Шпаргалка по административному праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:49, шпаргалка

Описание работы

Предмет АП – общественные отношения, возникающие, изменяющиеся, прекращающиеся в связи с реализацией функций государства органами исполнительной власти
Признаки:
Обязательное участие в правоотношениях государства

Работа содержит 1 файл

Шпаргалка по административному праву.doc

— 568.00 Кб (Скачать)
 

6. Административно-правовой статус  Президента РФ и Правительства  РФ

Статус Президента определен  Конституцией. Президент осуществляет государственную власть в качестве главы государства, возвышаясь над законодательной, исполнительной и судебной властями. Президент не входит ни в какую ветвь государственной власти. Тем не менее ряд его полномочий позволяют отнести его также к особым субъектам исполнительной власти

Осуществляя государственную власть в качестве главы государства, Президент, не являясь главой исполнительной власти, активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных органов:

  1. непосредственно – исходя из прямой подчиненности ФОИВ
  2. косвенно – через Правительство

В сфере исполнительной власти Президент обладает следующими полномочиями:

  1. назначает с согласия ГД Председателя Правительства РФ
  2. имеет право председательствовать на заседаниях Правительства
  3. принимает решение об отставке Правительства РФ
  4. представляет ГД кандидатуру на должность Председателя ЦБ и ставит вопрос об его освобождении
  5. по предложению Председателя Правительства назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров
  6. формирует и возглавляет Совет безопасности РФ
  7. формирует Администрацию Президента
  8. назначает и освобождает полномочных представителей Президента
  9. вносит законопроекты в ГД
  10. подписывает и обнародует ФЗ
  11. обращается к ФС с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики
  12. издает указы и распоряжения
  13. может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между РФ и органами государственной власти субъектов, а также между различными органами исполнительной власти
  14. вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов в случае их противоречия Конституции РФ, ФЗ и международными обязательствам РФ или нарушения этими актами прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом

Правительство РФ является высшим исполнительным органом РФ, возглавляет единую систему исполнительной власти. Правовую основу его деятельности составляют Конституция, ФКЗ, ФЗ, нормативные указы президента

Правительство РФ – это  коллегиальный орган, который возглавляет  систему исполнительной власти РФ и издает административно-правовые акты от своего имени

Правительство РФ состоит  из Председателя Правительства и  федеральных министров

Председатель правительства  обладает особым статусом:

  1. Возглавляет Правительство РФ, определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу
  2. Представляет Правительство в РФ и за ее пределами
  3. Ведет заседания Правительства, обладая правом решающего голоса
  4. Подписывает акты Правительства
  5. Представляет Президенту предложения о структуре ФОИВ, о назначении на должность и освобождении заместителей Правительства, федеральных министров, о наложении на них взысканий и поощрений

Полномочия Правительства:

  1. Разработка и представления ГД проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения
  2. Проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики
  3. Проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии
  4. Управление федеральной собственностью
  5. Реализацию мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, внешней политики
  6. Обеспечение законности, прав и свобод граждан
  7. Охрану собственности и общественного порядка, борьбу с преступностью
 

7. Система федеральных органов  исполнительной власти. Виды органов

Система ОИВ  – совокупность ОИВ и система  их взаимоотношений, построенная на основе разграничения компетенции  между ними

Система ОИВ  строится и функционирует на основе следующих принципов:

  1. федерализма, который отражается на
    1. на структуре ОИВ, состоящей из ФОИВ и ОИВ субъектов.
    2. На юридическом положении ОИВ:
      1. Определение компетенции ОИВ основывается  на актах, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочия между РФ и субъектами РФ
      2. Законные акты ФОИВ обязательны для соответствующих органов субъектов, а законные акты ОИВ субъектов подлежат соблюдению субъектами
      3. Формой регулирования взаимоотношений между ОИВ выступают административные соглашения, в результате которых ФОИВ могут предать осуществление части своих полномочий ОИВ субъектов по соглашению с ними, и наоборот
  2. Сочетания централизации и децентрализации

Централизация – сосредоточение большей доли предметов  ведения и полномочий в ведении  ФОИВ (в основном по предметам ведения  РФ)

Децентрализация – закрепление за органом предметов  ведения и полномочий, которые он осуществляет без вмешательства со стороны вышестоящих органов. Формой децентрализации является делегирование части полномочий территориальным органом

  1. Законности, которая проявляется в обязанности всех органов государственной власти соблюдать Конституцию и законы. НПА субъектов не могут противоречить ФЗ, принятым в пределах ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов

Систему ФОИВ, установление которой относится к ведению  РФ, образуют:

  1. Правительство РФ
  2. Федеральные министерства (отраслевое управление)
  3. Государственные комитеты, федеральные комиссии (межотраслевое управление)
  4. ФС, агентства, федеральные надзоры (осуществляют специальные функции в установленных сферах)
  5. Иные ФОИВ (управление делами Президента)

Систему ОИВ  субъектов образуют:

  1. Высший орган ИВ субъекта
  2. Иные органы ИВ, формы которых определяются самими субъектами

Особенности ФОИВ:

  1. Являются звеньями системы ОИВ
  2. Выполняют функции государственного управления в рамках своей компетенции
  3. Подчиняются требованиям Конституции, ФКЗ, ФЗ, актам Президента и Правительства
  4. Руководители несут персональную ответственность за выполнение возложенных задач

Виды органов  исполнительной власти:

  1. В соответствии с федеральным устройством
    1. Федеральные органы исполнительной власти (Правительство, федеральные министерства, государственные комитеты, ФС, федеральные надзоры, департаменты, ГУ, агентства)
    2. Органы исполнительной власти
  2. В зависимости от объема и характера компетенции
    1. Органы общей компетенции, которые осуществляют управление большинством отраслей, их сферой деятельности – Правительство, администрации субъектов
    2. Органы отраслевой компетенции – осуществляют руководство отдельными сферами и отраслями управления (министерства, ведомства, структурные подразделения администрации)
    3. Органы межотраслевой компетенции, которые ведают специальными вопросами управления, имеющими межотраслевое значение – Государственные комитеты, федеральные комиссии и надзоры
    4. Органы смешанной компетенции, т.е. органы, имеющие признаки как отраслевой, так и межотраслевой сферы деятельности – Министерство здравоохранения руководит подведомственными органами здравоохранения и осуществляет межотраслевой управление медицинскими службами МВД и министерства обороны
  3. По порядку разрешения подведомственных вопросов
    1. Единоначальные органы, в которых основные вопросы разрешаются их руководителем – администрации, минстерства
    2. Коллегиальные, решающие основные вопросы на коллегиальной основе, т.е. большинством голосов, входящих в их состав. Правительство, государственные комитеты
 

8. Органы исполнительной власти субъектов РФ. Статус высшего органа исполнительной власти и высшего должностного лица субъекта РФ

Согласно Конституции  исполнительная власть является в РФ самостоятельной ветвью государственной  власти, в которую составляющим элементом  входят ОИВ субъектов

Система ОИВ  устанавливается самими субъектами, но только в соответствии с основами и принципами конституционного строя  РФ и общими принципами организации  представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов»

Система ОИВ  состоит из Высшего должностного лица субъекта (Мэра, Губернатора, Президента, главы Администрации), Правительства, территориальных ОИВ

Высшее должностное лицо субъекта возглавляет высший ОИВ субъекта – Правительство – и действует на основании Конституции, высшего закона субъекта

Губернатор Алтайского края:

  1. представляет Алтайский край в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов, органами МСУ и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени Алтайского края
  2. обнародует законы Алтайского края путем подписания или отклоняет их
  3. формирует Администрацию Алтайского края
  4. вправе требовать созыва внеочередной сессии АКЗС
  5. вправе участвовать в работе АКЗС с правом совещательного голоса
  6. обеспечивает координацию деятельности ОИВ Алтайского края с иным и органами государственной власти Алтайского края

Высший орган  исполнительной власти – Администрация  – действует на основе принимаемого самим субъектом закона. Структура  органов исполнительной власти Алтайского края определяется Губернатором Алтайского края.

В структуру  Администрации входят Губернатор, его первый заместитель, заместители, руководители органов исполнительной власти Алтайского края в сферах экономики, финансов, сельского хозяйства, социального обеспечения, управления государственным имуществом Алтайского края

Администрация осуществляет руководство различными сферами жизнедеятельности общества, такими как экономическая, социально-культурная, охрана общественного порядка, определяет задачи, функции, порядок организации и деятельности подведомственных организаций, разрабатывает и обеспечивает осуществление мероприятий по совершенствованию системы отраслевого и межотраслевого управления

Структурными элементами системы ОИВ субъектов выступают отраслевые и функциональные ОИВ субъекта - министерства, комитеты

Они подконтрольны высшему  должностному лицу субъекта РФ и возглавляемому им Правительству субъекта РФ, которые их формируют и устанавливают их компетенцию посредством утверждения индивидуальных положений об этих органах

Межотраслевые ОИВ субъекта осуществляют координационно-регулирующие, контрольно-разрешительные и функции в отношении отраслевых ОИВ подведомственным им организаций либо руководят несколькими отраслями общественной жизни

Во исполнения своей  компетенции главы этих издают законодательные  приказы, распоряжения и организуют контроль за их исполнением. ОИВ субъекта РФ вправе также издавать по предметам их ведения акты рекомендательного характера

В состав системы ОИВ  субъектов РФ входят так же ОИВ субъектов РФ. В разных субъектах назначаются разные территориальные органы.

Они осуществляют на определённой территории контрольную, координирующую и исполнительно-распорядительную деятельность, а также иные специальные функции межотраслевого руководства

Для исполнения своих  полномочий территориальные органы издают распоряжения и приказы, которые могут быть отменены Высшим должностным лицом субъекта РФ

 

9. Регистрация актов гражданского  состояния. Основные положения.  Виды актов

ФЗ «Об АГС»

Гражданское состояние  – правовое положение конкретного  гражданина как носителя различных  гражданских прав и обязанностей, определяемое фактами и обстоятельствами естественного и общественного характера

Гражданское положение  разных людей неодинаково (обладание  дееспособностью, нахождение в браке, наличие детей),

Актами гражданского состояния признаются действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей, а также характеризующих правовое состояние граждан

Виды АГС: рождение, заключение брака/расторжение, усыновление, установление отцовства, перемена имени, смерть гражданина

АГС подлежат обязательной регистрации от имени государства  в органах записи АГС. Государственная  регистрация важна, так как с  такими событиями закон связывает  возникновение, изменении или прекращение  ряда важнейших прав и обязанностей. Целью государственной регистрации является установление бесспорного доказательства того, что соответствующее событие имели место и когда они произошли. Регистрация АГС производится и в государственных интересах, чтобы знать динамику народонаселения

Информация о работе Шпаргалка по административному праву