Субъекты административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 10:45, контрольная работа

Описание работы

Говоря об отрасли административного права необходимо отметить, что действующий на сегодняшний день оно до сих пор не в полной мере приведено в соответствие с Конституцией. В свете этого обстоятельства административное право не может в полном объеме и систематично регулировать важные отношения в области государственного управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

административное право.doc

— 66.50 Кб (Скачать)

   Административная  дееспособность - это фактическая  возможность практической реализации предоставленных гражданину прав и  выполнения возложенных на него обязанностей в сфере государственного управления. Административной ответственности подлежат лица, достигшие 16-летнего возраста (ст.13 КоАП). В зависимости от возраста, образования, состояние здоровья и т.д. изменяется конкретный состав прав и обязанностей.

   Основные  права и обязанностей граждан закреплены в Конституции РФ, в законе о гражданстве, и в определенных административно-правовых нормах. Конституционные права и свободы представляют фундамент всех остальных прав и свобод.

   Виды прав и свобод:

   Комплекс  социально-экономических прав и свобод. Социальное обеспечение по возрасту. Свобода труда. Право на образование, жилище.

   Политические  права и свободы граждан. Право  каждого гражданина участвовать  в управлении. Свобода мысли. Свобода  шествий и т.п.

   Личные  права и свободы, которые направлены на удовлетворение потребностей человека. Конституции РФ закрепляет только главные принципиальные положения прав и свобод граждан, которые конкретизируются в текущем законодательстве.

   Административные  акты закрепляют права и обязанности  граждан в государственном управлении, пути и формы реализации, права и обязанности лиц, гарантии и средства защиты прав личности, осуществляемые государственными органами, ответственность граждан за невыполнение своих обязанностей, а также ответственность должностных лиц в сфере нарушения прав граждан. Административно-правовые нормы не только конкретизируют права и обязанности указанные в Конституции РФ, но и обеспечивают в большинстве случаев реализацию этих прав, свобод и исполнение обязанностей граждан. К примеру, право на жилище реализуется посредством административно-правового акта.

   Права и  обязанности иностранных граждан  и лиц без гражданства закреплены в ст.62 Конституции РФ. Российское государство, исходя из общих принципов  права, наделяет иностранцев и лиц  без гражданства широкой правоспособностью (почти все права и обязанности граждан РФ, за некоторым исключением).

   Особенности правоспособности иностранных граждан  и лиц без гражданства: 

   На них  не распространяется ряд прав и они  не несут ряд обязанностей. Они  не пользуются избирательным правом (пассивным и активным). Не могут состоять в экипаже судов, не могут нести воинской обязанности. Для этой категории лиц ограничено передвижение по территории РФ.

   Итак, общий  административно-правовой статус гражданина можно образно представить в виде “матрешки”, когда в статус человека (личности) входит статус гражданина, в него — социальный, а затем и самый маленький по объему прав и обязанностей особый статус. Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что это единый статус, единый правовой комплекс прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации.

   Определенными особенностями характеризуется  административно-правовой статус иностранных  граждан и лиц без гражданства.

   С определенными  изъятиями они на территории Российской Федерации пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане РФ, если иное не оговорено законом.

   Каковы  же изъятия из этого общего положения: 1) они не могут избирать и быть избранными в государственные органы власти и органы местного самоуправления, 2) не несут обязанностей по военной службе, 3) не могут занимать служебные должности, если это предусмотрено соответствующим правовым актом, 4) им не могут быть проданы земельные участки, 5) они не могут заниматься предпринимательской или любой другой деятельностью, связанной с обороной страны и государственной безопасностью, пользованием информацией, составляющей государственную тайну, 6) исключительно к ним может быть применена и такая мера административной ответственности, как административное выдворение за пределы Российской Федерации (ст. 32 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

   Правовой  статус органов исполнительной власти. Установление системы федеральных  органов государственной власти, в том числе органов исполнительной власти, отнесено Конституцией РФ к ведению Российской Федерации (п. 2 ст. 77). Соответственно Конституция РФ предусматривает наличие Правительства РФ и предусматривает необходимость принятия федерального конституционного закона, определяющего порядок деятельности Правительства (ст. 114).

   Теперь  такой Федеральный конституционный  закон “О Правительстве Российской Федерации” принят парламентом РФ и 17 декабря 1997 г. подписан Президентом  РФ. Статья 1 этого Закона устанавливает, что Правительство РФ — это высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации. Правительство РФ является органом государственной власти Российской Федерации и осуществляет исполнительную власть РФ. Оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Граждане являются одним из основных субъектов административных правоотношений в Российской Федерации.

Административно-правовой статус граждан РФ устанавливается  и охраняется нормами Конституции РФ, многочисленными законами и подзаконными актами Российской Федерации и субъектов Федерации, составляющими источники административного права.

Прежде всего, любой  из субъектов отрасли права должен быть законодательно закреплен в  качестве участника правоотношений.

Субъекту права  присуща закрепленная нормами права  правосубъектность, т.е. возможность  иметь права и обязанности.

Субъект права характеризуется  правовым статусом, закрепленными за ним правами и обязанностями. 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ЛИТЕРАТУРА

  1. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: ”Спарк”.1998. - С.293).
  2. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. « Административное право Российской Федерации» Учебник. — М.: ИКД "Зерцало-М". 2003. — 608 с.
  3. Электронная база «Консультант Плюс» (http://www.consultant.ru/) Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ

Информация о работе Субъекты административного права