Система и виды административных наказаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определить, что представляют собой понятие и цели административных наказаний, а также рассмотреть систему и виды данных наказаний.
Задачи, которые я поставила перед собой при изучении темы:
Что представляют собой понятие и цели административных наказаний.
Из каких элементов состоит система административных наказаний.
Какие существуют виды административных наказаний.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и цели административного наказания…………………………5
§ 1. Понятие административного наказания………………………………..5
§ 2. Цели административного наказания……………………………………8
Глава 2. Система и виды административных наказаний………………………...11
§ 1. Система административных наказаний……………………………….11
§ 2. Виды административных наказаний…………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………………29
Список литературы ………………………………………………………..............31

Работа содержит 1 файл

Административное право.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

     Применение  предупреждения, равно как и другого  административного наказания, влечет для нарушителя соответствующие  правовые последствия. Лицо, которому назначено это административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года (ст. 4.6 КоАП) со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения. Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное наказание.

     Предупреждение  как мера административного наказания  может применяться как к физическим, так и юридическим лицам.

     Административный  штраф представляет собой административное наказание имущественного характера. Штраф реализуется в виде взыскания, налагаемого на физических, должностных и юридических лиц, определенной суммы денежных средств, оказывая, таким образом, воздействие не только на сознание, но и на имущественное положение виновных. В ином эквиваленте административный штраф не применим. Согласно ст. 75 Конституции Российской Федерации денежной единицей в Российской Федерации является рубль.

     Такую имущественную санкцию, как штраф, т.е. взыскание определенной денежной суммы, в борьбе с административными  правонарушениями используют чаще всего. Административную ответственность без всякого преувеличения можно назвать «штрафной», так как почти 90% виновных в совершении таких деяний подвергаются штрафу. Административный штраф предусмотрен в санкциях всех статей Особенной части Кодекса (за исключением ч. 2 ст.20.25), а также в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

     В соответствии со ст. 3.3 Кодекса административный штраф может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания. Чаще всего он предусматривается альтернативно с предупреждением, реже - с другими видами административного наказания. В случаях, предусмотренных Кодексом, административный штраф может налагаться в сочетании с дополнительным административным наказанием (возмездное изъятие, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения).7

     Основной  показатель правоограничений, составляющих содержание рассматриваемого вида наказания, - величина административного штрафа. Статья 3.5 КоАП РФ определяет минимальный и максимальный размеры административного штрафа, которые могут устанавливаться за совершение административных правонарушений. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей. Размер административного штрафа, налагаемого на граждан, не может превышать пять тысяч рублей, на должностных лиц - пятьдесят тысяч рублей, на юридических лиц - один миллион рублей.

     Размеры штрафа в большинстве статей Особенной  части КоАП РФ указываются в твердой  сумме в рублях, как правило, с  указанием минимального и максимального ее предела (за отдельные нарушения в области дорожного движения законодатель установил абсолютно определенные санкции в виде административного штрафа).

     Кроме исчисления размера административного  штрафа в твердом рублевом эквиваленте  законодатель сохранил и другие критерии установления размера данного вида административного наказания. Административный штраф может выражаться в величине, кратной:

      - стоимости предмета административного правонарушения, но его размер не может превышать трехкратного размера стоимости соответствующего предмета на момент окончания или пресечения административного правонарушения, за исключением случая, предусмотренного ст. 7.27 КоАП РФ (мелкое хищение), когда сумма административного штрафа не может превышать пятикратного размера стоимости похищенного имущества;

      - сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа;

      - сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но размер штрафа не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение, либо за предшествующую дате выявления правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

     Об  административном штрафе выносится  постановление судьей, органом, должностным  лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении. В случаях, предусмотренных ст. 28.6 Кодекса, административный штраф налагается и взимается на месте совершения физическим лицом административного правонарушения.

     Особенностью  исполнения постановления о наложении  административного штрафа является то, что в течение установленного срока он может быть уплачен самим  лицом, привлеченным к ответственности. Этот срок составляет 30 дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

     Если  постановление о наложении административного  штрафа вынесено в отношении несовершеннолетнего, у которого отсутствует самостоятельный заработок, то выносится решение о взыскании штрафа с его родителей или иных законных представителей. Помимо родителей законными представителями физического лица являются усыновители, опекуны или попечители.8

     Административный  штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

     Возмездное  изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения является мерой административной ответственности, носит имущественной характер и применяется лишь в отношении собственника предметов, использовавшихся в качестве орудий совершения или явившихся предметом административного правонарушения. Изъятию не подлежат предметы и орудия, не являющиеся собственностью правонарушителя.

     По  содержанию возмездное изъятие орудий совершения или предмета административного  правонарушения заключается в трех взаимосвязанных действиях:

     - принудительное изъятие предмета у нарушителя;

     - реализация орудий и предметов;

     - передача вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятых орудий или предметов.

     Возмездный  характер является отличительной чертой рассматриваемого вида административного наказания.

     Возмездное  изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения может устанавливаться и применяться  как в качестве основного, так  и дополнительного вида административного  наказания.

     Законодатель  устанавливает ограничения в  применении возмездного изъятия  орудий или предметов административного  правонарушения. Оно распространяется на охотничье оружие, боевые припасы  и другие дозволенные орудия охоты  и рыболовства. Данная мера административной ответственности не может применяться к лицам, для которых охота и рыболовство, являются основным законным источником средств к существованию.

     Применение  возмездного изъятия указанных  орудий и предметов приведено  в соответствие с требованиями ст. 35 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Возмездное изъятие может назначаться только судьей.

     Конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения применяется в качестве меры административного наказания и заключается в принудительном безвозмездном обращении орудия совершения или предмета административного правонарушения в федеральную собственность или собственность субъекта РФ.

     КоАП предусматривает конфискацию только тех предметов и орудий, с помощью которых совершаются административные правонарушения, а не вообще имущества нарушителя, независимо от того являются ли предметы и орудия правонарушения собственностью нарушителя.

     Конфискация может устанавливаться как в  качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания. В большинстве статей КоАП РФ она установлена как дополнительная мера к штрафу или другому основному наказанию.

     Кодекс  обеспечивает гарантии сохранности  и возврата вещей, изъятых в процессе производства по делу об административном правонарушении, но не конфискованных при окончательном избрании меры наказания (ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ).

     Постановления о конфискации приводятся в исполнение судебными приставами-исполнителями  и уполномоченными на то лицами органов внутренних дел в соответствии со ст. 32.4 КоАП РФ. Конфискация не может быть заменена для нарушителя возможностью выплатить стоимость вещи, подлежащей обращению в собственность государства.

     Конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых эти занятия являются основным законным источником существования (ст. 3.7 КоАП РФ).

     Конфискацией  не является изъятие из незаконного  владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, подлежащих возвращению законному собственнику или изъятых из оборота либо находившихся в противоправном ведении лица.

     Лишение специального права заключается  в том, что в течение определенного срока данному лицу запрещается пользоваться ранее предоставленным ему правом.

     В настоящее время в соответствии со статьями Особенной части КоАП РФ назначаются лишение права  охоты (ч. 1 ст. 8.37); лишение права управления транспортом, самоходной машиной или другими видами техники (ст. 9.3); лишение права управления воздушным судном (ст. 11.5); лишение права управления судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном (ст. 11.7 и др.); управления автомототранспортными средствами (ст. 12.8 и др.).

     Лишение специального права назначается  только судьей.

     Срок  лишения специального права не может  быть менее одного месяца и более  трех лет, причем максимальный размер такого срока, назначаемого за повторное  нарушение, устанавливается санкцией соответствующей статьи Особенной части КоАП РФ.

     Лишение права управления транспортным средством  не может применяться к лицу, которое  пользуется этим транспортным средством  в связи с инвалидностью, а  лишение права охоты - к лицу, для  которого охота является источником средств к существованию.

     Административный  арест является одним из самых  строгих наказаний, назначаемых  за совершение административного правонарушения, и заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Назначаться  это наказание может на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до тридцати суток. Право назначения административного наказания принадлежит только судье.

     При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, обязательно.9

     Административный  арест применяется в исключительных случаях. Критерий для применения административного ареста дается в конкретных статьях КоАП РФ, содержащих соответствующие санкции.

     Сроки наказания в виде административного  ареста измеряются сутками.

     Кодекс  содержит перечень лиц, к которым  не может применяться административный арест даже в исключительных случаях. При принятии постановления об административном аресте должно быть выяснено и подтверждено соответствующими документами, нет ли препятствий к этому: не является ли женщина беременной, не имеет ли она детей в возрасте до 14 лет, достиг ли подросток, совершивший правонарушение, совершеннолетия, не является ли лицо, привлеченное к административной ответственности, инвалидом I или II группы, военнослужащим, гражданином, призванным на военные сборы, имеющим специальное звание сотрудника органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Информация о работе Система и виды административных наказаний