Субъекты РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Федеративное государство - это только общая форма государственного устройства, а ее конкретное содержание - политическое и правовое - весьма неоднородно. Сами федерации, правовой статус и объем полномочий их субъектов формировались в разных условиях и с разными целями, а потому во многом неодинаковы.

Содержание

Введение 3

Понятие правового статуса субъектов Российской Федерации 5
Особенности правового статуса отдельных видов субъектов 10
Полномочия субъектов Российской Федерации 17
3.1. Конституционные способы разграничения предметов ведения в Российской Федерации 17

3.2. Принципы и правовые формы разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами 21

3.3. Предметы ведения субъектов РФ и гарантии их прав 25

Заключение 28

Список использованных источников 30

Работа содержит 1 файл

Субъекты Федерации (пределка).doc

— 152.00 Кб (Скачать)

      В отличие от договора соглашение предусматривает:

      1) передачу федеральными органами  исполнительной власти осуществления части своих полномочий органам исполнительной власти субъекта РФ, если такая процедура не противоречит Конституции РФ и федеральным законам;

      2) передачу органами исполнительной  власти субъекта РФ осуществления  части своих полномочий федеральным органам исполнительной власти.

    В соглашении определяются условия и  порядок передачи осуществления  части полномочий, в том числе  порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основания и порядок  его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения.

    Соглашение  подписывается руководителем федерального органа исполнительной власти и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего  исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)15. 

3.3. Предметы ведения  субъектов РФ и  гарантии их прав

    Полномочия, осуществляемые органами государственной  власти субъекта Российской Федерации  по предметам ведения субъектов  Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

      Предметы  ведения субъектов РФ - это сфера  общественных отношений, регулирование  которой отнесено Конституцией РФ исключительно к компетенции субъектов РФ16.

    Полномочия, осуществляемые органами государственной  власти субъекта Российской Федерации  по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.

    Полномочия, осуществляемые органами государственной  власти субъекта Российской Федерации  по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.

      К предметам исключительного ведения  субъектов Российской Федерации  относится круг тех полномочий, которые находятся вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. По вопросам исключительной компетенции органы власти республик, краев, областей, городов федерального значения и автономий осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Федеральный закон в соответствии с действующей Конституцией (ст. 73) не может вторгаться в сферу исключительной компетенции субъектов РФ. Нарушение этой конституционной нормы влечет признание федерального закона неконституционным.

      Гарантии  прав субъектов РФ предусмотрены  в Конституции РФ и представляют собой государственно-правовые механизмы, обеспечивающие юридическую и фактическую  самостоятельность субъекта РФ в составе Федерации. К числу важнейших гарантий относятся закрепленные в Конституции принципы равенства субъектов Федерации, их независимости и самостоятельности. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ). Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно (ч. 1 ст. 77). Гарантией прав субъектов Федерации служит наличие и способ формирования Совета Федерации - верхней палаты российского парламента. Конституция особо выделяет круг вопросов, по которым принятые Государственной Думой федеральные законы подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. К числу гарантий прав субъектов Федерации относятся конституционные положения о целостности и неприкосновенности их территории. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67).

 

Заключение

      Конституционно-правовой статус субъектов Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией России, федеральными законами, а также другими правовыми актами. Так, республики принимают свои конституции, другие субъекты Федерации - уставы. Основные вопросы статуса урегулированы Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»17.

      Конституция Российской Федерации определяет субъекты федерации как самостоятельные  публично-правовые образования. Вместе с тем, она также и устанавливает определенные ограничения. Это обусловлено необходимостью обеспечения целостности государства, единства органов государственной власти, верховенства Конституции РФ и федеральных законов.

      Конституция исходит из принципа равенства правового статуса субъектов. Вместе с тем следует отметить, что статус субъектов федерации не одинаков в силу различий, присущих разным видам субъектов: республикам, областям, краям, автономным округам, автономной области, городам федерального значения.

      Национально-территориальный принцип формирования субъектов федерации означает, что часть субъектов сформирована исходя из реализации права наций на самоопределение. Однако данный принцип не является абсолютным и выражается только в некоторых особенностях правового статуса субъектов.

      Одним из элементов правового статуса  субъектов являются их полномочия. Данное положение основано на принципах  независимости и самостоятельности  субъектов в пределах предметов  ведения.

      Вместе  с тем, федеральное законодательство предоставляет возможность делегирования части полномочий другим субъектам, а также определяет способы и порядок разграничения полномочий между субъектами федерации и Россией.

      Несмотря  на стабильность принципов, закрепленных Конституцией РФ, представляется необходимым отметить, что статус субъектов изменяется. В настоящее время идет процесс объединения субъектов РФ, что предполагает многочисленные проблемы в сфере государственного строительства, так как укрепление автоматически не сделает субъекты Федерации стабильно развивающимся. Необходимо реальное стимулирование экономики. Но, не имея развитой законодательной базы субъектов РФ трудно говорить об успешном решении вопрос правосубъективности.

 

Список  использованных источников:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосование 12.12.1993.// Российская газета № 237, 25.12.1993.
  2. О порядке принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Федерации. Федеральный Конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ// Собрание законодательства РФ 2001 г. № 52 ст. 4916; 2005г. №45 ст.4581
  3. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ// Российская газета, № 206, 19.10.1999.
  4. Аваньян В.А. Право коренных малочисленных народов Севера на национально-территориальное образование // Государство и право, 2007г. - № 3.
  5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Норма, 2007. – 784 с.
  6. Габригидзе Б.Н., Черневский А.Г. Конституционное право России – М.: Издательско-торговая корпорация «Доликов и К», 2005 г. – 460 с.
  7. Глигич-Золотарева М.В. Субъектный состав РФ: эпоха перемен уже наступила// Государство и право, 2006 г. - № 10.
  8. Киселёва А.В., Нестеренко А.В. Теория федерализма. М: Издательство Московского университета, 2002. – 304 с.
  9. Конституционное право России: курс лекций/ отв. ред. Ю.Л. Шульженко. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007. – 480 с.
  10. Конституционное право России / отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. – М.: Юрист, 2004г. – 538 с.
  11. Конституционное право России: учебник/ под ред. А.Е. Постникова. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007. – 504 с.
  12. Конституционное право России: учебник/ отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. – М.: Норма, 2007. – 544 с.
  13. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997. – 720 с.
  14. Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: итоги становления и перспективы развития. - М: Городец, 2004. – 592 с.
  15. Корнеева Н.В. Конституционное право России. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.
  16. Кульчевский В.В. Правовые проблемы утраты статуса субъекта Российской Федерации// Право и политика, 2008. - № 11.
  17. Кутафин О.Е. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как субъекты гражданского права// Журнал российского права, 2007. - № 1.
  18. Лексин И.В. Институт договора о разграничении компетенции: возможности и пределы применения в современной России// Право и власть, 2002. - № 2.
  19. Макаров А.В., Бессонова В.В. Сочетание национального и территориального факторов при обеспечении единства федеративного государства// Государственная власть и местное самоуправление, 2009. - № 6.
  20. Мольев Д.В. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ // Российская юстиция. 2007г. - №1.
  21. Сафонов В.Е., Фролова Н.Г. Теоретические и практические основы современного федерализма и его влияние на формирование судебных систем// Государственная власть и местное самоуправление, 2009. - № 7.
  22. Смирникова Ю.Л. Финансово - правовой статус субъекта Российской Федерации// Журнал российского права, 2002. - № 6.
  23. Столповская Н.Б. Конституционно-правовые основы разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов// История государства и права, 2008. - № 22.
  24. Уткин Р.В. Правовая система субъектов РФ: направление реформы // Закон и право, 2005г. - №7
  25. Федорященко А.С. О равноправии субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти// Законодательство и экономика, 2006. - № 10.
  26. Червонюк В.И. Конституционное право России. – М.: Норма, 2004. – 558 с.
  27. Чертков А.Н. Законодательное регулирование территориального устройства Российской Федерации: проблемы и решения// Журнал российского права, 2009. - № 12.
  28. Чертков А.Н. Правовое регулирование установления и изменения границ субъектов Российской Федерации как пространственного предела их территорий// Журнал российского права, 2009. - № 9.
  29. Чиркин В.Е. Конституционное право России: учебник. – М.: Юристъ, 2008. – 444 с.
  30. Чиркин В.Е. Предметы ведения Федерации и ее субъектов: разграничение, сотрудничества, субсидиарность // Государство и право, 2002г. - №5.

Информация о работе Субъекты РФ