Понятие бюрократизма на государственной службе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:37, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования служит анализ проблемы бюрократизма и рассмотрение наиболее эффективных механизмов преодоления данного явления. Цели исследования соответствуют следующие задачи:
1)·раскрыть сущность понятия бюрократизм;
2) выявить принципиальные отличия бюрократии от бюрократизма;
3)·рассмотреть специфические черты российского бюрократизма;
4)·изучить причины появления бюрократизма;
5)·определить основные механизмы ограничения бюрократизма.

Содержание

Введение
2
1 Бюрократизм: определение, отличительные признаки
4
2 Бюрократизм как негативная форма проявления бюрократии
6
3 Формы проявления бюрократизма в системе государственного управления современной России
10
4 Пути преодоления бюрократизма в системе государственного управления
13
Заключение
21
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

коррупция и бюрократия.docx

— 50.35 Кб (Скачать)

ГБОУ  ВПО  «БАШКИРСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И  УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

 

Кафедра «_____________________________________________»

Специальность 080504 – «Государственное и муниципальное управление»

Специализация «Государственное регулирование экономики»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Коррупция и бюрократия 

в системе государственного управления»

Понятие бюрократизма на государственной  службе

 

 

 

                                  

Преподаватель _____________________________________/С.Ю. Кабашов/

Студент 3 курса, 1 группы, в/б______________________/А.Р. Галиахметова/

 

                             

Уфа 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

2

1 Бюрократизм: определение, отличительные признаки

4

2 Бюрократизм как негативная форма проявления бюрократии

6

3 Формы проявления бюрократизма в системе государственного управления современной России

10

4 Пути преодоления бюрократизма в системе государственного управления

13

Заключение

21

Список использованных источников

22


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Наше дальнейшее развитие во многом зависят от совершенствования  технологии в сфере государственной  службы, прогрессивных форм организации  труда государственных служащих, новых методов их стимулирования. В современной обстановке особенно нетерпимо добродушное отношение  к силе инерции в государственном  управлении, привычке к старому, волоките, формализму, к тому, что составляет различные оттенки таких явлений, как бюрократизм.  
Рассмотрим сущность бюрократизма в государственной службе.  
В каждом государстве эта проблема существует со своими особенностями, со своими положительными и отрицательными чертами. Особенно остро этот вопрос стоит в России. В культуре российских управленцев сложились устойчивые аномалии, унаследованные от прошлого, которые создают помехи для эффективного функционирования госаппарата. Обычно об этом говорят как о бюрократизме, вкладывая в это понятие негативное определение. Бюрократизм и его проявления становятся объектом различных исследований, в результате которых бюрократизм выявляется учеными во всех сферах общественной жизни. От этого негативного явления не застрахованы ни образование, ни медицина, но самый большой вред устойчивому развитию страны и функционированию общественных институтов бюрократизм наносит в системе государственного управления. Управленец в силу своего положения и так называемого «административного ресурса» может оказывать влияние на различные процессы в современном обществе, и от того будет ли это влияние положительным или отрицательным, подчас может зависеть жизнь людей.

Как известно, система государственного управления - молодая, быстро развивающаяся  наука. В последние годы в нашей  стране стремительно растет интерес  к достижениям в данной сфере, поскольку подготовка квалифицированных  профессиональных управленцев становится настоятельным требованием времени. Страны Запада также встали на путь научной организации труда управленческих кадров, что обуславливает интерес специалистов к опыту этих стран.

Как пример можно привести высказывание Оноре де Бальзака. В  прошлом веке он с горькой иронией  писал: «Существует только одна гигантская машина, управляемая пигмеями, и  это бюрократия». Приступая к  рассмотрению темы можно отметить то, что российская школа управления, возможно, и не так хорошо описана, как западная, тем не менее, она  имеет свою практику и опыт. Между  тем, тема бюрократизма в жизни современного российского общества, безусловно, заслуживает гораздо большего внимания и совершенно другого подхода  ней.

Объектом исследования контрольной работы является проблема бюрократизма в системе государственного управления современной России. Предметом исследования выступают формы проявления и пути преодоления бюрократизма в органах государственного управления.

Целью исследования служит анализ проблемы бюрократизма и рассмотрение наиболее эффективных механизмов преодоления  данного явления. Цели исследования соответствуют следующие задачи:

1)·раскрыть сущность понятия бюрократизм;

2) выявить принципиальные отличия бюрократии от бюрократизма;

3)·рассмотреть специфические черты российского бюрократизма;

4)·изучить причины появления бюрократизма;

5)·определить основные механизмы ограничения бюрократизма.

 

 

 

 

 

 

 

1 Бюрократизм: определение, отличительные признаки

 

Согласно, Б.П. Курашвили  бюрократизм - это неприемлемый, извращенный  стиль (или форма) управления, а «бюрократия - это совокупность бюрократов, образующих некоторый слой, клан или группу в аппарате управления и в обществе». Однако, все-таки, бюрократия - это не совокупность бюрократов, а определенный способ организации власти в официальных общественных образованиях, а бюрократизм - это совокупность свойств, качеств, признаков, характеризующих бюрократически организованную властно-управленческую систему. По существу, бюрократия и бюрократизм - это одно и то же явление, но рассматриваемое в разных плоскостях, в разных отношениях.

С учетом всего сказанного можно выделить черты бюрократизма как явления, характеризующего определенный способ организации власти.

1. Это явление общественное, присущее только социуму (обществу).

2. Бюрократизм неразрывно  связан с таким социальным  явлением, как власть.

3. Он может касаться  любой власти (как государственной,  так и негосударственной), организованной  по принципу разделения субъекта  и объекта власти (именно так  организована государственная власть).

4. Проблема бюрократизма  характерна для официально оформленных  общественных образований (коллективов,  организаций), хотя по существу  она является частным проявлением  общей закономерности взаимоотношений  центра управления и его объекта  в условиях их разделенности.

5. Объективной основой  бюрократизма является разделение  субъекта власти и ее объекта,  их отчуждение друг от друга.  Оно таит в себе опасность  обращения властвующим субъектом  данной ему власти в свою  пользу, использования ее для  удовлетворения интересов властной  системы. В этом состоит суть  бюрократизма, его сущность.

6. Бюрократизмом может  быть поражен любой уровень  государственной власти: должностное  лицо, государственный орган, государство  в целом. 

7. Бюрократизм представляет  собой явление динамическое: во  властно-управленческой системе  его может быть больше или  меньше. Это обстоятельство определяет  возможность и необходимость  борьбы с бюрократизмом. 

8. Различные системы государственных  органов подвержены бюрократизму  в разной степени. В наибольшей  степени к бюрократизации склонен  профессиональный аппарат управляющих,  государственных служащих, составляющих  костяк исполнительной власти, а  в меньшей - государственные органы, образуемые демократическим путем. 

9. Бюрократия - это способ  организации власти, а бюрократизм  - совокупность качеств, свойств,  признаков, характеризующих бюрократически  организованную властно-управляющую  систему. 

 

2 Бюрократизм как негативная форма проявления бюрократии

 

С понятием «бюрократия» непосредственно  связано понятие «бюрократизм». Они не тождественны, хотя часто  и совпадают. С точки зрения сущностного  определения явления бюрократизм  означает ненормальность и болезнь  системы управления.

Следовательно, государственное  управление может перерастать свои нормальные рамки и превращаться в бюрократизм. Государственное  управление вырождается в бюрократизм  тогда, когда начинает замыкаться на аппарате, перестает ориентироваться  на интересы управляемых социальных общностей, сосредотачивается на удовлетворении аппаратных корпоративных интересов. Бюрократизм в государственном  управлении стремится выдать себя за выражение подлинной государственности, но, во - первых, это извращенная в  угоду отдельным лицам или  социальным группам государственность, в во - вторых, он может распространяться не только в сфере государственной власти, но и в любой области социального управления, включая руководство экономикой и общественными организациями.

Но, однако, государственное  управление и бюрократизм - это не одно и то же. Управление будет всегда. Бюрократизм в своей основе должен быть преодолен нашим обществом.

Итак, бюрократизм многолик, изменчив, противоречив, приспособляем  к любым изменениям конъюктуры. Но в многообразии отрицательных бюрократических проявлений можно все же выделить более или менее крупные блоки.

1. Это различные формы превращения деятельности отдельных административно - управленческих органов (либо некоторых сторон их деятельности) в самоцель. Отсюда формализм, бумаготворчество, местничество, ведомственность, безразличие к судьбе человека, к конечным результатам общих усилий. При таких обстоятельствах чиновник - бюрократ стремится выдавать формальное за содержание, а содержание - за нечто формальное. Внешняя активность, бесконечные приказы и распоряжения, проведение «мероприятий» вместо живой работы, постоянное подчеркивание своего «я» - такие «штрихи» характеризуют портрет бюрократа, благополучно дожившего до наших дней. Немалая часть принимаемых в государственном управлении решений посвящена второстепенным вопросам, зачастую дублирует аналогичные документы вышестоящих органов. Многим из них не хватает аналитичности, конструктивности.

2. Бюрократизм ведет к возникновению различных форм административного волюнтаризма и субъективизма. Диапазон таких проявлений - от принятия необоснованных теоретических и практических решений до пренебрежения установленными принципами, правилами, нормами, законностью. Сюда относят неумение и нежелание учитывать последствия принимаемых решений, пресловутое «телефонное право», безропотная исполнительность, использование служебной информации в личных целях. Последняя передает в руки бюрократа огромную власть, а, следовательно, попав к нечестному непорядочному человеку, представляет большую опасность для общества.

3. Формируются консерватизм и догматизм, а самое главное, различные формы административного ограничения участия общественности в управлении, недоверие к общественной инициативе. Одно из классических проявлений бюрократизма - административная пассивность. Характерные черты носителя этого качества: чинопочитание и сознательный отказ от сколько - нибудь серьезных самостоятельных решений и действий; сведение управленческой деятельности к ожиданию указаний «сверху» и применению инструкций; приложение административного шаблона к изменяющейся действительности.

При этом бюрократизм - не только пассивность самого государственного служащего в плане общественно  полезной инициативы. Это также и  практика ограничения административными  органами участия общественности в  управлении, попытка подменить общественную инициативу администрированием. Соответственно, возникает целая система мер  ограничения возможностей каждого  института гражданского общества и, в частности, инициативы рядовых  граждан, в управлении общими делами. Среди таких мер можно выделить: внедрение в административную практику духа слепого подчинения вышестоящим  инстанциям; мелочную регламентацию  действий подчиненных; окружения процесса принятия решений покровом секретности; волокиту, перестраховку и т.д.

4. Бюрократизм влечет за собой различные формы использования экономических, политических и идеологических средств, находящихся в должностном распоряжении, в корыстных целях (карьеризм, протекционизм, приписки, взяточничество и др.). Можно сказать, что бюрократизм - это коллективный эгоизм работников аппарата управления, проявляющийся в доминировании их специфических интересов над интересами представляемых ими социальных групп, общества в целом.

Аппарат управления - не только совокупность учреждений и органов, но и совокупность многих работающих в них людей. С этой точки зрения, последняя представляет собой крупную  социальную группу, занимающую специфическое  положение в обществе и имеющую  высокий уровень организованности. При определенных условиях возможна деформация всей системы социальных интересов. Аппарат, созданный для  обслуживания власти, утрачивает сугубо служебную роль, концентрирует в  своих руках властные полномочия. При отсутствии действенного контроля со стороны общества эта власть начинает использоваться в интересах самого аппарата.

Кроме того, следует отметить следующую тенденцию. Чем дольше существует какой-либо государственный  орган, тем менее прозрачной становится его деятельность, тем больше нарастают  в нем элементы бюрократизма. Поскольку  этот государственный орган сосредотачивается  не самом себе, то делает себя ненужным, а нередко и вредным для  государства и общества в целом.

Бюрократизм - не просто монополизация  аппаратом осуществления власти, а как бы вторая власть, разлагающая  единую систему власти. Это форма  управления, выросшая на почве исторически  закономерного процесса выделения  управления в особый вид общественного  труда, профессионализации аппарата управления и наделения его необходимыми для управления властными полномочиями. Это чрезмерная формализация управления, способствующая фактическому (максимально  возможному) оттеснению народа и его  представителей от власти, обеспечению  собственных интересов в ущерб  интересам общества.

Таким образом, изучение бюрократизма и бюрократии как социально - политических явлений всегда было сопряжено с  многочисленными сложностями, так  как существуют десятки различных, подчас противоречащих друг другу определений. Бюрократизм рассматривался и рассматривается с различных подходов и точек зрения, в рамках которых он определяется как с положительной, так и с отрицательной сторон.

Также можно говорить о  том, что исторически бюрократия и бюрократизм появляются вместе с возникновением государства. Бюрократия как целесообразная деятельность аппарата государственных органов естественно  отличается от бюрократизма как искаженной деятельности этого же аппарата по удовлетворению своих корыстных  интересов. Первое нацелено на добросовестное обслуживание общества, второе ориентировано  на себя. Но между этими состояниями  есть отличия. Бюрократия при определенных условиях может перерасти в бюрократизм. И напротив, бюрократизм под воздействием социального и государственного контроля может стать рациональной бюрократией или административным (аппаратным) управлением.

Информация о работе Понятие бюрократизма на государственной службе