Система государственной службы. Должности государственной службы: понятие и классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование системы государственной службы Российской Федерации, ее назначение, специфика, управление, а также анализ системы государственных должностей и классных чинов государственной службы в РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
I. Система государственной службы в РФ………………………………………5
1.1 Принципы государственной службы……………………………………….11
1.2 Виды государственной службы …………………………………...…….….17
II. Должности государственной службы…………………………………….…23
2.1 Задачи……………………..……………………………………………….…28
Заключение……………………………………………………….………………33
Список литературы…………………………………………………...………….35

Работа содержит 1 файл

государственная служба.docx

— 58.83 Кб (Скачать)

     Принцип стабильности кадров государственных  служащих в государственных  органах. Он выражается в устойчивости профессионального положения государственного служащего и преемственности в проведении государственной кадровой политики. 
Стабильность положения, стабильность служебных отношений является одним из тех первичных необходимых условий, с которым служащие прежде всего связывают личные перспективы.

     Помимо  закрепленных в ст.5 Федерального закона “Об основах государственной  службы РФ” нормативно и теоретически выделяют и другие принципы государственной  службы. Так, Положение о федеральной  государственной службе (ст.2) устанавливает  принцип социальной защищенности федеральных  государственных служащих. Теоретически выделяются принципы запрета на участие  государственного служащего в забастовке, обязательности этических требований к лицам, замещающим государственные  должности.

     Все принципы государственной службы тесно  взаимосвязаны и призваны действовать  в системе: соблюдение одних способствует реализации других и, напротив, нарушение  какого-либо из принципов отрицательно сказывается на выполнении остальных  принципов. Принципы государственной  службы являются важнейшей основой  разработки и реализации государственной  кадровой политики. 

     1.2 Виды государственной службы

     Государственная служба Российской Федерации сегодня  имеет многоплановую структуру, определяемую:

     а) конституционно-федеративным устройством  нашего государства; 
б) функционально-видовыми особенностями деятельности государственных органов.

     В соответствии с ФЗ от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» с учетом принципа федерализма, находящим свою реализацию в российском законодательстве и правовой практике, структура государственной службы Российской Федерации включала два уровня:

  • федеральную государственную службу, находящуюся в соответствии с п. “т” ст.71 Конституции РФ в исключительном ведении РФ;
  • государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в совместном ведении РФ и субъектов РФ в соответствии с п. “к” ст. 72 Конституции РФ.

     С принятием и вступлением в  силу Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 60-ФЗ «О системе государственной  службы Российской Федерации» законодательно закреплено, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

  • государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации;
  • военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, которым присваиваются воинские звания;
  • правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина, которым присваиваются специальные звания или классные чины.

     В свою очередь государственная гражданская  служба подразделяется на:

  • федеральную государственную гражданскую службу - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
  • государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъектов Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

     Другой, не менее важный принцип государственного управления, установленный Конституцией РФ 1993 года, - принцип разделения власти при ее осуществлении, предопределяет существование особых видов государственной службы:

  • государственной службы в органах представительной (законодательной) власти;
  • государственной службы в органах исполнительной власти;
  • государственной службы в органах судебной власти.

     Характерной особенностью в функционировании видов  государственной службы являются различия в компетенции и предметах  ведения органов государственной власти, то есть в содержании государственно-властных функций, обеспечиваемых государственно-служебной деятельностью.

     Общая или общеадминистративная государственная служба – это служба в органах государственной власти общей компетенции. Содержание государственно-служебной деятельности в них не отличается однородной функционально-профессиональной спецификой. К этому подвиду относятся:

  • президентская государственная служба в Администрации Президента РФ, в том числе аппаратах Совета Безопасности, Представительствах Президента по федеральным округам, Управлении делами Президента РФ, в аппаратах (администрациях) высших должностных лиц субъектов РФ;
  • парламентская государственная служба в аппаратах палат Федерального Собрания РФ, в аппаратах Законодательных Собраний (парламентов) субъектов РФ;
  • правительственная государственная служба в аппарате Правительства РФ; в аппаратах правительств (администраций) субъектов РФ, а также исполнительная государственная служба в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов РФ, регулирующих различные сферы деятельности. Исполнительная государственная служба создается и осуществляется с непременным учетом функционального многообразия отраслевой специфики сфер государственной деятельности. Для регулирования этого вида государственной службы характерно то, что оно обычно ведется системно, охватывая службу в органах всех уровней или отдельной сферы (отрасли) управления в целом.

     Специализированная  государственная  служба предназначена для реализации особо установленных полномочий государственными служащими с соответствующей профессиональной специализацией, которые исполняют должностные обязанности в органах государственной власти, имеющих особую (специальную) компетенцию, как правило, для выполнения преимущественно однородной деятельности (по соответствующим предметам ведения). Специализированная государственная служба выделяется как вид гражданской службы в зависимости от функциональной специфики и особенностей компетенции государственных органов власти, а также специального профессионального образования, необходимого для исполнения полномочий по соответствующим должностям государственной службы. 
К специализированным видам государственной службы согласно действующему законодательству и сложившейся системе органов государственной власти можно отнести:

  • дипломатическую государственную службы – МИД РФ;
  • налоговую государственную службу – МНС РФ;
  • правозащитную государственную службу – аппарат Уполномоченного по правам человека в РФ;
  • контрольно-надзорную государственную службув контрольно-надзорных органах (Госатомнадзор, Министерство по антимонопольной политике и т.п.), сотрудники которых, в силу служебных обязанностей, взаимодействуют с населением, должностными лицами и другими представителями предприятий, учреждений и организаций, осуществляют специальные контрольно-надзорные функции, являясь представителями власти;
  • финансово-кредитную государственную службув финансово-кредитных государственных органах (ЦБ РФ, Федеральное Казначейство);
  • избирательную государственную службу – в аппаратах избирательных комиссий (ЦИК, избирательные комиссии субъектов РФ);
  • альтернативную государственную службу, предусмотренную в соответствии с Конституцией РФ.

     Государственная служба регулируется федеральными законами в пределах ведения Российской Федерации  и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

     Федеральная государственная служба, государственная  служба субъектов Российской Федерации  и муниципальная служба основываются на единых принципах регулирования  вопросов поступления на службу, ее прохождения, установления и соблюдения законодательных ограничений на службе, оплаты служебной деятельности государственных и муниципальных  служащих, назначения на должность, освобождения от должности, увольнения со службы, исчисления стажа государственной и муниципальной  службы, предоставления государственных  социальных гарантий, включая пенсионное обеспечение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Должности государственной службы

     Должность - категория, присущая служащему, государственная  должность - государственному служащему. Она предоставляется лицу - государственному служащему - для выполнения возложенных  на служащего и государственную  службу задач.

     Новация Закона «Об основах государственной  службы РФ» в части должности  в том, что государственные должности  занимают не только государственные  служащие (лица категорий «Б» и  «В»), а и другие лица в государстве, т.е. категории «А», которые, повторим, государственными служащими не являются, поэтому о них далее речи нет.

     Должность, как одно из государственных установлений, соединяет в себе все основные элементы организационного и правового  статуса лица, ее замещающего. Положение  государственной должности характеризуют:

     - социальный статус (отношения служащего  с ниже-, равно-, и вышестоящими  лицами);

     - организационный статус (должность  состоит в структуре государственной  организации, органа и составляет  первичное звено в них);

     - правовой статус: по каждой должности  определяются круг полномочий (функций,  прав и обязанностей), основные  формы и методы их реализации, ответственность за исполнение.

     Следует различать порядок учреждения должностей и порядок их замещения.

     В целях обеспечения единства в  наименовании должностей на государственной  службе, необходимого в повседневной деятельности, их правовом статусе, способах замещения устанавливается единый централизованный в государственном  масштабе порядок учреждения государственных  должностей.

     Должности руководителей высших и центральных  органов учреждаются федеральным  собранием, президентом, правительством в рамках их компетенции. Все другие должности учреждаются органом  управления по труду и официально закрепляются в Реестре должностей государственных служащих, исходя из разделения должностей по видам государственной службы. Учреждение должностей в субъектах Российской Федерации относится к их полномочиям.

     Замещение же должности заключается в приеме на данную должность конкретного  лица посредством одного из организационно-правовых способов: выборности, назначения, зачисления, конкурса.

     Каждая  должность на государственной службе имеет свой правовой статус и форму  его выражения.

     Правовой  статус должности содержит комплекс должностных полномочий - общий для  всех должностей (или, по крайней мере, многих) и для данной должности. Правовой статус устанавливается в три  этапа:

     а) основы правового статуса определяется одновременно с учреждением должности  органом учредителем;

     б) типовой правовой статус определяется Реестром должностей государственных  служащих;

     в) индивидуальный правовой статус устанавливается  по каждой должности на основе типового соответствующим органом, в котором  состоит должность, или его руководителем.

Информация о работе Система государственной службы. Должности государственной службы: понятие и классификация