Эволюция политического консультирования (на примере РФ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Политическое консультирование является объектом исследования следующих политологов: Д.Далио, С.Медвика, Д.Ниммо, Л.Сабато, Дж.Ханна. Монографические работы зарубежных авторов (напр., С.Медвик, Д.Ниммо, Л.Сабато) базировались на синтезе данных, полученных в ходе социологических исследований, к которым можно отнести интервью, кейс-стади (анализ ситуации), анкетирование и др.

Содержание

Введение ................................................................................................................3
Глава 1. Основные характеристики политического
консультирования………………………………………………………………..8
1.1. Политический консалтинг: определение, цели, функции ........................ .8
Глава 2. Эволюция политического консультирования в РФ…………………14
2.1. Становление российского политического консультирования ................. 14
2.2. Структура российского рынка политического консультирования............20
Заключение ......................................................................................................... ..36
Список использованной литературы ..................................................................38

Работа содержит 1 файл

Готовый_Зарытова.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

    Именно  эта команда построила концепцию  предвыборной борьбы Б.Ельцина на резком противопоставлении демократов коммунистам.

    Как заявляют исследователи, можно провести некоторые параллели политической кампании Б.Ельцина и кампаний, уже вошедших в историю американских президентских выборов.

    Так, принцип построения кампании, согласно американским технологиям, прослеживался  в следующем: Б.Ельцин посещал крупные города, края, национальные республики Российской Федерации, часто пересекаясь с маршрутом концертной программы «Голосуй - или проиграешь!» и, участвуя в выступлениях звезд эстрады. Также отметим, что президент начал и закончил предвыборное турне на родине, в окружении родственников. Такой технологический прием, характеризующий политика как верного мужа и хорошего семьянина был выигрышным в политической гонке. Ранее в российской политике афишировать семейные, родственные связи было не принято. К тому же, все действия Президента подробным образом освещали СМИ, особенно три национальных телеканала – OPT, PTP и НТВ. Кроме того, перед выборами выпуски телевизионных новостей сообщали о конструктивных моментах, связанных с окончанием войны в Чеченской республике. Таким образом, политические конфликты, произошедшие во время правления Президента и «поданные» гражданам несколько с другого ракурса, с помощью ТВ были частично сглажены. 

    Начало  стагнации рынка политконсалтинга в России можно отнести к периоду 2000-2003 гг. Данный этап характеризуется усилением административного фактора на выборах. Как комментирует И.Минтусов, с 2004 г. наблюдается стагнация рынка избирательных технологий. В конце 2004 - начале 2005 гг. были внесены изменения в электоральное законодательство РФ.

    «Катализаторами»  значительного сужения политического  поля можно считать следующие  события: в сентябре 2004 г. отменены выборы глав субъектов Федерации.

    В 2005 г. отменены выборы в Государственную  думу РФ по одномандатным округам. Правом на выдвижение кандидатов на выборах федерального уровня наделяются только политические партии; ужесточаются требования к минимальной численности политических партий, что теперь составляет 50 тыс.чел; вводится 7-ми процентный барьер на выборах в Государственную Думу.29 Все эти факторы рассматриваются сообществом как кризис рынка политконсалтинга, «девальвация» его.

    Результат таких политических трансформаций  – это «консервирование», формализация избирательного процесса и уменьшение числа кандидатов, заинтересованных в привлечении политических консультантов. По этому поводу В.Жидиляев высказывается: «… российские выборы, особенно на федеральном, а во многих случаях и региональном уровне <…> уже фактически превратились в покойника. Идет сплошная имитация этих выборов. Самого же выбора народ лишили.30 

    Выделяются  и позитивные последствия реформ. Во-первых, с рынка уходит много  «случайных людей», происходит перегруппировка  сил на рынке. Во-вторых, рынок сокращается  до приемлемых размеров, и основные заказы распределяются среди легально существующих организаций и штабов. Это, в свою очередь, говорит о структуризации сферы политконсалтинга.

    На  этапе современности ввиду профессионализации деятельности и вышеупомянутом репозиционировании ее на политической арене, у политических консультантов появляется необходимость смены идеологических ориентиров и установок. И это осознание происходит как осознание кризиса всей сферы. В общем смысле, кризис политконсалтинга можно рассматривать как кризис консалтинговых услуг. Это выражается, прежде всего, в изменении пространства политического рынка, введения законодательных ограничений и попытке правового регулирования деятельности политконсультантов.

    Таким образом, последний этап в развитии политического консультирования в  России, как отмечают исследователи – это этап кризиса роста. Пережив этот кризис, политическое консультирование окончательно станет профессией со всеми вытекающими последствиями: корпоративными организациями, корпоративными кодексами, механизмами защиты интересов, а также приобретет статус полностью автономного политического института.  

    2.2. Структура российского рынка политического консультирования

    Рынок политического консалтинга стал формироваться с развитием демократических  институтов власти в стране. В частности, о конкуренции между политическими  субъектами можно судить по числу  зарегистрированных Министерством юстиции РФ партий.

    В 1995 году, согласно официальным данным, было зарегистрировано 75 партий, практически  каждая из которых декларирует в  своем уставе одной из целей деятельности стремление к власти.

    До  становления рынка политические технологи работали с кандидатами бесплатно или за достаточно скромное вознаграждение. Такие люди именовались добровольцами, волонтерами, готовыми оказывать политические услуги на безвозмездной основе. На тот момент, в лучшем случае, клиент оплачивал аренду помещения для проведения собрания или размножение листовок. Затем произошел прорыв, спровоцированный выборами Президента Российской Федерации. Ценовую динамику можно проследить на следующем примере: консалтинговые услуги на губернаторских выборах в 1994 году стоили 50 тысяч долларов, а в 1998 уже от 300 тысяч да миллиона. Спрос стремительно рос.

    По  мнению Ю.Гиренко, именно «президентские выборы 1996 года дали российскому политтехнологическому  сообществу своего рода «аттестат зрелости». Именно после президентских выборов произошло признание обществом факта существования политических технологий, как значимого фактора политической жизни – и технологов, как реальной профессии».31

    На  начальном этапе становления  политического консультирования в  России большое количество компаний, функционирующих в данной сфере, именовали себя «агентствами паблик рилейшнз». Впоследствии, некоторые компании решили сконцентрироваться на изучении смежной области политического консультирования – политическом PR. Специалисты отмечают, что причиной успеха появившихся в 90-х гг. агентств политического консультирования были тесные деловые связи с людьми, входившими в круг политической элиты. Например, руководитель фирмы «Имидж-контакт» А.Ситников опирался на старые связи с министром путей сообщения Н.Аксененко.

    Основатели  агентства «Никколо М» И.Минтусов и  Е.Егорова-Гантман активно взаимодействовали  с сотрудником администрации  президента Б.Н.Ельцина А.Казаковым. С.Зверев, основатель коммуникационного агентства «КРОС» является бывшим заместителем руководителя Администрации Президента. Также имеет старые связи с Явлинским, Степашиным, Примаковым.

    Как считает В.Э.Гончаров, цикл губернаторских выборов 1996-1998 гг. создал на рынке политического  консультирования принципиально новую  ситуацию. Наиболее престижные и также доходные заказы распределялись между уже зарекомендовавшими себя на рынке политической индустрии агентствами «призыва» 1996 года. В связи с этим, существенный сектор внешнего политконсалтинга стал изменяться во внутренний консалтинг «партии власти». Внутренний консалтинг продолжал укрепляться в КПРФ.

    Этапом  активного развития политического  консалтинга в России можно считать  период 90-х-начала 2000-х гг. Процесс  институциализации рынка затем  завершился. Достаточно много агентств политконсультирования из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга участвовали в выборах федерального и регионального уровня.

    В 2000-х гг. независимый исследовательский  центр РОМИР и редакция журнала  «Советник» ежегодно публиковали рейтинг  агентств, центров политического консультирования в России. В рейтинге первичная информация об агентствах формировалась на основании упоминания их в специализированных и обычных СМИ, в Интернет, в справочных изданиях.

    Наряду  с этим, важным критерием отбора была следующая информация: уровень известности в среде потенциальных клиентов; развитость структуры агентства; эффективность, результативность; авторитетность руководителя; технологичность: наличие в арсенале агентства широкого набора надежных, отработанных технологий; размер агентства: численность сотрудников, работающих в нем на постоянной основе; соблюдение этики: стремление держаться в рамках определенных норм и задач.

    Эти рейтинги строятся на субъективных оценках  экспертов, в том числе в связи  с недостатком информации об игроках российского рынка политических технологий. В частности, из-за того, что существует несоблюдение буквы закона в финансировании российских избирательных кампаний, что является в свою очередь основной причиной атмосферы секретности, длительное время окружавшей всю сферу политических технологий.

    По  типу предоставляемых услуг все  российские политические агентства  на рынке можно разделить на две  основные группы: агентство полного  цикла (full-service agencies) и агентства неполного  цикла или специализированные агентства (specializing agencies).

    Как считают исследователи, в России рынок рекламы, политических технологий и корпоративного PR все еще достаточно однороден. Поэтому, агентство «полного цикла» занимается и первым направлением, и вторым, и третьим. Такой тип агентства напоминает строительство объекта «под ключ», то есть выполнение подрядчиком всех работ, начиная с технико-экономического обоснования и кончая пуском всего объекта. Как правило, политическое агентство подобного типа составляет смету, где уточняет все расходы на проведение избирательной кампании с указанием всех цен. Затем же заказчик в соответствие со сметой выплачивает необходимую сумму. Но это отнюдь не может гарантировать стопроцентного успеха в выполнении данного проекта. Как правило, агентство подобного типа имеет следующую структуру:

    во-первых, это отдел по работе с клиентами, который занимается презентационной деятельностью компании, а также осуществляет поиск клиентов. Задача менеджера по работе с клиентами заключается в привлечении клиента и знакомства его с руководством организации. Достаточно часто в агентстве «полного цикла» выделяют креативный отдел, занимающийся наполнением идейного содержания проекта, а также ведения избирательной кампании. Наряду с этим, отметим, что отдел размещения ввиду большой базы контактов со СМИ, подает заявку на размещение имеющихся публикаций, листовок и брошюр.

    Стоит отметить, что обращение в агентство такого типа необязательно обеспечит избирательной кампании успех. Прежде всего, необходимо изучить специализацию агентства, которую можно узнать, лишь исследовав предшествующий опыт организации.

    Другой  тип агентств политического консультирования – «специализированные агентства». Цель их деятельности – генерирование идей и составление проектов для избирательных кампаний, то есть в основе их деятельности лежит преимущественно интеллектуальный труд.

    С такими центрами, скорее всего, будет удобнее работать заказчику выборного проекта в том случае, если ему нужна полноценная выборная команда, способная разработать содержательное наполнение проекта и имидж кандидата.

    Несмотря  на то, что за 15 лет рынок российского  политического консультирования стал достаточно структурирован, все же существует немного агентств, которые могли бы предложить полный набор политических услуг. Есть также узкие направления, где спрос пока еще превышает предложение. Среди них можно назвать политическую социологию. Требуется умение работать с политическими рейтингами, картами электоральных ожиданий, которые позволяют верно строить стратегию всей кампании. 

    Второй  специализацией являются политические консультанты, которые разрабатывают стратегию всей кампании, впоследствии занимаются ее реализацией и держат в фокусе ее основные линии.

    Ранее, с началом становления, институциализации  политконсалтинга, клиент плохо представлял  себе, что такое политические технологии, становится понятным появление на рынке огромного количества неквалифицированных игроков, желающих заработать легкие деньги.

    Далее приведем полную квалификацию существующих и появляющихся агентств политического  консультирования по роду должностных  обязанностей, согласно С.Г.Тамарину.32

    Неквалифицированные участники рынка – «жмейкеры» сформировались в период сильного расширения рынка политических технологий и недостатка в профессионалах.

    «Жмейкеры»  сверхприбыль записывают в смету  расходов, тем самым клиенту демонстрируя работу на грани рентабельности.

    Политический  консалтинг часто выступает в  качестве второй профессии для социологов, политологов, психологов и журналистов, имеющих иное постоянное место работы, и лишь периодически участвующих  в избирательных кампаниях.  
 

Информация о работе Эволюция политического консультирования (на примере РФ)