Судебный пристав в исполнительном производстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Востребованность службы судебных приставов ни у кого не вызывает сомнений. Она зарекомендовала себя как достаточно действенная правоохранительная структура. На службу судебных приставов сейчас возложен ряд ответственных функций по розыску должников и их имущества, дознанию и административной практики.

Содержание

Введение.
1. История возникновения службы судебных приставов.
1.1. Принятие ФЗ о «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве».
2. Правовой статус судебного пристава.
3. Основные права и обязанности служебного пристава.
4. Ответственность судебного пристава.
5. Порядок прохождения судебным приставом государственной службы.
5.2. Ограничения, связанные с государственной службой
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Алексеев.docx

— 44.21 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

Судебный  пристав в исполнительном производстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012 г.

Содержание.

Введение.

1. История возникновения службы судебных приставов.

1.1. Принятие ФЗ о «О судебных приставах»  и «Об исполнительном производстве».

2. Правовой статус судебного пристава.

3.  Основные права и обязанности служебного пристава.

4. Ответственность судебного пристава.

5. Порядок прохождения судебным приставом государственной службы.

 5.2. Ограничения, связанные с государственной службой

 

Заключение.

 

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Востребованность  службы судебных приставов ни у кого не вызывает сомнений. Она зарекомендовала  себя как достаточно действенная  правоохранительная структура. На службу судебных приставов сейчас возложен ряд ответственных функций по  розыску должников и их имущества, дознанию и административной практики.  Необходимо отметить, что служба судебных приставов находится в стадии развития, деятельность ее совершенствуется. Предпринимаются меры к наиболее эффективному и полному исполнению судебных актов и актов других органов, обеспечению установленного порядка деятельности судов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История возникновения службы судебных приставов.

Должность судебных приставов была учреждена в России еще в древности. В период конца 15-17 вв. судебный пристав назывался  недельщиком, поскольку исполнял свои обязанности неделями («быть в неделях»). Недельщики состояли при дьяках, которые вносили их имена в особые книги при вступлении в должность. Обязанности недельщиков заключались в оповещении сторон о вызове и доставлении их в суд.

В 18 веке должность пристава была упразднена и исполнительные функции перешли  в ведение полиции. Однако возложение на полицию судебно-вспомогательных  функций не оправдало себя. Так, например, имелись случаи, когда из-за несвоевременного вызова в суд истцов, свидетелей и ответчиков (в соответствии с  существовавшим порядком) судебные разбирательства  затягивались на несколько десятков лет.

Судебная  реформа 1864 г., имевшая большое значение для развития судопроизводства в  России, в корне изменила механизм исполнения решения судов, ядром  которого стали судебные приставы. Судебными уставами были регламентированы вопросы, связанные с правовым статусом судебных приставов. В соответствии с принятыми законами судебные приставы состояли при мировых судьях, окружных судах, судебных палатах и кассационных департаментах Сената. Численность судебных приставов определялась индивидуально для каждого суда по штатам, утвержденным Министром юстиции Российской империи. Судебный пристав окружного суда имел чин VIII класса согласно «Табели о рангах» и титуловался «Ваше высокоблагородие». 1

Декретом  СНК от 24 ноября 1917 года «О суде»  все судебные учреждения, в т.ч. окружные суды были упразднены, а действие мировых судов – приостановлено. Декретом предусматривалось создание двух видов судов – народных судов и революционных трибуналов. Учреждались уездные съезды (Советы) местных судей, которые являлись кассационной инстанцией для местных народных судов.

Порядок в  местных судах и других судебных органах обеспечивался сначала  Красной гвардией, а затем местной  милицией, они же исполняли судебные приговоры. Решения по гражданским  делам и различного рода денежные взыскания возлагались на судебных исполнителей, о которых прямо говорится в Положении о народном суде РСФСР, принятом Декретом ВЦИК от 30 ноября 1918 года. В 20-е годы, в период новой экономической политики, служба судебного исполнения работала достаточно активно в связи с оживлением гражданского оборота.

Судебные  исполнители, в отличие от судебных приставов, стали государственными служащими: они состояли в штатах районных народных судов и по своему правовому статусу являлись представителями судебной власти. Затем порядок исполнения регламентировался в ГПК РСФСР 1964 года, ряде подзаконных актов, например инструкция Министерства юстиции СССР об исполнительном производстве от 15 ноября 1985 года. В тот период окончательно и сложилась действующая до середины 90-х годов система исполнительного производства СССР и России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Принятие ФЗ о «О судебных приставах»  и «Об исполнительном производстве».

Смена политического  режима в 90-х годах, развитие предпринимательской  деятельности, изменение форм владения, пользования и распоряжения сделали  систему исполнительного производства «советского образца» неэффективной.

Логическим  итогом разрешения сложившейся ситуации стало учреждение в России специальной  службы, действующей на принципиально  иных организационно-правовых началах  — Службы судебных приставов 

Законопроекты, реформирующие принудительное исполнение и решающие задачи обеспечения  установленного порядка деятельности судов, были разработаны Министерством  юстиции Российской Федерации совместно  с Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. На объединённом Пленуме этих высших судов 28.02. 1995 г. было принято постановление о внесении законопроектов в Государственную Думу РФ.12 мая 1995 г. законопроекты были внесены в Госдуму, в июле приняты в первом чтении и, после значительной доработки, 16.04. 1997 г. приняты во втором чтении, 4 июня 1997 г. – в третьем, одобрены Советом Федерации 03.07. 1997 г. и подписаны Президентом РФ 21.07. 1997 г.

Была создана самостоятельная  служба принудительного исполнения исполнительных документов, которая  получила название служба судебных приставов.

В соответствии с конституционным  принципом разделения властней принудительное исполнение судебных актов и актов  других органов является функцией не судебной, а исполнительной власти, и поэтому служба принудительного  исполнения  отделена от самих судов  и судопроизводства и была передана Министерству юстиции РФ – федеральному органу исполнительной власти.  Вместе с тем судопроизводство и исполнительное производство неразрывно связано общностью  выполняемой ими задачи – защиты нарушенных или оспариваемых прав и  законных интересов граждан и  организаций, в том числе в  сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности, которую  исполнительное производство выполняет  только одним способом – путем  принудительного исполнения судебных актов и актов других органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правовой статус судебного пристава.

Законодательство, определяющее статус судебного пристава-исполнителя, очень разнообразно как по видам  актов, так и по кругу регулируемых им вопросцев. Это обусловлено тем, что по собственному статусу судебный пристав-исполнитель является прежде всего государственным служащим.

Статус судебного пристава-исполнителя определен законодательно, и его отличие от других государственных служащих, представлено правовыми нормами, регулирующими вопросы исполнительного производства. Такие нормы содержатся не только в актах, специально раскрывающих эти вопросы, - в первую очередь в Федеральных законах "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах", но и в частности: ГПК2, Закон РСФСР "О судоустройстве", АПК3, КоАП4, Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и т.д.

Судебным приставом может  быть гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или  среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способный по своим деловым и  личным качествам, а также по состоянию  здоровья исполнять возложенные  на него обязанности.

 Судебный пристав является  должностным лицом, состоящим  на государственной службе. При  вступлении в должность судебный  пристав приносит присягу следующего  содержания: "Клянусь при осуществлении  своих полномочий соблюдать Конституцию  Российской Федерации и законы  Российской Федерации, честно  и добросовестно исполнять обязанности  судебного пристава".

В зависимости  от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов. Полномочия и требования, предусмотренные законом, в равной мере распространяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей (далее - судебные приставы).

 Судебные  приставы в соответствии с  характером осуществляемых ими  функций проходят профессиональную  подготовку. Судебные приставы по  обеспечению установленного порядка  деятельности судов после прохождения  необходимой специальной подготовки  имеют право на хранение и  ношение огнестрельного оружия  и специальных средств.

 Судебные  приставы при исполнении служебных  обязанностей носят форменную  одежду, имеют знаки различия  и эмблему, образцы которых  утверждаются Правительством Российской  Федерации.

 Судебным  приставам присваиваются классные  чины.

Судебным  приставам выдаются служебные удостоверения  единого образца, утверждаемого  министром юстиции Российской Федерации.

Судебные приставы подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с  законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

3.  Основные права и обязанности  служебного пристава.

Судебный  пристав, выступая как государственный  служащий, имеет следующие права5:

Право на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей. Право на ознакомление с соответствующими документами представляет собой гарантию, обеспечивающую надлежащее исполнение государственным служащим его служебных обязанностей, объективную оценку его работы и возможное продвижение по службе.

Должностные права и обязанности судебного  пристава определяют не только ФЗ, но также  акты, утверждаемые руководителями территориальных органов юстиции и главными судебными приставами, — правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, положения.

Право на получение в установленном  порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей. Указанное право имеет важнейшее значение для судебного пристава, поскольку предоставляет ему возможность доступа практически к любой информации — требовать представления различных документов (выписок из них либо копий), сведений, материалов, доступа к базам данных, хранящимся в памяти компьютеров.  Это требование может быть направлено в адрес любых лиц — государственных и местных органов, граждан, организаций любых организационно-правовых форм. При определенных условиях и в установленном порядке государственный служащий может требовать доступа к служебной и коммерческой тайне, а также к сведениям, составляющим государственную тайну.

Право на посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности. Данное право непосредственно связано с правом  на получение информации. Оно обеспечивает осуществление судебным приставом-исполнителем основных его служебных функций, особенно в случаях принудительного исполнения. Он может требовать пропуска в любое помещение (на территорию), если это необходимо для осуществления его должностных обязанностей, и охрана, в том числе вооруженная, не является препятствием для проникновения в помещение  или на территорию.

Право на принятие решений и участие  в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями. При обсуждении вопросов деятельности службы судебных приставов это право позволяет вносить предложения и высказывать критические замечания, участвовать в различных совещаниях и  комиссиях создаваемых для обсуждения служебных вопросов.

Право на участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы, независимо от того, какую должность он занимает в данное время.

Право на продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа работы и уровня квалификации.

При наличии  соответствующих условий государственный  служащий вправе ставить перед своими руководителями вопрос о присвоении ему квалификационного разряда (звания), об увеличении денежного содержания, о продвижении по службе.  Такими условиями являются, например, общая выслуга лет  длительность работы по специальности, получение профессионального образования или повышение квалификации, которая соответствует более высокой, чем занимаемая, должности.

Информация о работе Судебный пристав в исполнительном производстве