Система государственных органов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:16, реферат

Описание работы

С развитием человеческого общества создавались государственные органы и органы местного самоуправления, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. И естественно, что для каждой нации и в каждом государстве создавалась своя особая система органов власти. Это объясняется экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами его территории, географическим положением и другими факторами. На мой взгляд, типов органов государства существует столько же, сколько и государств, и все они в своих функциях, признаках имеют некоторые сходства и различия.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Государственные органы РФ
1.1 Понятие и признаки государственных органов РФ ………………………..5
1.2 Классификация органов государственной власти РФ ..7
Глава 2 Органы местного самоуправления
2.1 Понятие и принципы органов местного самоуправления ……………………10
2.2 Классификация органов местного самоуправления …………………………..15
Заключение 18

Работа содержит 1 файл

«Система государственных органов РФ» ЭКБ-124 (2).doc

— 102.00 Кб (Скачать)

Помимо вышеперечисленных классификаций, выделяют еще и классификацию по срокам полномочий. Здесь органы государства разделяют на постоянные и временные. Постоянные органы создаются без ограничения срока своего действия, тогда как временные - для выполнения краткосрочных задач и достижения краткосрочных целей. Таким образом, можно сделать вывод, что в мире существует достаточно разветвленная система классификации государственных органов.

 *А. В. Малько «Теория государства и права». Стр. 80. М., «Юристъ» 2004 г.

 

 

Глава 2 Органы местного самоуправления РФ

2.1 Понятие  и принципы органов местного самоуправления

 

Термин «местное самоуправление» впервые получил юридическое закрепление в Законе СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» 1990 г. Согласно данному Закону местное самоуправление должно было осуществляться в границах административно-территориальных единиц, а в качестве основы местного хозяйства закреплялась коммунальная собственность.

До Конституции 1993 года органы местного самоуправления рассматривались в качестве органической части системы государственной власти. С принятием Конституции РФ, определившей роль местного самоуправления в системе управления делами государства, как способа и формы народовластия на муниципальном уровне, утвердились современные конституционные основы местного самоуправления.

Местное самоуправление в современной России - сложное социальное явление. Это многозначное понятие, которое нельзя определить одним выражением, поэтому определение местного самоуправления необходимо давать сразу в нескольких аспектах:

1) это особый  способ организации власти на местах, которому присущи такие признаки, как самостоятельность в решении вопросов местного значения, выборность органов и должностных лиц, материально-финансовая независимость;

2) это институт  гражданского общества;

3) это специфический уровень власти - власти, осуществляемой населением муниципального образования;

4) это децентрализованная  форма управления, предполагающая  известную самостоятельность и  автономность местных органов;

5) это форма народовластия;

6) это одна  из основ конституционного строя Российской Федерации. Местное самоуправление является важнейшим элементом демократического государственного устройства. Не случайно положение о гарантированности местного самоуправления изложено в главе 1 Конституции РФ – «Основы конституционного строя». Из установления необходимости существования местного самоуправления на конституционном уровне следует признание важности, весомости и государственной значимости местных интересов;

7) это форма  самоорганизации граждан на уровне муниципального образования;

8) это право  населения на самостоятельное  решение вопросов местного значения. Так, в соответствии с Конституцией  Российской Федерации граждане  РФ имеют право избирать и  быть избранными в органы местного  самоуправления. В Конституции Российской Федерации также закреплено, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Таким образом, под местным самоуправлением понимается организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Местное самоуправление может осуществляться гражданами как  путем прямого волеизъявления (местный  референдум, муниципальные выборы, собрания), так и через выборные органы. Причем органы местного самоуправления не являются государственными, они выделены из системы государственных органов.

Так как местное  самоуправление является одним из способов реализации публичной власти в Российской Федерации, нельзя говорить о том, что местное самоуправление - это лишь разновидность государственной власти. Народ вправе реализовывать принадлежащую ему власть любым путем, и все эти способы являются равнозначными. Это вытекает из смысла части 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления *.

* Подсумкова А.А., Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (постатейный). М.: Ось-89, 2007. С. 14.

 

Местное самоуправление функционирует на основе определенных принципов. Принципы (лат. principium - первоначало, основа) - это основополагающие начала, закономерности, отношения взаимосвязи между элементами.

Принципы местного самоуправления - это обусловленные  природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности органов местного самоуправления *. Выделяют два вида принципов местного самоуправления:

Принципы общие - начала, характерные не только для  системы местного самоуправления, но и для всей системы государственной  власти в целом. К ним относятся: принцип народовластия, демократии, законности, гласности и т.д.

Принципы специальные - начала, характерные только для  системы местного самоуправления, позволяющие  говорить о ее единстве и уникальности. К ним относятся:

1) принцип самостоятельности;

2) принцип ответственности  органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством и юридическими лицами;

3) принцип социальной  направленности деятельности местного  самоуправления;

4) принцип сочетания  коллегиальности и единоначалия;

5) принцип государственной поддержки местного самоуправления и другие.

Принцип самостоятельности  является наиболее важным в организации  и осуществлении местного самоуправления.

Во-первых, под самостоятельностью в российском законодательстве понимается, организационная самостоятельность органов местного самоуправления. Данное положение закреплено в конституционном требовании: «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Во-вторых, население  муниципального образования самостоятельно в

* Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Юрист, 2004.

 

определении структуры  собственных органов местного самоуправления.

В-третьих, местное  самоуправление обеспечивает самостоятельное  решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно *. Это конституционное положение соответствует нормам Европейской хартии местного самоуправления, в которой предусматривается, что «органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти».

В-четвертых, понятие  самостоятельности предполагает экономическую самостоятельность местного самоуправления. В Российской Федерации и она обеспечивается прежде всего наличием муниципальной собственности.

Наконец, финансовую самостоятельность местного самоуправления обусловливают наличие местного бюджета, внебюджетных фондов, местные  налоги и сборы, право органов  местного самоуправления на участие  в кредитных отношениях.

Вторым по значимости является принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Ответственность - неблагоприятные последствия, наступающие в случае принятия органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления противоправных решений, неосуществления или ненадлежащего осуществления своих задач и функций, выраженных в санкциях правовых норм. Выделяют ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством - один из видов ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, который, в свою очередь, подразделяется на следующие виды:

а) ответственность  органов и должностных лиц местного самоуправления в

случае нарушения  ими Конституции РФ, федеральных  законов, законов субъекта

 

*ст. ст. 12, 130 Конституция  РФ.

 

 РФ, уставов  муниципального образования. Формой  проявления данного вида ответственности  являются досрочный роспуск представительного органа местного самоуправления, досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования;

б) ответственность  органов и должностных лиц  местного самоуправления за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных  государственных полномочий, которыми они были наделены в соответствии с законодательством. Формой проявления данного вида ответственности может быть лишение органов местного самоуправления отдельных государственных полномочий, наложение на должностных лиц местного самоуправления мер дисциплинарного взыскания.

Принцип гласности - принцип, основные требования которого:

1) обеспечение  информированности граждан о  решениях органов государственной  власти и органов местного  самоуправления;

2) обеспечение  доступности обсуждения важнейших государственных вопросов и вопросов местного значения;

3) изучение и  учет общественного мнения.

Принцип законности - принцип, основное требование которого - это соблюдение Конституции РФ и законов, соответствие всех издаваемых нормативных актов действующему законодательству. В государственном управлении для законности характерно: общеобязательность законов, их верховенство над правовыми актами управления; единообразное понимание и исполнение законов на всей территории Российской Федерации; недопустимость противопоставления законности и целесообразности; связь с правовой культурой *.

 

 

 

 

 

 

* Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2002.

 

2.2 Классификация органов местного самоуправления

Для упорядочения представлений о структуре органов местного самоуправления (далее МСУ) весьма полезна их классификация.

Органы местного самоуправления как субъекты управления муниципальным хозяйством классифицируются по следующим основаниям:

- способу образования;

- объему и  характеру компетенции; 

  - предметам ведения;

- способу принятия  решений;

- типу исполняемых  функций.

По способу  образования органы местного самоуправления могут быть разделены на выборные и другие.  Наличие выборных органов  местного самоуправления обязательно. Другие создаются по мере  необходимости.

По объему и  характеру компетенции различаются  органы управления:

- общей компетенции;

- отраслевой  компетенции;

- межотраслевой  компетенции;

- специальной  компетенции.

Органы местного самоуправления общей компетенции выполняют функции по решению всего комплекса задач местного значения.

Органы управления отраслевой компетенции выполняют  частные функции муниципального управления.

Органы управления межотраслевой компетенции выполняют, как правило, общие функции муниципального управления. 

Органы управления специальной компетенции осуществляют исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции. К этим органам относятся комиссии.

Администрация муниципального образования как  орган управления общей компетенции, наряду с органами отраслевой и межотраслевой компетенции, может иметь ее территориальные органы.

 Структуру органов  местного самоуправления составляют  представительный орган муниципального  образования, глава муниципального  образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления.

 Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным

 Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного  муниципального образования должны быть проведены не позднее чем  через шесть месяцев со дня  его создания.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию вновь образованного муниципального образования, которая назначает выборы в представительный орган данного муниципального образования. Полномочия избирательной комиссии вновь образованного муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Информация о работе Система государственных органов РФ