Система государственной службы. Должности государственной службы: понятие и классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование системы государственной службы Российской Федерации, ее назначение, специфика, управление, а также анализ системы государственных должностей и классных чинов государственной службы в РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
I. Система государственной службы в РФ………………………………………5
1.1 Принципы государственной службы……………………………………….11
1.2 Виды государственной службы …………………………………...…….….17
II. Должности государственной службы…………………………………….…23
2.1 Задачи……………………..……………………………………………….…28
Заключение……………………………………………………….………………33
Список литературы…………………………………………………...………….35

Работа содержит 1 файл

государственная служба.docx

— 58.83 Кб (Скачать)

      Задачи и функции государственной службы

     Главной целью государственной службы является практическое осуществление функций  государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов  на основе принципов и положений, установленных в Конституции  РФ, федеральных законах и законах  субъектов Федерации.

     В соответствии с каждой целью государственной службы устанавливаются определенные задачи, приведенные в следующей таблице: 

     Цели  государственной  службы
     Государственно-политические      
  • выполнение  конституционных  требований о государственной  поддержке социальной сферы
  • реализация обязательств государства по обеспечению определенного уровня жизни, удовлетворению материальных потребностей людей
  • обеспечение благосостояния общества
     Экономические      
  • повышение эффективности государственного управления экономикой
  • осуществление от имени государства управления государственной собственностью
  • поддержка предпринимательства
  • обеспечение финансирования затрат на государственную службу
  • снижение затрат на содержание государственного аппарата
     Социальные       
  • исполнение  и обеспечение  полномочий государства  и его органов
  • решение общегосударственных задач управления
  • выполнение публичных дел
  • практическое осуществление функций государства
  • создание условий для связи государственного аппарата с народом
     Правовые       
  • обеспечение соблюдения законодательства государства
  • создание правовых условий для нормального функционирования государственного аппарата
     Организационные      
  • организационно-техническое  обеспечение органов  государственной  власти
  • профессионализация государственного аппарата
  • совершенствование норм, стандартов, правил регулирования состава государственного аппарата, продвижения по службе
  • приведение структуры государственного аппарата в соответствие с задачами государственной службы

     Рассмотрение  вопроса о функциях государственной  службы позволяет уяснить не только её основное назначение, но и выявить  нерешенные проблемы государственной  службы с целью ликвидации пробелов в правовом регулировании или  его недостатков, разработки направлений  и определения средств улучшения  государственной службы и её реформирования. Функции государственной службы обусловлены её внутренними свойствами и принципиальными чертами. В  самом общем виде можно констатировать, что функциями государственной  службы являются функции самого государства, ибо государственная служба есть осуществление целей и функций  государства, практическое исполнение служащими своих должностных  обязанностей и компетенции государственных  органов. Функции федерального органа исполнительной власти, руководство  деятельностью которого осуществляет Президент РФ, определяются указом Президента РФ, функции федерального органа исполнительной власти, руководство  деятельностью которого осуществляет Правительство РФ, - Постановлением Правительства РФ.

     Под функциями по принятию нормативных  актов понимается издание на основании  и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, обязательных для исполнения органами государственной  власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.  

     1.1 Принципы государственной службы 

     Принципы  государственной  службы – это основополагающие нормативно-правовые начала, установления, выражающие объективные закономерности в системе организации и функционирования государственной службы, специфику, основное содержание и тенденции развития данного правового института.

     В литературе имеются разные подходы  к классификации принципов государственной  службы. Можно выделить из всего  комплекса принципов те, которые  относятся только (или в основном) к службе в целом; те, которые адресуются служащим; и, наконец, принципы, касающиеся граждан, когда они соприкасаются  с государственной службой. Д.Н.Бахрах разделяет принципы по трем основным критериям: законность; демократизм; профессионализм. Существует выделение конституционных  и организационно-функциональных принципов  государственной службы (по аналогии с системой принципов государственного управления). Конституционные принципы обусловлены положениями Конституции  РФ, которые конкретизируются в соответствующих  законодательных актах. В зависимости  от занимаемого места в структуре  правового регулирования института  государственной службы можно ст. 5 Федерального закона “Об Основах  государственной службы РФ” закрепляются основные принципы государственной  службы.

     Принцип верховенства Конституции  РФ и федеральных  законов над иными  нормативными правовыми  актами, должностными инструкциями при  исполнении государственными служащими должностных  обязанностей и обеспечении  их прав (развивает положение ч. 2 ст. 4 Конституции РФ). Этот принцип иначе называют принципом законности. Этот принцип является всеобщим.

     Государственный служащий обязан осуществлять отраслевые и конкретно-институционные принципы осуществлять все свои действия только в пределах компетенции государственного органа, в котором он занимает государственную  должность, и в соответствии с  законодательством РФ; в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с должностными обязанностями. Отказ или уклонение  от действий, предписанных федеральными законами, влечет установленную законом  ответственность государственных  служащих.

     Принцип приоритета прав и  свобод человека и  гражданина. Важным является требование закона, чтобы государственные служащие, прежде всего, признавали права и свободы человека и гражданина. Признание государственным служащим этих прав и свобод влечет за собой его обязанность соблюдать и защищать их, т.е. делать все возможное для реализации гражданином принадлежащих ему прав и свобод.  
Перед государственными служащими стоит задача руководствоваться положениями Конституции РФ в своей деятельности: учитывать интересы граждан; удовлетворять их законные требования; признавать, соблюдать и защищать права и свободы в полном объеме, установленном законодателем; создавать условия для активного участия граждан в государственном управлении.

     Принцип единства системы  государственной  власти, разграничения  предметов ведения  между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Государственная служба представляет собой множество государственных должностей, учреждаемых в единой системе органов государственной власти. Этот принцип непосредственно вытекает из федеративного устройства страны. Федеральная государственная служба находится в ведении Российской Федерации, а государственная служба субъектов Федерации – в совместном ведении РФ и ее субъектов.

     Принцип разделения законодательной, исполнительной и  судебной власти. В соответствии с закрепленным в ст. 10 Конституции РФ принципом разделения властей дифференцируется государственная служба в органах представительной, исполнительной и судебной властей. 
Каждый вид государственной службы, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами, и при этом они ограничивают и уравновешивают друг друга.

     Принцип равного доступа  граждан к государственной  службе в соответствии со способностями  и профессиональной подготовкой. Закрепленное в ч. 4 ст. 32 Конституции РФ положение соответствует п. “с” ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. (вступил в силу 23 марта 1976 г.), в соответствии, с которым каждый гражданин должен без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе. Из этого вытекает, что при поступлении и прохождении государственной службы запрещена всякая дискриминация по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

     Принцип обязательности для  государственных  служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством  РФ. Другое название - принцип подконтрольности и подотчетности государственных органов и деятельности государственных служащих. Этот принцип определяет следующие важнейшие положения:

     во-первых, принятые вышестоящими государственными органами и руководителями решения  обязательны для исполнения нижестоящими государственными служащими;

     во-вторых, эти решения должны быть законными, т.е. принятыми специальными субъектами в пределах их компетенции и полномочий и должны не противоречить закона.

     Данный  принцип способствует обеспечению  нормальной деятельности государственных  органов с учетом построения всего  государственного аппарата на традиционных принципах организации управления: иерархичность структуры; разделение и четкое определение компетенции  государственных органов; фиксирование полномочий, прав, обязанностей и ответственности  государственных служащих; взаимосвязь  отраслевого и межотраслевого начал  в государственном управлении; сочетание  коллегиальности и единоначалия.

     Принцип единства основных требований, предъявляемых к  государственной  службе. Основные требования являются едиными и для федеральной государственной службы, и для государственной службы субъектов РФ, а также и для специальных видов государственной службы. 
Принцип единства основных требований осуществляется посредством системного регулирования государственной службы и согласования статусов государственных должностей, последовательности взаимосвязей процедур функционирования всех элементов института государственной службы.

     Принцип профессионализма и  компетентности государственных  служащих. Профессия является родом деятельности, занятий человека, который владеет комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате углубленной общей и специальной подготовки, а также опыта работы. Профессионализм представляет собой глубокое и всестороннее знание и владение практическими навыками в определенной области общественно полезной деятельности. Деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов следует считать высококвалифицированной профессией, имеющей значение для всего государства и требующей особого мастерства, приобретаемого и поддерживаемого в результате систематического и непрерывного образования.

     Компетентность  в отличие от профессионализма –  понятие более динамическое; это  практическая реализация профессиональных способностей и деловых качеств  работника; она выражается, прежде всего  в качественном осуществлении полномочий. Можно сказать, что компетентность служащих – это обладание знаниями о предмете собственной государственно-служебной  деятельности.

     Принцип гласности в осуществлении  государственной  службы. В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, ели иное не предусмотрено законом. Однако государственный служащий обязан хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и не разглашать служебную информацию.

     Принцип ответственности  государственных  служащих за подготавливаемые и принимаемые  решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных  обязанностей. Данный принцип призван стимулировать добросовестное и правильное выполнение служащими своих служебных обязанностей, невыполнение или ненадлежащее выполнение которых обязательно должно сопровождаться применением мер ответственности. Подготовка или принятие некачественного решения является частным случаем ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, образует состав должностного проступка и влечет применение дисциплинарных взысканий.

     Принцип внепартийности государственной  службы, отделения  религиозных объединений  от государства. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов. Государственные служащие руководствуются законодательством РФ и не связаны при исполнении должностных обязанностей решениями партий, политических движений и иных общественных объединений. 
Вместе с тем государственные служащие пользуются свободой совести, свободой исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободой принадлежности к политическим партиям. Однако государственным служащим запрещено официально или публично демонстрировать свою принадлежность к указанным партиям, движениям, объединениям. Государственные служащие должны быть независимы от них.

Информация о работе Система государственной службы. Должности государственной службы: понятие и классификация