Брачное объявление Как тип рекламного дискурса

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является дать многоаспектную характеристику современных брачных объявлений в жанровом, прагматическом, семантическом и структурно-синтаксическом отношениях. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
определить понятие дискурса,
назвать дифференцирующие признаки рекламного дискурса,
раскрыть понятия функционального стиля, его типов, жанров,
определить место брачного объявления в системе рекламного дискурса,
описать его основные текстовые параметры и связанные с ними экстралингвистические моменты.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛЕВЫХ РАЗНОВИДНОСТЕЙ РЕЧИ 5
1.1 ПОНЯТИЕ ДИСКУРСА 5
1.2 ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ РЕКЛАМНОГО ДИСКУРСА 12
1.3 ПОНЯТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СТИЛЯ И ЕГО ТИПЫ 15
1.4 ПОНЯТИЯ СТИЛЯ И ЖАНРА В РЕКЛАМНОМ ДИСКУРСЕ 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 26
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРАЧНОГО ОБЪЯВЛЕНИЯ 28
2.1 ЯЗЫКОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ БРАЧНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЙ 28
2.2 СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОЯЗЫЧНЫХ БРАЧНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЙ 30
2.3 СПЕЦИФИКА ЛЕКСИЧЕСКОГО НАПОЛНЕНИЯ БРАЧНОГО ОБЪЯВЛЕНИЯ 33
2.2 СТИЛИСТИКА БРАЧНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЙ 38
2.3 СЕМАНТИКА И ПРАГМАТИКА БРАЧНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЙ 44
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ТАБЛИЦ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55

Работа содержит 1 файл

Осипова_курсовая_final_seen.doc

— 380.00 Кб (Скачать)

- Чуть полноватая, бальзаковского возраста ищет  спутника жизни.

- Пожилой,  но молодой в душе мужчина

Общая прагматическая установка брачного объявления – заинтересовать и получить ответ от адресата – определяет и оправдывает широкий набор языковых средств, разностилевых элементов, использование стилистических приемов и языковой игры. Специфика брачного объявления с точки зрения стилистики обусловлена многообразием как типовых, так и индивидуальных особенностей речи авторов текстов.

 

2.3 Семантика и прагматика  брачных объявлений

 

Коммуникативная структура  брачного объявления предполагает наличие  двух субъектов – абонента и реципиента, а также двух объектов сообщения на том основании, что объявление содержит автопортрет и портрет идеального партнера.

Учитывая тот факт, что абонент в сообщении говорит  о самом себе, мы можем констатировать, что субъект познания превращается в его объект. В данном случае особую значимость приобретает философский аспект проблемы «Я и Другой». Именно существование Другого способствует превращению субъекта познания в его объект: человек способен вынести суждение о себе самом как об объекте.

Что касается прагматических требований, то они в первую очередь связаны с установкой на прямую саморекламу субъекта брачного объявления, а также с установкой на поиск человека, обладающего набором желательных для адресата качеств. Данные прагматические установки создают ситуацию, когда имеет место как самооценка субъекта, так и оценка потенциального супруга/супруги. Субъект и объект текста брачного объявления репрезентируют определенные роли, выполняемые адресантом и адресатом текста в гендерноориентированной коммуникации, т.е. коммуникации между мужчиной и женщиной.

Субъект брачного объявления предстает в двух плоскостях: с одной стороны, в плоскости реальной модальности, поскольку он/она описывает субъективно существующие, соответствующие действительности параметры, с другой стороны – в плоскости субъективно-оценочной модальности, так как личностные качества оцениваются с субъективных позиций.

Объект брачного объявления – это обобщенные представления о мужчине или женщине, состоящие из исключительно положительно-оценочных признаков. Объект брачного объявления полностью находится в плоскости субъективно-оценочной модальности и является «желательным» или «идеальным» образом, обобщающим возможные параметры воображаемого адресата.

Представляет несомненный  интерес проследить, насколько приписываемые себе субъектом качества востребованы у объекта (потенциального брачного партнера). Подобный анализ возможно осуществить на основе текстов оригинальных брачных объявлений, взятых из материалов сайтов брачных знакомств в системе Интернет. Из текстов брачного объявления выделены качества субъекта и объекта на уровне характеристик внешности, характера, темперамента и т.д.

Полученный фактический  материал разделен на две группы примеров:

1. качества, заявленные  субъектом мужчиной о себе в сравнении с качествами, ожидаемыми от субъекта женщиной;

2. качества, заявленные в саморепрезентации женщин, в сравнении с характеристиками, востребованными мужчинами.

Поскольку ассортимент  заявляемых в брачного объявления характеристик обширен и разнообразен, следует разделить их для удобства систематизации на следующие: 1) свойства интеллекта; 2) особенности внешности; 3) качества характера; 4) коммуникативные особенности; 5) отношение к окружающим; 6) эмотивные особенности (темперамент); 7) социальные потребности. Подобная классификация достаточно условна, и возможно, не исчерпывает всех параметров личности, однако представляет наиболее востребованные характеристики в брачного объявления. Для наглядности фактический материал представлен в таблицах. Первую группу качеств иллюстрирует табл. 2.2:

 

Таблица 2.2 – Характеристики мужчин, заявляемые в брачных объявлениях

 

Качества

Саморепрезентация мужчин

Качества мужчин, востребованные женщинами

1

2

3

Интеллектуальные 

Ум – 23%

Ум – 17%

Внешние

Хорошая физическая форма/атлетическое телосложение – 22,4%

Привлекательность – 16,3%

Атлетическое телосложение – 16%

Привлекательность – 11,5%

Коммуникативные

Общительность/легкий характер – 33,2%

Остроумие/чувство юмора – 36,3%

Отношение к окружающим людям

Внимательность – 27,4%

Честность  - 25, 7%

Верность – 19,5%

Доброта – 15,5%

Непредвзятость – 14,2%

Надежность – 13,4%

Честность – 37,7%

Заботливость – 22,8%

Нежность – 21,5%

Понимание – 13,6%

Доброта – 13,5%

Надежность – 8,3%

Эмотивные

Романтичность – 21,6%

Серьёзность – 6%

Социальные

Желание создания семьи – 21%

Желание создания семьи – 15%


 

Из таблицы видно, что  интеллектуальные качества и особенности  внешнего облика самопрезентации мужчин и качества, пользующиеся популярностью  у женщин, совпадают.

Что касается коммуникативных качеств, то мужчины чаще упоминают о своей общительности, женщины же ставят это качество на второе место:

Общительный, коммуникабельный мужчина не позволит соскучиться одинокой и порядочной женщине

Ищу спутницу жизни, сам уже немолодой, но очень общительный, душа любой компании, занимаюсь спортом и люблю охоту

Чувство юмора также  оценивается неоднозначно: 27,6% мужчин называют себя остроумными, среди женщин это качество пользуется большей популярностью (36,3%).

Смешной и  толстый остряк ищет свою тоненькую одинокую нимфу. Сергей.

Ищу остроумного  джентльмена для совместных обсуждений вопросов современности.

Эмотивные качества, заявляемые мужчинами и востребованные у  женщин, не обязательно совпадают. Мужчины могут приписывать себе романтичность, в то время как женщины выражают предпочтения серьезных мужчин:

Кристоф романтичный, спокойный, порядочный, серьезный, уравновешенный, выдержанный и приятный в общении  человек, настоящий мужчина. Познакомится с красивой девушкой из бывшего СССР 20-30 лет, не имеющей детей. Цель знакомства – создание семьи.

Следующая таблица 2.3 иллюстрирует, какие качества сообщают о себе женщины и какие качества хотели бы найти у женщин мужчины.

 

 

Таблица 2.3 – Характеристики женщин, заявляемые в брачных объявлениях

 

Качества

Самопрезентация женщин

Качества женщин, востребованные мужчинами

1

2

3

Интеллектуальные

Ум – 28,5%

Ум – 31,4%

Внешние

Хорошая спортивная форма – 20%

Внешняя привлекательность – 17,3%

Внешняя привлекательность – 36,5%

Хорошая спортивная форма – 18,6%

Коммуникативные

Общительность – 47,6%

Чувство юмора, остроумие – 24,8%

Чувство юмора, остроумие– 29,8%

Общительность – 15,5%

Отношение к окружающим людям

Честность, искренность – 42,7%

Заботливость – 36,5%

Надежность – 15,5%

Верность – 13,4

Богобоязненность – 9%

Честность, искренность – 31,7%

Нежность – 30,9%

Заботливость – 18%

Добродушие – 14,6%

Надежность – 5%

Эмотивные

Страсть, пылкость – 28,4%

Активность – 22,3%

Романтичность – 15%

Страсть, пылкость – 20,3

«Настоящая женщина» - 17%

Социальные

Желание создания семьи - _23,6%

Желание создания семьи – 25,8%


 

В соответствии с данными, приведенными в табл. 2.3, высокий интеллект востребован среди мужчин и часто упоминается в текстах женских брачных объявлениях.

Различия в остальных  качествах, приписываемых себе женщинами, и востребованных среди мужчин, достаточно существенны. Обнаружены следующие несовпадения во внешних качествах: внешняя привлекательность женщин, пользующаяся наибольшей популярностью среди мужчин (36,5%), стоит лишь на втором месте по частоте употребления женщинами (17,3%):

Ищу интеллигентную, красивую девушку с хорошими внешними данными, с которой будет интересно проводить время.

Хочу познакомится с какой-нибудь свободной представительницей красивой половины человечества города Волгограда!

Возможно предположить, что причиной такого положения дел является либо абсолютная уверенность адресатов-женщин в своих внешних данных, либо их излишняя скромность.

Особо следует упомянуть  коммуникативные качества. Так, если женщины, прежде всего, отмечают у себя общительность, а на второе место ставят чувство юмора, то мужчины располагают эти же параметры наоборот.

Очень коммуникабельная, общительная дама желает скрасить свое несправедливое одиночество

Я – юморной, веселый, смешной мужик. Где ты, моя  принцесса?

Из всего вышесказанного можно сделать и еще один вывод. Наличие несоответствия при сопоставлении качеств самопрезентации мужчин и женщин и качеств потенциального брачного партнера приводит к определенным трудностям при выборе будущего мужа и жены, а также к неудачам в коммуникации [55].

 

Выводы по главе 2

 

В процессе анализа языкового  наполнения брачного объявления, удалось  выяснить, что брачное объявление характеризуется особым синтаксисом: в нем преобладают простые конструкции над сложными, вместо сложных конструкций используются лексико-стилистических средства, встречаются все типы предложений – повествовательные, вопросительные и восклицательные. Типично создатели брачных объявлений используя простые по конструкции предложения, стараются обогатить их лексически.

Специфика лексического наполнения брачного объявления характеризуется наличием следующих групп глаголов, которые выполняют определенные коммуникативные функции: информативные глаголы, декларативные, промиссивные, апеллятивные, сензитивные. Оценочная лексика в брачных объявлениях репрезентирована, в основном, качественными прилагательными, именующими свойства и качества коммуникантов.

Разговорная лексика  представлена в текстах брачного объявления просторечной, жаргонной  и арготированной лексикой. Характерной  чертой лексического уровня брачных объявлений является употребление разнообразных аббревиаций, приводящих к свойственной текстам рекламы и объявлений компрессии информации.

Обязательная принадлежность брачных объявлений — количественные, в том числе цифровые, параметры. Все перечисленные признаки отличаю жанр брачного объявления от других речевых жанров.

Общая прагматическая установка  брачного объявления – заинтересовать и получить ответ от адресата. Она определяет и оправдывает широкий набор языковых средств, разностилевых элементов, использование стилистических приемов и языковой игры. Специфика брачного объявления с точки зрения стилистики обусловлена многообразием как типовых, так и индивидуальных особенностей речи авторов текстов.

В качестве стилистического стандарта выступают тексты, отличающиеся безэмоциональным характером изложения, их следует рассматривать как «нулевой уровень». Стремление авторов отойти от стандарта обусловливает наличие экспрессивно-окрашенных вариантов брачного объявления. Эмоциональность и экспрессивность как стилевая черта рекламных текстов, включая брачные объявления, проявляются в отборе лексических средств, как правило, положительно оценочных.

Необходимо отметить широкий спектр стилистических фигур, применяемых авторами объявлений не только для самопредставления, но и для характеристики адресата.

Что касается прагматической организации, то она в первую очередь связана с установкой на прямую саморекламу субъекта брачного объявления, а также с установкой на поиск человека, обладающего набором желательных для адресата качеств. Данные прагматические установки создают ситуацию, когда имеет место как самооценка субъекта, так и оценка объекта – потенциального супруга.

 Наличие несоответствий при сопоставлении качеств самопрезентации мужчин и женщин с качествами потенциального брачного партнера приводит к определенным трудностям при выборе будущего мужа или жены, но также может привести к неудачам в коммуникации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Брачное объявление –  достаточно прочно укоренившийся в современной жизни жанр рекламного текста. Его эффективность очень часто зависит от того, насколько удачно в нем подобраны и сочетаются различные лингвистические средства, как организован сам текст. Поскольку брачное объявление имеет свою специфическую целевую аудиторию, ведущей функцией этого жанра рекламного текста является функция воздействия, реализующаяся в стратегиях привлечения внимания к ряду востребованных мужских и женских характеристик.

Анализ брачного объявления, как оно представлено на русскоязычных сайтах, в жанровом, лексико-синтаксическом, прагматическом и семантическом аспектах объекта данного исследования выявил , прежде всего, гендерную специфичность вариантов языкового оформления. Нужно отметить, что из-за различных тактик самопрезентации у мужчин и женщин могут возникнуть коммуникативные трудности.

Информация о работе Брачное объявление Как тип рекламного дискурса