Судебная жалоба, как способ защиты прав граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 02:01, реферат

Описание работы

Целью реферата является изучение такого способа защиты прав российских граждан как судебная жалоба.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4 с.
Глава 1
Способы защиты прав граждан……………………………………………...….8 с.
Глава 2. Судебная жалоба
Теоретические основы…………………………..……………………………...11 с.
Процесс подачи, рассмотрения и исполнения судебных жалоб…………….15 с.
Заключение …………………………………………………………………..…17 с.
Список использованной литературы……………………………………….....19 с.

Работа содержит 1 файл

АП.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

   Судебная  власть, самостоятельная и независимая, основываясь на демократических принципах правосудия, призвана сделать возможность обращения за юридической помощью гражданам доступной и естественной. Для реализации гарантии судебной защиты, государство создает систему судов, таким образом, судебная система есть совокупность судебных органов, предназначенных для осуществления судебной власти. Суды призваны творить правосудие, в этом их назначение и полномочия. Само слово «правосудие» состоит из корней «право» и «суд», т.е. по своему прямому этимологическому смыслу означает осуществление права судом.

   Правосудие - это особый вид государственной деятельности, осуществляемой исключительно органами судебной власти путем рассмотрения уголовных, гражданских и иных дел. Никакие другие органы и должностные лица не вправе осуществлять правосудие, пересматривать решения органов судебной власти. Посредством правосудия разрешаются конкретные споры о праве, обеспечивается соблюдение предписаний норм права всеми субъектами права, всеми органами публичной власти, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Основная задача правосудия - защита прав и охраняемых законом интересов личности, юридических лиц и иных объединений, а также Российской Федерации и ее субъектов, органов государственной власти, местного самоуправления6.

   К судебным, то есть рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия, в порядке уголовного или гражданского судопроизводства, жалобам относятся обращения граждан в суд, решения по которым принимаются на основе норм УПК, АПК или ГПК. Все остальные жалобы, рассматриваемые судьями, являются административными. Здесь необходимо сделать несколько пояснений. Во-первых, в законодательстве обращения первого типа называются жалобами, хотя иногда они могут именоваться заявлениями, апелляциями. Во-вторых, административные жалобы могут подаваться и в суды. Так, письма граждан по вопросам несвоевременного исполнения судебных решений - например, взыскания алиментов, возмещения ущерба - поступают в суды, а рассматриваются такие обращения не судом, а судьей, председателем суда в соответствии с нормами административного права. Таким образом, административная и судебная жалобы различаются, главным образом, не по адресату, а по порядку рассмотрения7.

   Обращения граждан в суд закон называет жалобами и исками. Среди них можно выделить жалобы: 1) на административные акты, рассматриваемые в порядке административной юстиции; 2) по делам частного обвинения; 3) кассационные; 4) надзорные. Эти жалобы граждан являются юридическими фактами, приводящими в действие механизм правосудия, результат рассмотрения которых - акт правосудия, решающий судьбу возбужденного жалобой уголовного или гражданского дела8.

   Право гражданина обжаловать акты субъектов  власти - атрибут демократического государственного строя. Оно вытекает из особенностей асимметричных, построенных на началах неравенства сторон, отношений. В таких правоотношениях одна из сторон, обладающая властными полномочиями, имеет право решать вопросы. Право на жалобу является средством защиты и средством укрепления законности, вовлечения граждан в управление. И это одна из форм свободного выражения мнений. Право на жалобу не ограниченно по содержанию и по форме. Обжалованы могут быть любые действия, а также бездействие работников государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые как неправильные.  

Процесс подачи, рассмотрения и исполнения судебных жалоб.

   Предмет жалобы - не только незаконные, но и нецелесообразные или аморальные деяния. Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы как самого гражданина, так и других лиц. Обращение гражданина может быть направлено на защиту не только чьих-то личных, но и общественных интересов9. Действующее законодательство и сложившаяся практика почти не знают ограничений права граждан на общую жалобу по содержанию.

   Субъекты обжалуемых деяний - не только органы, но и предприятия, учреждения, организации, не только должностные лица, но и рядовые служащие. Обращение может быть подано с целью защиты личных прав и интересов, прав и интересов других лиц, публичных прав и интересов. По форме общая жалоба может быть письменной или устной и даже переданной по телефону, радио, индивидуальной и коллективной. Законодательными актами установлено, что граждане вправе направлять жалобы в компетентные органы управления, депутатам, в прокуратуру, общественные и международные организации. Подача общей административной жалобы не ограничена каким-либо сроком. В законе отсутствуют и количественные ограничения права на жалобу.

   В производстве по жалобам граждан  выделяются четыре стадии:

   1. Первичная обработка. На этой стадии получают письменные, выслушивают устные жалобы, регистрируют их и в пятидневный срок обеспечивают первичное движение: определяют, кто и как будет работать с жалобой, либо пересылают ее в компетентную организацию, уведомляя об этом заявителя.

   2. Проверка жалобы. Здесь производится  сбор необходимой информации (путем  ознакомления с документами, бесед  с людьми и т. д.), ее анализ, ознакомление с законодательством.

   3. Принятие решения. О принятом  решении сообщается заявителю,  отрицательный ответ должен быть мотивирован. Сообщение может быть письменным или устным. В тех случаях, когда жалобы не удовлетворяются, ответ всегда должен быть письменным.

   4. Исполнение принятого решения10.

   В целях усиления судебной защиты прав граждан, в настоящее время действует Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права свободы граждан". Судебный порядок рассмотрения жалоб является надежным способом охраны прав граждан, особенно в тех случаях, когда их права и интересы нарушаются неправомерными действиями должностных лиц. Это обусловлено тем, что дела рассматриваются свободными от ведомственных влияний и интересов судьями, которые независимы, обладают необходимой для разбирательства дел квалификацией, а сама процедура судебного разбирательства наилучшим образом приспособлена для выявления истины.

   В соответствии с законом, каждый гражданин  вправе обратится с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. Рассмотрение судами жалоб граждан на акты должностных лиц и органов исполнительной власти - это область административной юстиции или правосудия по административным делам.

   В суд могут быть обжалованы коллегиальные  и единоличные действия (решения), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Жалоба направляется по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения ответчика. Для обращения в суд установлены следующие сроки: «три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права»; «один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ». Жалоба рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства. Суд, признав обжалуемое действие (решение) незаконным, отменяет применение к гражданину меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы11.

   Установив обоснованность жалобы, суд решает также вопрос об ответственности соответствующих субъектов за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина. В отношении государственных служащих суд определяет меру ответственности, предусмотренной законами об ответственности данного государственного служащего, вплоть до представления об увольнении.

   В настоящее время следует различать  два способа судебного обжалования: по общему праву, на основе специальных норм. Судебные жалобы граждан можно различать и по адресатам: в суды общей юрисдикции, в арбитражные и конституционные (уставные) суды. Судебное обжалование на основе специальных норм - исключение из судебного обжалования по общему праву. В установленных специальными нормами случаях жалобы тоже направляются в суд, но процедуры их подачи и рассмотрения отличаются некоторым своеобразием. Так, КоАП РФ установлено, что жалоба на постановление о наложении штрафа в административном порядке может быть сразу направлена в суд; подача в установленный срок жалобы приостанавливает исполнение постановления12.

   Суд может отказать в принятии жалобы по основаниям, предусмотренным ст.129 ГПК (кроме п.2 данной статьи ГПК, так  как по действующему законодательству несоблюдение досудебного порядка рассмотрения жалобы не влечет за собой отказа в принятии жалобы).

   Оставление  жалобы без движения допустимо по причине, указанной в ст.130 ГПК. Кроме того, если лицо одновременно с жалобой предъявляет имущественные требования, основанные на обжалуемом акте, решении, действии (бездействии), дело рассматривается в исковом порядке. Суд в этом случае также выносит определение об оставлении жалобы без движения и разъясняет заинтересованному лицу его право предъявить иск в порядке искового производства13.

   Все решения по судебным жалобам, вынесенные в пользу заявителя, можно подразделить на два вида: решения без исполнительной силы (о признании недействительным постановления органа местного самоуправления о взимании сбора за парковку автотранспорта и т.п.) и решения с исполнительной силой, т.е. те, которыми в дополнение к признанию действий незаконными удовлетворяются конкретные требования граждан, основанные на субъективном праве из административно-правовых отношений. Последние в случае их неисполнения в добровольном порядке подлежат принудительному исполнению в порядке, установленным Федеральным законом об исполнительном производстве для исполнения исполнительных документов по спорам неимущественного характера с применением при необходимости к должнику штрафных санкций до 200 минимальных размеров оплаты труда, а при последующих неисполнениях – и более значительных санкций14. 

 

Заключение. 

    Итак, в заключении можно отметить, что  на данный момент судебная жалоба, как способ защиты прав граждан является наиболее доступным и при этом эффективным способом борьбы с неправомерными действиями администрирующих субъектов. Высоко оценивая все проделанное в сфере законодательства, регулирующего деятельность судебную  деятельность, а также эволюцию самого этого процесса, следует сказать, что, к сожалению, реальная защищенность граждан зависти не только от количества и качества юридических норм, работы правоохранительных органов и негосударственных организаций. Резкий рост экономических и насильственных правонарушений, ослабление государственной власти по ряду объективных и субъективных причин значительно ослабили реальную защищенность прав граждан. Сейчас их недостаточно  защищают суды, милиция, органы исполнительной власти часто не принимают необходимых мер по их жалобам. Юридические механизмы правозащитной деятельности по экономическим, организационным и иным  причинам в полной мере не используются. Чтобы фактически усилить защиту прав граждан, предстоит сделать еще очень многое.

   Выводы  по завершению реферата можно сделать следующие. Жалобы – это обращения граждан, с требованиями восстановления нарушенного, действиями (бездействием) и решениями органов либо должностных лиц, другими гражданами их прав, свобод или законных интересов. Судебная система это сложно организованная система судебных органов, состоящая из отдельных подсистем. Административная юстиция в РФ характеризуется следующими особенностями: а) это решение спора между гражданином и субъектом власти о законности действий последнего; б) споры решаются обычными судами (общей юрисдикции, арбитражными); в) порядок рассмотрения дел регламентируется нормами ГПК и АПК.

   Судебные  жалобы граждан можно различать  и по адресатам: в суды общей юрисдикции, в арбитражные суды и в конституционные (уставные) суды, а также по вариантам судебного обжалования: по общему праву и на основе специальных норм. Специальное право не поглощает собой общее право на обжалование. Внесудебное обжалование не лишает гражданина конституционного права на судебную защиту его прав и свобод.

   Однако  реальное осуществление права и  жалобы затруднено для граждан сильной  бюрократизацией в их разрешении, отсутствием неотвратимой ответственности виновных в этом лиц, сложностью судебных процедур и получения доказательств в подтверждение законности и обоснованности жалоб, неизбежной потерей значительного времени и обремененностью пошлиной судебного обжалования, введение платы за выдачу необходимых документов. Эффективность права жалобы как права средства защиты прав и свобод граждан предполагает устранение из законодательства всего того, что отягощает его реализацию. Должна быть сохранена ответственность за подачу жалобы в клеветнических целях и специально установлена ответственность должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о разрешении жалоб и заявлении граждан.

Информация о работе Судебная жалоба, как способ защиты прав граждан