнять функцию государства

По содержанию административные отношения делятся:

  1. Регулятивные – по ценообразованию
  2. Охраняемые

По субъекту:

  1. С участием органов государственной власти
  2. С участием физических лиц
  3. С участием негосударственных юридических лиц
  4. Отношения с государственными служащими

Методы

Любая отрасль права  использует в качестве средств правового  регулирования 3 юридические возможности:

  1. Предписание – возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовыми нормами
  2. Запрет – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовыми нормами
  3. Дозволение – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовыми нормами, те или иные действия, либо воздерживаться от их совершения по своему усмотрению

Административно-правовое регулирование – такие отношения, которые предполагают подчинение воли управляемых единой управляющей воле. Следовательно, административно-правовое регулирование рассчитано на такие отношения. В которых исключается равенство участников

Особенности методов:

  1. Использование предписания, находящих выражение в том, что одной стороне регулируемых отношений представлен объем юридически властных полномочий, адресуемых другой стороне, которая обязана им подчиняться
  2. Односторонность юридически властного волеизъявления одного из участников отношений
  3. Специфическая взаимосвязь между управляющими

Таким образом, суть методов  сводится к следующему:

  1. Установление определенного порядка действий – предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренными данной административно-правовой нормой
  2. Запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности)
  3. Предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренного административно-правовой нормой (жесткий вариант дозволения)
  4. Предоставление возможности действовать по своему усмотрению, т.е. совершать или не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ее условиях

АП – отрасль российского права, совокупность норм, регулирующих общественные отношения, связанные с императивной реализацией функции государства органами исполнительной власти

 

2. Соотношение административного  права с другими правовыми  отраслями

АП тесно взаимодействует  с другими отраслями права. АП охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни. Это определяется многообразием практического применения действующего в РФ механизма исполнительной власти

АП играет в  правовой системе вспомогательную роль. Это определяется целям рядом факторов. Во-первых, в числе процессов, влияющих на содержание АП:

  1. Сокращение масштабов централизованного административно-правового регулирования (в соответствии с Конституцией, административное и административно-процесссуальное законодательство отнесено к предметам ведения РФ и ее субъектов)
  2. Существенное возрастание роли региональных регуляторов
  3. Усиление значимости рекомендательных норм
  4. Обеспечение реальной самостоятельности управленческих подразделений различных уровней
  5. Усиление контрольно-надзорной и правоохранительной, а не распорядительной, функции административного регулирования

Во-вторых, АП не только защищает общественные отношения, но и выступает в качестве их регулятора – для обеспечения урегулированности налоговых, земельных, трудовых отношений

Итак, АП строгих  границ правового воздействия не имеет

Наиболее тесно  АП взаимодействует с КП, которое  закрепляет основные принципы организации  и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основные их формирования. АП основывается на нормах КП, детализирует и конкретизирует их, определяет механизм реализации прав и свобод граждан, компетенции различных зве6ньев системы исполнительной власти, формы и методы государственно–управленческой деятельности, основы ее отраслевой, межотраслевой, региональной и местной организации

Совместно с  ГП регулирует внешнюю стороны общественных отношений имущественного характера  – договорные начала и административные предписания

Трудовое право.

Наиболее сложно провести грань между АП и такими отраслями  права, как финансовое, земельное, экологическое, предпринимательское. Механизм их соотношения  таков, что фактически значительная часть отношений, отнесенных к предмету ведения названных отраслей, регулируется нормами АП и свойственными ему правовыми средствами

Границы действия норм уголовного и АП определяются характером и направленностью  соответствующих запретов

 

3. Источники административного  права

Источники АП –  внешние формы выражения административно-правовых норм

  1. Конституция
  2. ФКЗ и ФЗ (ФКЗ «О Правительстве РФ»)
  3. Указы Президента РФ
  4. Нормативные постановления Правительства РФ
  5. Нормативные акты министерств
  6. Конституции республик, их законодательства
  7. Законодательные акты других субъектов РФ
  8. Нормативные акты представительных и исполнительных органов МСУ
  9. Межгосударственные соглашение

Такое многообразие остро ставит проблему систематизации и кодификации источников

По существу сейчас кодифицирован лишь один институт российского административного права – Кодекс об административных правонарушениях, объединивший нормы материального и процессуального АП. Но это лишь частичная кодификация

Другим способом систематизации является объединение  и расположение в систематизированном  порядке норм по его важнейшим институтам

По мнению многих ученых-административистов, их можно  бы было свести в единый кодификационный  акт - Основы административного законодательства РФ

 

4. Понятие исполнительной  власти, ее соотношение с другими  ветвями власти

Исполнительная  власть – деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти (законодательной и судебной) и состоящая в осуществлении специально созданными органами государственной власти особых функций и установленной законом компетенции

Признаки исполнительной власти:

  1. Самостоятельность и взаимосвязь с законодательной и судебной ветвями государственной власти
  2. Подконтрольность законодательной и судебной ветвям. Исполнительная власть самостоятельна, но только по осуществлению возложенных на нее полномочий, которые связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных функций. Другая часть приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках единой государственной власти и ее механизма.
  3. Осуществляется специальными государственными органами и органами МСУ, имеющими в установленном нормативном порядке компетенцию
  4. Это подзаконная власть, т.е. е организация и функции должны основываться на нормах Конституции РФ, ФЗ и иных НПА
  5. Применение норм административного принуждения
  6. Подготовка и издание правовых актов управления
  7. Правоприменительная и охранительная деятельность специальных органов и должностных лиц

Функции исполнительной власти:

  1. Исполнительная – исполнение законов. Органы исполнительной власти имеют право издавать подзаконные акты
  2. Прогнозирование – предвидение изменений в развитии каких-либо событий или процессов
  3. Планирование – определение направлений, целей, задач и ожидаемых результатов той или иной управляемой деятельности
  4. Организация – создание органов управления, определение их функций
  5. Правовое регулирование деятельности и функционирования соответствующих структур
  6. Общее руководство и оперативно-распорядительная работа
  7. Координация действий различных органов управления, должностных лиц и организаций
  8. Проверка фактического положения дел для выявления и устранения нарушений законов

Принципы исполнительной власти – общие положения, требования, которые характеризуют сущность управленческой деятельности:

  1. Принцип народовластия – народ осуществляет свою власть непосредственно и через органы государственной власти, одной из ветвей которой является исполнительная власть
  2. Принцип верховенства закона
  3. Принцип разделения и взаимодействия властей
  4. Принцип разграничения полномочий федеральных и региональных органов
  5. Принцип гласности – открытость законодательства, доступность и подотчетность государственных учреждений и должностных лиц
  6. Принцип приоритета и гарантированности прав личности
  7. Принцип федеративного устройства
  8. Принцип сочетания централизации и децентрализации

Централизация – сосредоточение большей части  государственных функций в ведении  центральных органов исполнительной власти

Децентрализация – закрепление предметов ведения  и полномочий за тем или иным органом, который должен осуществлять самостоятельно без вмешательства вышестоящих  органов

  1. Принцип плановости – развитие разработки программ отраслей народного хозяйства, прогнозирование хода экономических реформ, установление государственного заказа на наиболее значительную продукцию
  2. Принцип дифференциации функций и полномочий каждого из этих органов и должностных лиц
 

5. Понятие и признаки  органа исполнительной власти. Виды органов

Орган исполнительной власти – учреждение, созданное  в соответствии с требованиями законодательства для участия в осуществлении  функций исполнительной власти и  наделенное для этих целей государственно-властными  полномочиями

Орган исполнительной власти обособлен юридически (имеет свою структуру, не входит в состав другой организации, его компетенция не производна от компетенции иного органа) и функционально (осуществляет управленческие функции в определенной сфере жизни общества в соответствии с его компетенцией)

Признаки:

  1. Самостоятельны в осуществлении исполнительной и распорядительной деятельности, в отношениях с субъектами представительной и судебной властей. Но в целях нормального функционирования государства постоянно взаимодействуют с другими ветвями власти
  2. Обладают государственно-властными полномочиями строго в пределах установленной для них компетенции
  3. Их деятельность носит подзаконный характер
  4. Находятся на бюджетном финансировании

Конституций, ФКЗ  «О Правительстве РФ», Указ Президента «О системе федеральных органов исполнительной власти», Указ Президента «О структуре федеральных органов исполнительной власти»,Указ Президента «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти»

Виды органов  исполнительной власти:

  1. В соответствии с федеральным устройством
    1. Федеральные органы исполнительной власти (Правительство, федеральные министерства, государственные комитеты, ФС, федеральные надзоры, департаменты, ГУ, агентства)
    2. Органы исполнительной власти
  2. В зависимости от объема и характера компетенции
    1. Органы общей компетенции, которые осуществляют управление большинством отраслей, их сферой деятельности – Правительство, администрации субъектов
    2. Органы отраслевой компетенции – осуществляют руководство отдельными сферами и отраслями управления (министерства, ведомства, структурные подразделения администрации)
    3. Органы межотраслевой компетенции, которые ведают специальными вопросами управления, имеющими межотраслевое значение – Государственные комитеты, федеральные комиссии и надзоры
    4. Органы смешанной компетенции, т.е. органы, имеющие признаки как отраслевой, так и межотраслевой сферы деятельности – Министерство здравоохранения руководит подведомственными органами здравоохранения и осуществляет межотраслевой управление медицинскими службами МВД и министерства обороны
  3. По порядку разрешения подведомственных вопросов
    1. Единоначальные органы, в которых основные вопросы разрешаются их руководителем – администрации, минстерства
    2. Коллегиальные, решающие основные вопросы на коллегиальной основе, т.е. большинством голосов, входящих в их состав. Правительство, государственные комитеты

Информация о работе Шпаргалка по административному праву