Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 17:24, контрольная работа
Современный этап в развитии трудового права характеризуется бурным развитием законодательства.
В силу комплекса объективных и субъективных причин государство проводит либеральную социальную политику, стараясь не вмешиваться в отношения работников и работодателей. Но без установления правопорядка в сфере трудовых отношений невозможно дальнейшее развитие экономики страны, повышение благосостояния населения.
Глава 1. Защита трудовых прав работника………………………… 3
Глава 2. Самозащита работниками трудовых прав……………….. 5
Глава 3. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами………………………………………………. 6
Глава 4. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства в области защиты трудовых прав………… 7
4.1. Федеральная инспекция труда…………………………………….. 7
4.2. Защита трудовых прав прокуратурой…………………………… 11
Глава 5. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров…………………………………………………………………………… 14
5.1. Защита трудовых прав комиссиями по трудовым спорам…… 14
5.2. Защита трудовых прав в суде…………………………………….. 15
Глава 6. Решение задачи………………………………………………. 17
Список литературы……………………………………………………. 20
Содержание:
Глава 1. Защита трудовых прав работника………………………… 3
Глава 2. Самозащита работниками трудовых прав……………….. 5
Глава 3. Защита трудовых
прав и законных интересов работников
профессиональными союзами……………
Глава 4. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства в области защиты трудовых прав………… 7
4.1. Федеральная
инспекция труда…………………………………….
4.2. Защита трудовых прав прокуратурой…………………………… 11
Глава 5. Рассмотрение
и разрешение индивидуальных трудовых
споров………………………………………………………………
5.1. Защита трудовых прав комиссиями по трудовым спорам…… 14
5.2. Защита трудовых прав в суде…………………………………….. 15
Глава 6. Решение задачи………………………………………………. 17
Список литературы…………………………………
Глава 1. Защита трудовых прав работника.
Современный этап в развитии
трудового права
В силу комплекса объективных
и субъективных причин государство
проводит либеральную социальную политику,
стараясь не вмешиваться в отношения
работников и работодателей. Но без
установления правопорядка в сфере
трудовых отношений невозможно дальнейшее
развитие экономики страны, повышение
благосостояния населения. Поэтому
важнейшей задачей государства
является доведение правовых стандартов
регулирования трудовых отношений
в России до уровня "социального
государства", провозглашенного Конституцией
Российской Федерации и характерного
для благополучных в социальном
отношении европейских
Повседневный опыт россиян показывают, что широко распространены грубые нарушения трудового права (вплоть до оформления трудовых отношений "гражданско-правовыми" договорами, осознанного полного отказа сторон трудового договора от минимальных гарантий, предоставленных законом, использование рабочей силы на гране недопустимого принудительного труда и зависимого состояния). Работники, в свою очередь, во многих случаях не используют существующих правовых форм борьбы за свои права и интересы, обоснованно опасаясь преследований со стороны работодателей.
Ни для кого не является секретом, что нормы трудового права не обеспечивают защиту прав работников в той степени, которая необходима. Степень зависимости работников от представителей работодателя столь велика, что приводит к их отказу от защиты своих прав, гарантированных трудовым законодательством. Поэтому на практике применяются правила, которые устанавливает для работников работодатель. Данные правила зачастую далеки от требований норм трудового законодательства. Нельзя не заметить и отсутствие действенных механизмов, обеспечивающих правомерное поведение работодателей и защиту трудовых прав работников.
Очевидно, что использование работником любых способов и форм защиты трудовых прав приводит к возникновению конфликта с работодателем, который грозит работнику потерей рабочего места. Поэтому способы и формы защиты трудовых прав могут быть использованы только очень смелыми работниками, способными защитить свои экономические и социальные интересы. К сожалению, таких работников мало!
Исходя из содержания статьи 352. Трудового кодекса РФ, защита трудовых прав и свобод может быть определена как совокупность способов, перечисленных в этой норме, использование которых полномочными субъектами происходит с применением процессуальных правил. Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:
- самозащита работниками трудовых прав;
- защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;
- государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- судебная защита.
Первый из этих способов предполагает защиту трудовых прав, осуществляемую государством, второй - обществом в лице профессиональных союзов, третий - самим работником.
Глава 2. Самозащита работниками трудовых прав.
Статья 379 ТК РФ называет формы самозащиты:
отказ работника от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором;
отказ работника от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью.
В статье 142 ТК РФ содержится
регламентация такой формы
Следовало бы отнести к самозащите и такую форму, как обращение работников в юрисдикционные органы за разрешением индивидуальных или коллективных трудовых споров. В Трудовом кодексе установлен конкретный механизм рассмотрения трудовых споров, который может быть использован как своеобразная инструкция к действию. Подробно прописана вся цепочка: от обращения к работодателю, в государственные органы, инстанции по рассмотрению трудовых споров, от организации предварительных переговоров с работодателем до реализации права работников на забастовку.
Глава 3. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами.
Деятельность профсоюзов регулируется ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 №10, а так же Главой 58 ТК РФ.
Профсоюз - добровольное общественное объединение людей, связанных общими интересами по роду их деятельности, на производстве, в сфере обслуживания, культуре и т. д. Объединения создаются с целью представительства и защиты прав работников в трудовых отношениях, а также социально-экономических интересов членов организации, с возможностью более широкого представительства наемных работников.
Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.
Работодатели обязаны в
Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.
Глава 4. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства в области защиты трудовых прав.
4.1. Федеральная инспекция труда.
Федеральная инспекция
труда — единая
Государственный надзор и контроль должен занимать ведущее место при защите трудовых прав работников.
Деятельность органов надзора и контроля направлена на обеспечение соблюдения трудового законодательства, поддержание законности в сфере трудовых отношений. Надзор и контроль занимает относительно самостоятельное место в системе управления трудом, он является функцией органов исполнительной власти.
Государственный надзор и
контроль существует в обществе как
некий механизм, который должен работать
с целью обеспечения
Большинство авторов высказывают
мнение о том, что понятие "надзор"
следует применять, когда речь идет
о деятельности органов, наделенных
государственно-властными
Следует согласиться с мнением о том, что в иерархии задач трудового права одно из первых мест занимает формирование понятийного аппарата Головина С.Ю. Понятийный аппарат трудового права. Екатеринбург: Издательство УРГ, 2005. С. 34., в том числе касающегося определения надзора и контроля за соблюдением норм трудового права.
Слова "надзор" и "контроль" имеют одинаковое значение - это наблюдение или постоянное наблюдение с целью проверки за кем-нибудь или чем-нибудь, за соблюдением каких-нибудь правил.
Важнейшими задачами осуществления государственного надзора и контроля являются: оперативное регулирование на различные отклонения в сфере социально-трудовых отношений, в первую очередь, на нарушения законодательства, устранение, сбор, систематизация информации, планирование деятельности по контролю, возможность предотвращения социальных конфликтов. Защита трудовых прав может иметь место в том случае, если деятельность по надзору и контролю приводит к устранению нарушений прав и законных интересов работников. В связи с этим надзор и контроль должен обеспечивать реальное восстановление трудовых прав и законных интересов работников.
Можно согласиться с мнением
о том, что контрольная деятельность
государства выражается в форме
инспектирования, проверки соответствующей
деятельности должностных лиц на
предмет ее соответствия законам, актам
вышестоящих органов путем
Деятельность по осуществлению государственного надзора и контроля не исчерпывается только выявлением нарушений и их устранением. Так, в соответствии со статьей 356 Трудового кодекса РФ к числу основных полномочий органов федеральной инспекции труда, наряду с выдачей предписаний об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и привлечении к ответственности виновных лиц, относятся информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства, информирование в установленном порядке органов государственной власти, анализ обстоятельств и причин выявленных нарушений, подготовка предложений по совершенствованию трудового законодательства.
Особенностью государственного
надзора и контроля является то,
что он выступает в качестве способа
защиты трудовых прав, реализуемого в
определенных формах, и, следовательно,
имеет властный, государственно-обязывающий
характер. Осуществление государственного
надзора и контроля в сфере
трудовых отношений происходит на основании
Трудового кодекса РФ, Положения
о Федеральной службе по труду
и занятости, которые, в свою очередь,
отражают положения ратифицированных
Россией международных
Деятельность этих органов
представляет собой одну из основных
правовых форм государственной деятельности,
а в отдельных ее компонентах
она выступает как
В сфере трудовых отношений сущность государственного надзора и контроля проявляется в установлении соответствия решений работодателя нормам трудового законодательства, а случае их несоответствия - в принятии мер по приведению указанных решений в соответствие с законом. Так, например, реализация полномочий, возложенных на Федеральную инспекцию труда, в соответствии с Трудовым кодексом РФ (ст.356) должна способствовать предотвращению нарушению трудовых прав граждан, сокращению травматизма на производстве. Предупреждение и профилактика правонарушений в обществе могут реализовываться только в ходе деятельности по надзору и контролю.
Информация о работе Характеристика способов защиты трудовых прав граждан