Управление развитием социальной сферы в центрах помощи семье и детям

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выявление недостатков управления в социальной сфере.
Задачи исследования:
определить сущность понятия «управление в социальной сфере»
выяснить особенности управления в социальной сфере
выявить нормативно-правовые основы управления в социальной сфере
выяснить виды проблем управления в социальной сфере
определить пути решения проблем управления в социальной сфере

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Основная часть……………………………………………………………….7
1.Теоретические основы управления в социальной сфере………………….7
1.1 Сущность понятия «управление в социальной сфере»………………….7
1.2 Особенности управления в социальной сфере ………………………….15
1.3 Нормативно-правовые основы управления в социальной сфере……….23
2. Проблемы управления в социальной сфере……………………………….30
2.1 Виды проблем управления в социальной сфере…………………………30
2.2 Пути решения проблем управления в социальной сфере……………….35
Заключение………………………………………………………………...…..38
Список использованных источников…………………………….………...40

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ Голенищевой Екатерины.doc

— 1.23 Мб (Скачать)

В области пенсионного обеспечения:

разрабатывает предложения по формированию государственной политики в сфере пенсионного обеспечения и совершенствованию федерального пенсионного законодательства;

осуществляет совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации методическое обеспечение работы по назначению, перерасчету, выплате и доставке государственных пенсий;

организует совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации контроль за назначением и выплатой государственных пенсий, целевым расходованием средств на пенсионное обеспечение и др.;

участвует в разработке предложений по совершенствованию законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним лиц;

организует совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации выплату пенсий гражданам, находящимся за пределами Российской Федерации, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, международными договорами (соглашениями) Российской Федерации;

разрабатывает предложения по совершенствованию пенсионного обеспечения в связи с особыми условиями труда, осуществляет контроль за правильностью применения списков работ (профессий и должностей), с учетом выполнения которых пенсия устанавливается при пониженном пенсионном возрасте; содействует развитию негосударственных систем пенсионного обеспечения.

В управлении в области труда и социального развития значительную роль играла Федеральная миграционная служба России (ФМС России).

ФМС России, ее территориальные органы, подведомственные ей организации (центры размещения вынужденных переселенцев) и органы миграционной службы субъектов Федерации образовывали государственную систему управления миграционными процессами в стране. В настоящее время ФМС упразднена, а ее функции переданы МВД РФ.1
2 Проблемы управления в социальной сфере

2.1 Виды проблем управления в социальной сфере

Основополагающим понятием данной работы является социальная сфера — сфера производства человека. Тесно связаны с понятием социальной сферы следующие общественнозначимые категории: здравоохранение, образование, занятость, экология, культура и многие другие. Совокупность этих категорий определяет здоровье общества, его экономическое положение, здоровье среды, в которой оно обитает, возможности для развития и воспроизводства самого общества. Социальная сфера является самоорганизующейся системой, что в свою очередь является дополнительным фактором для осторожного с ней обращения.

Вторым понятием, необходимым для данной работы является инновационная функция социальной сферы, но для его понимания необходимо предварительно определиться с тем, что такое инновационная функция вообще. Итак инновационная функция — это поддержка инновационного процесса, то есть обеспечение его непрерывности, успешного взаимодействия всех участников инновационного процесса и преемственности всех его стадий на пути к внедрению инноваций и получению положительного результата от их внедрения, а так же обнаружение новшеств, выбор наиболее эффективных и запуск нового инновационного процесса.

Инновационная функция социальной сферы заключается в обеспечении соответствия реформационных процессов нуждам общества и каждого его члена в отдельности, а так же во внедрении социальных инноваций, что обеспечит успешное продвижение реформ и их позитивную результативность.

Инновационная функция социальной сферы это комплексная функция. Её комплексность объясняется проникновением этой функции во все области социально-экономической деятельности общества, сложностью субъекта реализации, а так же тем, что реализация её требует выполнения других функций. Для России характерно более широкое распространение данной функции, что обусловлено коренными переменами происходящими в нашей стране.

Реализация инновационной функции социальной сферы обеспечивается следующими субъектами:

1.   государством

2.   общественными и коммерческими организациями

3.   гражданами

В государственных структурах инновационная функция распределяется между федеральным, региональным и  муниципальным уровнями. Основным механизмом реализации государственной инновационной функции социальной сферы является государственная социальная политика.

Понятие социальная политика (государственная социальная политика) также занимает важное место в данной работе, так как представляет собой наиболее мощный инструмент самого крупного субъекта реализации инновационной функции социальной сферы. И если социальная сфера определяется как производство человека, то социальную политику можно определить как процесс государственного регулирования производства человека. Социальная политика влияет на все сферы жизнедеятельности общества и во многом способна определить действия менее влиятельных субъектов реализации инновационной функции социальной сферы.

Фактически социальная политика является набором нормативно подтверждённых мер по регулированию социальных процессов. Но помимо нормативного подтверждения, реализация этих мер часто требует значительных экономических и организационных расходов, которые государство в последнее время стремится перенести на плечи частных лиц или организаций.

На уровне организаций инновационная функция социальной сферы реализуется через социальную поддержку своих членов и по возможности заботу о других членах общества, которая может проявляться в различных формах. Таких как: прямые денежные выплаты; помощь натуральными продуктами; развитие восстановительной базы; участие в мероприятиях по охране окружающей среды; разработка и продвижение социальных инноваций.

Граждане должны, в первую очередь, сами активно себе помогать в решении социальных проблем. Помимо этого, граждане могут распространять позитивный опыт решения социальных проблем, активно влиять на деятельность органов власти и социально ориентированных организаций. Развитие гражданской активности в социальной сфере это одна из задач стоящих перед субъектами реализации инновационной функции социальной сферы. Гражданская активность в социальной сфере играет двоякую роль. С одной стороны это непосредственный механизм реализации инновационной функции. С другой стороны гражданская активность является индикатором восприятия социальных процессов населением и исходным источником информации для дальнейших преобразований.

Субъекты и механизмы реализации инновационной функции социальной сферы это ещё только начало. Для того чтобы воплотиться в конкретный результат она должна обеспечиваться следующими ресурсами:

информационными — это один из важнейших ресурсов в современном обществе. Обеспеченность этим ресурсом включает  себя равное распределение информации между субъектами процесса, доступность сути информации для субъектов всех уровней, релевантность информации, надёжность каналов трансляции информации, возможность своевременного обновления информации. Недостаток информационного ресурса приводит к неадекватной реакции субъектов инновационного процесса на нововведение, прерывистости инновационного процесса, искажение результата инновации.

организационными — эти ресурсы определяют чёткость распределения функций, полномочий и обязанностей между субъектами инновационного процесса, преемственность различных его стадий и уровней. Недостаток данного ресурса негативно влияет на эффективность выполнения различных стадий инновационного процесса и как следствие нарушение всего процесса.

человеческими — этот ресурс определяет качество выполнения отдельных операций. Обеспеченность человеческим ресурсом определяется квалификацией субъектов и исполнителей инновационного процесса, их количественной достаточностью. Спецификой социальной сферы является часто очень большое количество субъектов-потребителей вводимого блага и крайний недостаток субъектов-новаторов и субъектов-исполнителей.

финансовыми — эти ресурсы во многом влияют на обеспеченность инновационного процесса другими ресурсами. В социальной сфере остро стоит проблема эффективного распределения и использования финансов из-за непрозрачности финансовых потоков и бесприбыльности отечественной социальной сферы.

инновационный потенциал — сам по себе ресурс не может быть определён, он выявляется в соотношении с другим ресурсами. Определяет возможности для дальнейшего развития в данном направлении, степень противодействия инновации, адаптивные возможности инновации. В современной российской действительности весьма высок.

Общей характеристикой обеспеченности инновационной функции социальной сферы в России является недостаток всех видов ресурсов и неэффективное их использование. Так как социальная сфера в нашей стране в основе своей является датируемой из бюджетных средств, и играет роль балласта для экономического развития.

Другим мощным механизмом реализации социальной сферы являются социальные инновации. Они могут быть вещественными, организационными и культурными. Социальные инновации направлены на решение каких-либо социальных проблем и непосредственно влияют на общество. Инновации распределяются по уровню воздействия: государственного, регионального, местного и локального уровня. При этом организационные и культурные инновации могут осуществляться на всех уровнях в равной степени, а технические в основном на локальном и местном уровнях. Необходимо отметить важную роль преемственности различных уровней реализации инновационной функции. Деление инноваций определяет разные уровни инновационного конфликта, с которыми придётся столкнуться при использовании данного механизма реализации инновационной функции.

Именно инновационные конфликты различного вида являются зачастую препятствием на пути продвижения реформ. Типология конфликтов до конца не разработана, так как оснований их деления может быть найдено множество. Для данной работы наиболее важной типологией является типология по уровню конфликта и по причине. Причины инновационного конфликта так же выделяются различные. Но большинство исследователей склоняются к преимущественно психологическим основаниям инновационного конфликта.


2.2 Пути решения проблем управления в социальной сфере

Для определения путей совершенствования необходимо проанализированы несколько наработок по развитию социальной сферы и выделены некоторые обобщения. А так же представлены типовые проекты предлагаемые к использованию.

Итак обобщения. Основной чертой большинства проектов является акцент на развитие прежде всего экономической части жизни общества. И это представляется верным, учитывая влияние экономики на все сферы жизни. Но при этом нельзя забывать о том, что экономика должна быть социально ориентированной. Так же важно учитывать некоторый структурный перекос экономики России, нерыночный сектор, по мнению Ясина, составляет около 40% всей экономической системы. Его реструктуризация может привести к 25% повышения незанятости, то есть к новой волне социальной напряжённости. Следовательно изменения необходимо проводить с одновременными преобразованиями системы органов власти для повышения прозрачности их работы и заинтересованности власть предержащих в продвижении реформ. Дело в том, что со становлением открытой власти появляются реальные возможности для бизнеса выйти из тени этой самой власти. [9]

Наряду с отечественными субъектами реализацией инновационной функции социальной сферы занимаются также и зарубежные партнёры России. Так международная программа Тасис предлагает очередной проект в социальной сфере "Социальные последствия экономических преобразований и приватизации в РФ". При этом Министерство экономики РФ, по заказу которого этот проект работает, делает ставку именно на него.

Реальная помощь, которую получит общество от данного проекта заключается в следующем.

Поскольку целевой группой этого проекта является руководство муниципального уровня, то необходимо вооружить руководителей муниципалитетов, городов, районов конкретными рекомендациями и даже последовательностью действий, проектами нормативных актов, которые они могли бы применить на своем уровне для решения социальных проблем. Так как нельзя решить эти проблемы в отрыве от федеральной политики, то проект содержит рекомендации в адрес федеральных и региональных властей финансового, законодательного, административного характера, а также в плане подготовки кадров. Этот проект даёт управленцам (он направлен как раз на управленцев) альтернативы, которыми они могут воспользоваться. И эти альтернативы должны быть оценены с точки зрения их эффективности и возможных издержек для того, чтобы человек, работая в Рыбинске или в одном из районов города Тулы, мог реально воспользоваться выбором способов поведения для решения различных социальных проблем. Причем, опираясь не на зарубежный опыт, а на адаптированный к российской действительности. Не случайно для проекта взяты города как базовые по конкретным проблемам, которые уже имеют опыт в этой связи. Есть возможность рекомендовать уже российский опыт, который происходит в российской действительности и сопряжен с нашей законодательной базой. Вот одна из целей данного проекта.

Положительные черты проекта:

Техническое задание было согласовано с министерством экономики РФ, которое является главным бенефициаром проекта, исходя из приоритетов и задач, стоящих сегодня перед государством в социальной сфере. Соответственно были пересмотрены и изменены некоторые мероприятия, первоначально запланированные в проекте. В планы вносятся и будут постоянно вноситься необходимые коррективы. Такая гибкость позволяет учитывать быстро меняющуюся обстановку в России и активно участвовать в процессе реформ. С Министерством экономики проводятся регулярные совещания, в которых работа экспертов проекта и их рекомендации сверяются с действительными потребностями. Рабочие отношения налажены и с другими федеральными ведомствами: Министерством финансов, Министерством труда и социального развития, Государственным комитетом РФ по жилищной и строительной политике. Представители федеральных ведомств постоянно присутствуют на семинарах и круглых столах, проводимых в рамках проекта. Это имеет важное значение, так как таким образом осуществляется обратная связь, позволяющая принимать необходимые меры как по тем рекомендациям, которые уже подготовлены экспертами, так и по тем, которые будут готовиться в будущем.

Совместная работа российских и зарубежных экспертов на паритетной основе и апробирование опыта на примере конкретных регионов способствует тому, что здесь представляется не голый, совершенно не адаптированный западный опыт социальной политики. А происходит его постоянное сопряжение с российской действительностью, что становится как бы особенностью проекта.

Для проекта создан режим благоприятствования со стороны федеральных ведомств, то есть эксперты имеют доступ к нормативной базе по тем разработкам, которые готовятся в рамках этих ведомств. И проект постоянно профилируется таким образом, чтобы он был сопряжен с теми проблемами, которые сейчас реально решают Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство труда, чтобы он работал на злобу дня.

 

 

Заключение

В соответствие с проведенным исследованием можно сделать следующие выводы:

1. Управление в социальной сфере – это целенаправленное воздействие на общество с целью изменения его поведения.

2. Особенностями управления в социальной сфере являются:

характер тех процессов, в которых осуществляется управление. Эти процессы отличает их значимость не только для отдельной личности, но в первую очередь для общества в целом;

особый характер форм собственности организаций, ведущих деятельность в этой области;

Информация о работе Управление развитием социальной сферы в центрах помощи семье и детям