Система государственных органов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:16, реферат

Описание работы

С развитием человеческого общества создавались государственные органы и органы местного самоуправления, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. И естественно, что для каждой нации и в каждом государстве создавалась своя особая система органов власти. Это объясняется экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами его территории, географическим положением и другими факторами. На мой взгляд, типов органов государства существует столько же, сколько и государств, и все они в своих функциях, признаках имеют некоторые сходства и различия.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Государственные органы РФ
1.1 Понятие и признаки государственных органов РФ ………………………..5
1.2 Классификация органов государственной власти РФ ..7
Глава 2 Органы местного самоуправления
2.1 Понятие и принципы органов местного самоуправления ……………………10
2.2 Классификация органов местного самоуправления …………………………..15
Заключение 18

Работа содержит 1 файл

«Система государственных органов РФ» ЭКБ-124 (2).doc

— 102.00 Кб (Скачать)


Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Северо - Кавказский Федеральный  университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра теории и истории государства  и права

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Правоведение»

 

на тему: «Система государственных  органов РФ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Выполнила: студентка 1-го курса,  ЭКБ-124

 Заплатина Анастасия Денисовна

 

                

 

                                                          Проверил:

Жужгов Игорь Владимирович

 

 

                           

 

   

 

 

 

 

Ставрополь, 2012

 

 Содержание

Введение  3

Глава 1 Государственные органы РФ

1.1 Понятие и признаки  государственных органов РФ ………………………..5

1.2 Классификация органов государственной власти РФ ..7

Глава 2 Органы местного самоуправления

2.1 Понятие  и принципы органов местного  самоуправления   ……………………10

2.2 Классификация органов местного самоуправления …………………………..15

Заключение  18

Список используемой литературы  20 

Введение

        Одной из важнейших задач, стоящих перед Российской Федерацией, является создание эффективной системы управления. Российская Федерация состоит из 89 равноправных субъектов: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, имеющих систему органов, основанных на принципе разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Тема « Система государственных органов Российской Федерации» является достаточно объемной и актуальной на современном этапе развития права.

Понятие органа государства в механизме и аппарате государства является самым важным, ведь существует огромное количество государственных органов.

Хотелось  бы отметить, что с развитием человеческого  общества создавались именно такие государственные органы и органы местного самоуправления, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. И естественно, что для каждой нации и в каждом государстве создавалась своя особая система органов власти. Это объясняется экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами его территории, географическим положением и другими факторами. На мой взгляд, типов органов государства существует столько же, сколько и государств, и все они в своих функциях, признаках  имеют некоторые сходства и различия.

Поэтому существуют некоторые классификации органов государств, однако и эти классификации проводятся по различным основаниям. Нужно заметить, что виды органов государства и их полномочия зависят и от формы государства, то есть от формы правления и формы государственного устройства.

В  работе будут рассмотрены не только понятие, признаки государственных органов, принципы органов местного самоуправления, но и их основная классификация.

Поэтому для  изучения данного вопроса использовались, прежде всего, Конституция Российской Федерации, а также нормативные акты, научно-учебные пособия: Корельского В. Н. «Теория государства и права», А.В. Малько «Теория государства и права», и другие учебные пособия; Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Подсумкова А.А., Чаннов С.Е.; энциклопедические издания, а также материалы периодических изданий.

Основными методами, использованными в данной работе, являлись исследования научного материала по данной теме, его позитивный и критический анализ.

 Данная  тема выбрана, чтобы изучить, насколько органы всех ветвей власти, в том числе и органы местного самоуправления важны для управления государством. Представляется, что вопросы разграничения предметов ведения, полномочий, ресурсов и ответственности между различными органами власти в федеративном государстве являются одними из важнейших, поскольку при решении данных вопросов происходит определение роли и места органов власти в решении единых задач, стоящих перед государством.

 

 

 

Глава 1 Государственные органы Российской Федерации

1.1 Понятие и признаки государственного органа.

 

Государство осуществляет свою многоплановую деятельность посредством  государственных органов. Понятие «государственный орган» можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, орган государства представляет собой орган власти, с другой же, — это орган, выполняющий определенные задачи и функции. Каждый из них – составная часть государственного аппарата, входящая в систему государственных органов.

Государственный орган - это одно лицо или организованная группа лиц, специально предназначенные для реализации государственной власти в предусмотренных законом случаях. Иными словами государственный орган - это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.*

Компетенция государственного органа - это совокупность прав и  обязанностей, возложенных на данный орган законом.

Государственные органы, как и все структурные элементы государства, обладают рядом признаков:

1. Государственный орган, обладая определенной самостоятельностью, 
служит частью единого механизма государства, занимает в нем свое место и 
прочно связан с другими ее частями. Он осуществляет от имени государства 
его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в 
порученной области;

2. Органы государства имеют определенную структуру, они 
объединены в подразделения, скреплены едиными целями, ради достижения 
которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны 
соблюдать. Государственные служащие, находятся в особых правоотношениях между собой и органом и являются официальными. Права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус;

*В.Н. Корельский   «Теория государства  и права» М.,2000г.

3. Орган государства обладает определенной компетенцией, за ним 
закреплены некоторые задачи, функции, права и обязанности (правомочия). 
Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и 
функциями, которые решает и выполняет государственный орган. 
Компетенция обычно юридически закреплена. Реализация органом 
государства своей компетенции — это не только его право, но и обязанность, 
поэтому иногда трудно понять, где есть право, а где – обязанность;

4. Государственный орган обладает властными полномочиями, чем и 
отличается от государственных учреждений и предприятий. 
Государственные органы вправе издавать обязательные для исполнения 
правовые акты. Причем обеспечение выполнения своих правовых актов так 
же относится к полномочиям государственных органов. Для обеспечения 
требований этих актов органы могут применять меры принуждения, 
убеждения, воспитания, поощрения, а так же осуществлять надзор за их 
реализацией;

  1. Для осуществления своей компетенции государственный орган наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из государственного бюджета);
  2. Государственный орган активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.
  3. Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства;
  4. Орган государства имеет территориальный масштаб деятельности;

 

  1. Действует от имени государства и по его поручению;
  2. Имеют соответствующую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику   и   пр.)   и   финансовые   средства   (расчетный   счет   в   банке необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его целей и задач;

11. В процессе  реализации имущественных прав  выступает в качестве юридического  лица, т. е может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Таким образом, государственный орган - это часть государственного аппарата, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, определенные властные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

 

1.2 Классификация государственных органов РФ

Классификацию органов государства можно проводить  по различным основаниям:

1) По способу возникновения они подразделяются на первичные и 
производные. Первичные органы государства никакими другими органами не 
создаются. Они могут быть образованны двумя способами: либо в порядке 
наследования (наследственная монархия), либо путем избрания в 
установленном порядке, при этом получая властные полномочия от 
избирателей (представительные органы). Производные органы в свою 
очередь создаются первичными органами, которые и наделяют их властными 
полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, 
органы прокуратуры и т.д.

2) По объему властных полномочий органы государства 
классифицируются на высшие и местные. Однако некоторые органы не 
являются государственными, к ним можно отнести органы местного 
самоуправления. Высшие органы в наиболее полной форме обладают 
высшей государственной властью, которая распространяется на всю 
территорию государства. Местные же органы государства функционируют в 
административных единицах ( округах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.

3) По широте компетенции выделяются органы государства общей и 
специальной компетенции. Органы общей компетенции направлены на 
решение широкого круга вопросов. Например, правительство, исполняя 
законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. 
Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида деятельности (министерство 
финансов, министерство образования).

4) По порядку принятия решения (по порядку осуществления 
компетенций)   органы   разделяются   на   коллегиальные   и   единоличные. К коллегиальным органам можно отнести парламент, Государственную Думу РФ, к единоличным же - президента РФ, министра, губернатора.

5) По принципу разделения властей государственные органы можно 
разделить на:

                а) законодательные (Федеральное Собрание РФ, состоящее из 
Государственной Думы и Совета Федерации, республиканские и областные 
законодательные структуры);

6) исполнительные (Правительство Российской Федерации, 
министерства, ведомства, государственные комитеты РФ, региональные 
правительства, администрации и т. п.);

в) судебные (Конституционный суд РФ, Высший Арбитражный суд Российской Федерации, Верховный суд РФ, соответствующие суды субъектов РФ).

б) По форме реализации государственной деятельности - на 
законодательные (представительные), исполнительно-распорядительные, 
судебные, контрольно-надзорные органы. Законодательные органы 
(Федеральное Собрание РФ, Саратовская областная дума и т. д.) призваны непосредственно выражать в законах волю и интересы общества;

исполнительно-распорядительные органы (Правительство РФ, министерства, 
ведомства, государственные комитеты, администрации краев и областей и т. 
*А. В. Малько «Теория государства и права». Стр. 80. М., «Юристъ» 2004 г 
д.) призваны обеспечивать реализации принятых законов и подзаконных 
актов; судебные органы (конституционные, обычные, военные, арбитражные 
суды) призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные 
споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод 
человека и гражданина; контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы 
надзора).

7) По порядку образования - органы, избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации) и органы, формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный суд РФ и др.)

8) По иерархии - на федеральные (Президент РФ, Генеральная 
прокуратура и т. п.), республиканские (Президент Татарстана, министерство 
внутренних дел Дагестана), местные (губернатор Астраханской области, 
правительство Пензенской области и т. п.).

  1. По характеру полномочий - на органы исключительно «вертикального» подчинения (прокуратура, суд и т. д.) и органы двойного («вертикально-горизонтального») подчинения (милиция, государственные банки и т. д).
  2. По правовым формам деятельности - на правотворческие (Совет Федерации РФ, Правительство РФ), правоприменительные (Министерство образования РФ, управлении юстиции) и правоохранительные (органы налоговой полиции, таможенные органы и т. д.).*

Информация о работе Система государственных органов РФ