Шпаргалка по административному праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:49, шпаргалка

Описание работы

Предмет АП – общественные отношения, возникающие, изменяющиеся, прекращающиеся в связи с реализацией функций государства органами исполнительной власти
Признаки:
Обязательное участие в правоотношениях государства

Работа содержит 1 файл

Шпаргалка по административному праву.doc

— 568.00 Кб (Скачать)

Объективная сторона  заключается в действии или бездействии, запрещенном административным правом, которое может посягать на конкретные общественные отношения, урегулированными многими отраслями права. Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения  в прошлом, его систематичности

Субъект – физические и юридические лица

Субъективная  сторона – психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям

Оно может быть выражено в форме умысла или неосторожности

Умышленно –  если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его  вредные последствия и желало их, или сознательно допускало наступление этих события, или относилось к ним безразлично

Неосторожно –  лицо, его совершившее, предвидело возможность  наступления вредных последствий  своего действия или бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение или не предвидело возможности таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть

Факультативные признаки субъективной стороны – мотив  и цель. Если они указаны, то они  являются квалифицирующими признаками правонарушения, т. е. действие или

бездействие признается административным правонарушением, если оно совершено по мотивам и  в целях, прямо указанных в  законе. Так, КоАП РФ предусматривает  административную ответственность  за самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа. Отсутствие самовольности исключает возможность признания соответствующего действия административным правонарушением

 

21. Субъект административной  ответственности. Особенности отдельных групп субъектов

Субъект – физические и юридические лица

Среди физических лиц:

  1. Граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства
  2. Должностные и иные лица, признаваемые субъектами административного правонарушения с учетом особенностей их правового положения, выполнения профессиональных функций, состояния здоровья, возраста

Для отдельных  категорий лиц эти факторы  обусловливают дополнительные основания  для административной ответственности, для других – ограничение ее мер

Должностные лица признаются субъектами административных правонарушений, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (грубое нарушение правил БУ и предоставления отчетности). Должностные лица – постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями, осуществляющие функции представителя власти, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах МСУ, государственных и муниципальных организациях, в вооруженных силах РФ. К должностным лицам приравнены также ИП без образования юридического лица

Несовершеннолетние. Привлечению к административной ответственности подлежат лица, достигшие  к моменту совершения правонарушения 16 лет. В лицам от 16 до 18 применяюся меры, предусмотренные не только КоАП, но и Положениям о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав

Определенные ограничения  установлены для военнослужащих, беременных женщин, женщин, имеющих  детей до 14 лет, инвалидам I и II групп. К военнослужащим, проходящим военную службу, не может применяться за административное правонарушение штраф, к беременным женщинам – административный арест

КоАП регулирует административную ответственность иностранных граждан  и лиц без гражданства (на общих  основаниях 2.6), юридических лиц (2.10)

 

22. Административные наказания.  Виды

Административное  наказание – мера ответственности  за административное правонарушение. Применяется с целью предупреждения совершения новых правонарушений как  самим правонарушителем, так и  другими лицами

Административное наказание выражается либо в моральном, либо в материальном воздействии на правонарушителя

В отношении юридического лица могут применяться 1,2,3,4

  1. Предупреждение – выносится только в письменной форме. Устное предупреждение не является наказанием
  2. Штраф – денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и пределах, установленных законодательством. Штраф взымается в величине, кратной МРОТ, стоимости предмета административного правонарушения, неуплаченных налогов. Размер штрафа не может быть менее 1/10 МРОТ и более 25 МРОТ, для должностных лиц – 50 МРОТ, для юридических лиц – 1 000 МРОТ
  3. Возмездное изъятие – принудительное изъятие предмета, который являлся орудием совершения административного правонарушения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации
  4. Конфискация – принудительное безвозмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения в пользу государства. Наказание назначается судьей
  5. Лишение специальных прав – применяется сроком до 3 дет за грубое и систематическое нарушение порядка пользования этими правами
  6. Административный арест – устанавливается на срок до 15 суток и применяется лишь в исключительных случаях за отдельные административные правонарушения. Не может применяться:
    1. Лицам до 18 лет
    2. К беременным женщинам
    3. Женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет
    4. К инвалидам 1,2 групп
  7. Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства – в принудительное и контролируемое их перемещение через государственную границу за пределы РФ. Назначается судьей
  8. Дисквалификация – лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органа управления, юридического лица входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом. Наказание судьей от 6 месяцев до 3 лет
  9. Административное приостановление деятельности – временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, филиалов, представительств, структурных подразделений, эксплуатация зданий, агрегатов, осуществление определенных видов деятельности. Применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей. Устанавливается на срок до 90 дней
 

23. Правила наложения  административных наказаний. Сроки;  наложение наказаний по совокупности правонарушений

Правила:

  1. Административное наказание за совершение административного правонарушения применяется в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушения
  2. При назначении наказания физическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность
  3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, смягчающие и отягчающие обстоятельства
  4. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено
  5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и тоже административное правонарушение

При совершении лицом 2 и более административных правонарушения административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение

Если лицо совершило  несколько административных правонарушений, которые рассматриваются одним  и тем же органом, должностным  лицом, наказание назначается в  пределах одной санкции, предусматривающее более строгое наказание

Лицо считается  подвергнутым наказанию в течение 1 года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного  наказания

Споры о возмещении имущественного и морального ущерба рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства

Постановление по делу об административном правонарушении не может  быть вынесено по истечении 2 месяцев  со дня совершения административного  правонарушения, а по ряду административных правонарушений (за нарушение законодательства об экспортном контроле, антимонопольного, бюджетного, валютного законодательства) по истечении 1 года

При длящимся административном правонарушении сроки исчисляются  со дня обнаружения административного  правонарушения

За административные правонарушения, влекущие дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения 
24. Смягчающие и отягчающие обстоятельства в вопросах применения административных наказаний.

Смягчающие обстоятельства:

  1. Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение
    1. Добровольное совершение лицом о совершенном им административное правонарушении
  2. Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда
  3. Совершения административного правонарушения в состоянии аффекта или при стечении тяжелых личных и семейных обстоятельства
  4. Совершение административного правонарушения несовершеннолетним
  5. совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка до 14 лет

Судья, орган, должностное  лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать и другие смягчающими обстоятельства

Отягчающие обстоятельства:

  1. продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его
  2. повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок
  3. вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения
  4. совершение административного правонарушения группой лиц
  5. совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах
  6. совершение административного правонарушения в состоянии опьянения

Судья, орган, должностное  лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим

Эти обстоятельства не могут  учитываться как отягчающие в  случае, если они предусмотрены в  качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения

 

25. Понятие и назначение  производства по делам об административных  правонарушениях. Стадии

Производство  по делам об административных правонарушениях – разновидность административно-процессуальных действий исполнительной государственной власти

Дела об административных правонарушениях подлежат открытому  рассмотрению

Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

  1. Административные комиссии при местных администрациях районов, городков, поселков
  2. Администрации районов, городов, поселков, сел
  3. Судьи
  4. ОВД
  5. Органы (должностные лица), осуществляющие административно-надзорные функции

Субъекты, лично  заинтересованные в разрешении дела:

  1. лицо, привлекаемое к административной ответственности
  2. потерпевший
  3. законные представители обеих сторон – родители, усыновители, опекуны, попечители
  4. адвокат

Лица и органы, содействующие осуществлению производства:

  1. свидетели
  2. специалисты
  3. эксперты
  4. переводчики
  5. понятые

Задачи производства по делам об административных правонарушениях:

  1. всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела
  2. разрешение его в точном соответствии с законом
  3. обеспечение исполнения вынесенного постановления
  4. выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений

Стадии:

  1. возбуждение дела об административном правонарушении, состоящее
    1. из возбуждения дела
    2. из установления фактических обстоятельств;
    3. из процессуального оформления результатов расследования;
    4. - из направления материалов для рассмотрения подведомственности;
  2. рассмотрение дела об административном правонарушении
    1. из подготовки дела к рассмотрению и слушанию;
    2. из анализа собранных материалов;
    3. из принятия постановления, определения;
    4. из объявления постановления по делу и подписания определения по делу об АП;
  3. пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
    1. из обжалования, опротестования решения;
    2. из подготовки к рассмотрению жалобы на постановление по делу об АП;
    3. из рассмотрения жалобы на постановление;
    4. из решения по жалобе на постановление и его оглашение;
    5. из пересмотра решения, вынесенного по жалобеина постановление по делу;
  4. исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
    1. - из обращения постановления к исполнению;
    2. из приведения в исполнение постановления по делу;
    3. из окончания производства по исполнению постановления о назначении административного наказания

Информация о работе Шпаргалка по административному праву