Характеристика способов защиты трудовых прав граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 17:24, контрольная работа

Описание работы

Современный этап в развитии трудового права характеризуется бурным развитием законодательства.
В силу комплекса объективных и субъективных причин государство проводит либеральную социальную политику, стараясь не вмешиваться в отношения работников и работодателей. Но без установления правопорядка в сфере трудовых отношений невозможно дальнейшее развитие экономики страны, повышение благосостояния населения.

Содержание

Глава 1. Защита трудовых прав работника………………………… 3
Глава 2. Самозащита работниками трудовых прав……………….. 5
Глава 3. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами………………………………………………. 6
Глава 4. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства в области защиты трудовых прав………… 7
4.1. Федеральная инспекция труда…………………………………….. 7
4.2. Защита трудовых прав прокуратурой…………………………… 11
Глава 5. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров…………………………………………………………………………… 14
5.1. Защита трудовых прав комиссиями по трудовым спорам…… 14
5.2. Защита трудовых прав в суде…………………………………….. 15
Глава 6. Решение задачи………………………………………………. 17
Список литературы……………………………………………………. 20

Работа содержит 1 файл

итоговая.docx

— 39.99 Кб (Скачать)

 

Содержание:

Глава 1. Защита трудовых прав работника…………………………    3

Глава 2.  Самозащита работниками трудовых прав………………..    5

Глава 3. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами……………………………………………….    6

Глава 4. Государственный  надзор и контроль за соблюдением  трудового законодательства в области  защиты трудовых прав…………  7

4.1. Федеральная  инспекция труда……………………………………..  7

4.2. Защита трудовых  прав прокуратурой……………………………  11

Глава 5. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров…………………………………………………………………………… 14

5.1. Защита трудовых  прав комиссиями по трудовым  спорам……  14

5.2. Защита трудовых  прав в суде……………………………………..  15

Глава 6. Решение  задачи……………………………………………….   17

Список литературы…………………………………………………….   20

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Защита трудовых прав работника.

Современный этап в развитии трудового права характеризуется  бурным развитием законодательства.

В силу комплекса объективных  и субъективных причин государство  проводит либеральную социальную политику, стараясь не вмешиваться в отношения  работников и работодателей. Но без  установления правопорядка в сфере  трудовых отношений невозможно дальнейшее развитие экономики страны, повышение  благосостояния населения. Поэтому  важнейшей задачей государства  является доведение правовых стандартов регулирования трудовых отношений  в России до уровня "социального  государства", провозглашенного Конституцией Российской Федерации и характерного для благополучных в социальном отношении европейских государств. При этом государство должно обеспечить работникам правовую и фактическую  возможность эффективной борьбы за свои права и экономические  интересы, действуя при этом в рамках законности, создать адекватные правовые формы (процедуры и институты) и  гарантии их эффективного использования.

Повседневный опыт россиян  показывают, что широко распространены грубые нарушения трудового права (вплоть до оформления трудовых отношений "гражданско-правовыми" договорами, осознанного полного отказа сторон трудового договора от минимальных  гарантий, предоставленных законом, использование рабочей силы на гране  недопустимого принудительного  труда и зависимого состояния). Работники, в свою очередь, во многих случаях  не используют существующих правовых форм борьбы за свои права и интересы, обоснованно опасаясь преследований  со стороны работодателей.

Ни для кого не является секретом, что нормы трудового  права не обеспечивают защиту прав работников в той степени, которая  необходима. Степень зависимости  работников от представителей работодателя столь велика, что приводит к их отказу от защиты своих прав, гарантированных трудовым законодательством. Поэтому на практике применяются правила, которые устанавливает для работников работодатель. Данные правила зачастую далеки от требований норм трудового законодательства. Нельзя не заметить и отсутствие действенных механизмов, обеспечивающих правомерное поведение работодателей и защиту трудовых прав работников.

Очевидно, что использование  работником любых способов и форм защиты трудовых прав приводит к возникновению  конфликта с работодателем, который  грозит работнику потерей рабочего места. Поэтому способы и формы  защиты трудовых прав могут быть использованы только очень смелыми работниками, способными защитить свои экономические  и социальные интересы. К сожалению, таких работников мало!

Исходя из содержания статьи 352. Трудового кодекса РФ, защита трудовых прав и свобод может быть определена как совокупность способов, перечисленных в этой норме, использование которых полномочными субъектами происходит с применением процессуальных правил. Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:

-    самозащита работниками трудовых прав;

- защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

-  государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

-   судебная защита.

Первый из этих способов предполагает защиту трудовых прав, осуществляемую государством, второй - обществом в  лице профессиональных союзов, третий - самим работником.

Глава 2. Самозащита работниками трудовых прав.

Статья 379 ТК РФ называет формы  самозащиты:

отказ работника от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором;

отказ работника от выполнения работы, которая непосредственно  угрожает его жизни и здоровью.

В статье 142 ТК РФ содержится регламентация такой формы самозащиты трудовых прав, как приостановление  работы при невыполнении работодателем  обязательств по оплате труда (в случае задержки выплаты заработной платы  на срок более 15 дней). Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 17 марта 2004 г. сделал вывод, что работнику  присутствовать на своем рабочем  месте в течение приостановки работы не надо, т.к. ст. 142 не обязывает  его к этому. Более того, в силу ч. 3 ст. 4 нарушение сроков выплаты  заработной платы - это принудительный труд, который запрещен, так что  работник вправе не выходить на работу до выплаты ему задержанной суммы.

Следовало бы отнести к  самозащите и такую форму, как  обращение работников в юрисдикционные органы за разрешением индивидуальных или коллективных трудовых споров. В Трудовом кодексе установлен конкретный механизм рассмотрения трудовых споров, который может быть использован  как своеобразная инструкция к действию. Подробно прописана вся цепочка: от обращения к работодателю, в  государственные органы, инстанции  по рассмотрению трудовых споров, от организации  предварительных переговоров с  работодателем до реализации права  работников на забастовку.

 

 

Глава 3. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами.

Деятельность профсоюзов регулируется  ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 №10, а так же Главой 58 ТК РФ.

Профсоюз - добровольное общественное объединение людей, связанных общими интересами по роду их деятельности, на производстве, в сфере обслуживания, культуре и т. д. Объединения создаются с целью представительства и защиты прав работников в трудовых отношениях, а также социально-экономических интересов членов организации, с возможностью более широкого представительства наемных работников.

Профессиональные союзы имеют  право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Глава 4. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства в области защиты трудовых прав.

4.1. Федеральная инспекция труда.

 Федеральная инспекция  труда — единая централизованная  система, состоящая из федерального  органа исполнительной власти, уполномоченного  на проведение государственного  надзора и контроля за соблюдением  трудового законодательства и  иных нормативных правовых актов,  содержащих нормы трудового права,  и его территориальных органов  (государственных инспекций труда).

Государственный надзор и  контроль должен занимать ведущее место  при защите трудовых прав работников.

Деятельность органов  надзора и контроля направлена на обеспечение соблюдения трудового  законодательства, поддержание законности в сфере трудовых отношений. Надзор и контроль занимает относительно самостоятельное  место в системе управления трудом, он является функцией органов исполнительной власти.

Государственный надзор и  контроль существует в обществе как  некий механизм, который должен работать с целью обеспечения государственного регулирования трудовых отношений. Успешное выполнение данной функции, как  это признавалось в конце XIX века, невозможно без осуществления контроля государственных органов за соблюдением  трудовых прав работников.

Большинство авторов высказывают  мнение о том, что понятие "надзор" следует применять, когда речь идет о деятельности органов, наделенных государственно-властными полномочиями, а понятие "контроль" - применительно  к деятельности общественных организаций.

Следует согласиться с  мнением о том, что в иерархии задач трудового права одно из первых мест занимает формирование понятийного  аппарата Головина С.Ю. Понятийный аппарат  трудового права. Екатеринбург: Издательство УРГ, 2005. С. 34., в том числе касающегося  определения надзора и контроля за соблюдением норм трудового права.

Слова "надзор" и "контроль" имеют одинаковое значение - это  наблюдение или постоянное наблюдение с целью проверки за кем-нибудь или  чем-нибудь, за соблюдением каких-нибудь правил.

Важнейшими задачами осуществления  государственного надзора и контроля являются: оперативное регулирование  на различные отклонения в сфере  социально-трудовых отношений, в первую очередь, на нарушения законодательства, устранение, сбор, систематизация информации, планирование деятельности по контролю, возможность предотвращения социальных конфликтов. Защита трудовых прав может  иметь место в том случае, если деятельность по надзору и контролю приводит к устранению нарушений  прав и законных интересов работников. В связи с этим надзор и контроль должен обеспечивать реальное восстановление трудовых прав и законных интересов  работников.

Можно согласиться с мнением  о том, что контрольная деятельность государства выражается в форме  инспектирования, проверки соответствующей  деятельности должностных лиц на предмет ее соответствия законам, актам  вышестоящих органов путем проверки выполнения должностных обязанностей, соблюдения установленных стандартов Чиркин В.Е. Государственное управление. М.: Гардарики, 2003. С. 80..

Деятельность по осуществлению  государственного надзора и контроля не исчерпывается только выявлением нарушений и их устранением. Так, в соответствии со статьей 356 Трудового  кодекса РФ к числу основных полномочий органов федеральной инспекции  труда, наряду с выдачей предписаний об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и привлечении к ответственности виновных лиц, относятся информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства, информирование в установленном порядке органов государственной власти, анализ обстоятельств и причин выявленных нарушений, подготовка предложений по совершенствованию трудового законодательства.

Особенностью государственного надзора и контроля является то, что он выступает в качестве способа  защиты трудовых прав, реализуемого в  определенных формах, и, следовательно, имеет властный, государственно-обязывающий  характер. Осуществление государственного надзора и контроля в сфере  трудовых отношений происходит на основании  Трудового кодекса РФ, Положения  о Федеральной службе по труду  и занятости, которые, в свою очередь, отражают положения ратифицированных Россией международных договоров  и конвенций, в первую очередь, Конвенции  МОТ № 81 (1947 г) об инспекции труда  в промышленности и торговле, а  также иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов  государственного надзора и контроля.

Деятельность этих органов  представляет собой одну из основных правовых форм государственной деятельности, а в отдельных ее компонентах  она выступает как правоохранительная деятельность, в том числе при  реализации органами государственного надзора и контроля полномочий по привлечению к административной ответственности. Однако отношения  по привлечению к административной ответственности не входят в предмет  трудового права. Государственный  контроль является одной из функций  правового регулирования, призванных обеспечить соблюдение прав и законных интересов работников.

В сфере трудовых отношений  сущность государственного надзора  и контроля проявляется в установлении соответствия решений работодателя нормам трудового законодательства, а случае их несоответствия - в принятии мер по приведению указанных решений в соответствие с законом. Так, например, реализация полномочий, возложенных на Федеральную инспекцию труда, в соответствии с Трудовым кодексом РФ (ст.356) должна способствовать предотвращению нарушению трудовых прав граждан, сокращению травматизма на производстве. Предупреждение и профилактика правонарушений в обществе могут реализовываться только в ходе деятельности по надзору и контролю.

Информация о работе Характеристика способов защиты трудовых прав граждан