Эволюция политического консультирования (на примере РФ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Политическое консультирование является объектом исследования следующих политологов: Д.Далио, С.Медвика, Д.Ниммо, Л.Сабато, Дж.Ханна. Монографические работы зарубежных авторов (напр., С.Медвик, Д.Ниммо, Л.Сабато) базировались на синтезе данных, полученных в ходе социологических исследований, к которым можно отнести интервью, кейс-стади (анализ ситуации), анкетирование и др.

Содержание

Введение ................................................................................................................3
Глава 1. Основные характеристики политического
консультирования………………………………………………………………..8
1.1. Политический консалтинг: определение, цели, функции ........................ .8
Глава 2. Эволюция политического консультирования в РФ…………………14
2.1. Становление российского политического консультирования ................. 14
2.2. Структура российского рынка политического консультирования............20
Заключение ......................................................................................................... ..36
Список использованной литературы ..................................................................38

Работа содержит 1 файл

Готовый_Зарытова.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

Академия  Труда и Социальных Отношений

Социально-экономический  факультет

Кафедра общественных коммуникаций и рекламы 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа на тему:

«Эволюция политического консультирования»

(на примере  РФ) 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка 5 курса: Зарытова Н.И.

Проверила: Сафронова И.В. 
 
 
 
 
 

Москва, 2011

Оглавление

Введение ................................................................................................................3

Глава 1. Основные характеристики политического

консультирования………………………………………………………………..8

1.1. Политический  консалтинг: определение, цели, функции ........................ .8

Глава 2. Эволюция политического консультирования в РФ…………………14

2.1. Становление российского политического консультирования ................. 14

2.2. Структура российского рынка политического консультирования............20

Заключение ......................................................................................................... ..36

Список  использованной литературы ..................................................................38

Введение

    Политическое  консультирование является относительно новой для России сферой деятельности, сформировавшейся только в 90-х годах  прошлого века.

    Известный специалист, член Международной Ассоциации по связям с общественностью (IPRA), В.Г.Королько выделяет одну из важнейших функций связей с общественностью - «консультирование руководства всех уровней организации по вопросам принятия решений, определения направления действий и коммуникаций с обязательным учетом общественных последствий его деятельности, а также социальной и гражданской ответственности организации в целом».1

    Таким образом, исходя из определения, можно  заявить, что одна из доминирующих функций  сферы связи с общественностью  заключается в способности оказывать помощь советами определенным группам общественности. «Консультативная функция CO может реализовываться и в русле нисходящей управленческой коммуникации».2

    Так, связи с общественностью занимаются формированием коммуникативного пространства в обществе. Американское общество паблик рилейшнз утвердило «Официальное заявление по поводу паблик рилейшнз». Оно так определяет данную деятельность: «Способствуя достижению взаимопонимания между отдельными группами и организациями, паблик рилейшнз помогают нашему сложному плюралистическому обществу принимать решения и поступать эффективнее. Они обеспечивают гармонию частной и общественной деятельности».3

    Политический консультант выполняет непосредственные функции коммуникатора. Он в полной мере использует коммуникативное управление ситуацией. В данном случае, в основе политической коммуникации лежит взаимодействие субъектов политического рынка (политическая организация) и населения с целью побудить общественность к определенным политическим действиям. Одним из важнейших участников политического процесса является политический консультант. Ему принадлежит роль «дирижирования коммуникативным оркестром аппарата службы». Заметим, что политтехнологи представляют собой род специалистов, ведущих постоянную политическую «закулисную игру». Они находятся на теневой стороне политических акций, компаний. Образ кандидата-политика, «транслируемый» общественности, является синтезированным, созданным обликом, имеющим в себе следы влияния консультанта, и учитывающим ожидания электората.

    Начальным этапом развития политического консультирования является период 30-х гг. XX века в США, когда произошло образование  первой в истории политической фирмы  «Campaign Inc.», представляющей собой прообраз современной консалтинговой организации. В России основное содержание профессии сводилось к тому, что регулировалось, корректировалось общественное мнение об образе кандидата-политика у избирателей. Основатель центра политического консультирования «Никколо М» И.Е.Минтусов по поводу этого заявляет: «Суть профессии имиджмейкера заключается в том, чтобы, оставаясь в глубокой тени, с наибольшей выгодой высветить личность заказчика».4

    Образ кандидата включал в себя проекцию свойств, присущих электорату. «Имидж в определенной степени идеализирует позиционируемый образ, либо преувеличивая его выгодные черты, либо наделяя его дополнительными социальными, идеологическими, психологическими качествами в соответствии с ожиданиями электоральной целевой аудиторией».5

    Лишь  с середины 1980-х гг. в России стали  обращать внимание на специалистов, которые помогали политику исследовать ожидания целевых групп общественности, а впоследствии формировать и «облагораживать» его позиционируемый образ.

    Актуальность  темы.

    Несмотря  на то, что конкурентная борьба, соревновательность перестали быть неотъемлемым атрибутом политической жизни современного общества, тем не менее, процессы, происходящие в России, привели к осознанию того факта, что для позиционирования политического «товара», оптимизации деятельности политических организаций, необходимы политические консультанты.

    Так, актуальность этой работы обусловлена  тем, что в российской литературе отсутствуют исследования о трансформации  политического консультирования в  результате снижения реальной политической конкуренции. 

    Степень разработанности проблемы.

    Для рассмотрения дефиниций политического  консультирования автор обратился  к анализу, прежде всего, зарубежных монографий. До начала 80-х годов политологи уделяли недостаточно внимания сфере  политического консалтинга. Несмотря на то, что работы по этой проблематике появлялись и ранее, но основное их содержание сводилось к рекомендациям и советам, как победить на выборах, а полноценных научных исследований не было.

    Политическое  консультирование является объектом исследования следующих политологов: Д.Далио, С.Медвика, Д.Ниммо, Л.Сабато, Дж.Ханна.6 Монографические работы зарубежных авторов (напр., С.Медвик, Д.Ниммо, Л.Сабато)7 базировались на синтезе данных, полученных в ходе социологических исследований, к которым можно отнести интервью, кейс-стади (анализ ситуации), анкетирование и др.

    Так, Д.Ниммо рассматривал политконсультанта  как неотъемлемого актора сферы  связей с общественностью.8 Хотя следует иметь в виду, что на тот момент развития в развитии индустрии консультирования произошли значительные изменения в виду выделения политико-консалтингового направления как самостоятельного, автономного от сферы СО.

    За  последние годы отмечалось появление  как переводных изданий по исследуемой  тематике, так и новейших разработок российских авторов. В отечественной науке политическое консультирование рассматривается в трудах К.Э.Аксенова, О.В.Блиновой, В.Э.Гончарова, Е.В.Егоровой-Гантман, И.И.Засурского, О.А.Матвейчева, Е.Г.Морозовой, Г.В.Пушкаревой, А.В.Санаева.9

    Объектом  работы является СО в политической сфере.

    Предметом работы является эволюция политического консультирования в России.

    Целью данной работы является выявление основных исторических этапов развития российского политического консультирования.

    В связи с поставленной целью обозначены задачи исследования:

    ─ уточнить понятие политическое консультирование;

    ─ выявить и рассмотреть эволюцию взглядов на развитие российского политконсалтинга;

    ─ обозначить и исследовать структуру  рынка политического консалтинга  в России;

    ─ изучить возможности современной сферы политконсалтинговых услуг в России и охарактеризовать ее влияние на политические технологии, используемые в российском политическом процессе. 
 

    Глава 1. Основные характеристики политического консультирования

    1.1. Политический консалтинг: определение, цели, функции

    Термин  «политический консалтинг» (от анг. consulting) впервые появился в западной науке и лишь спустя некоторое  время стал общепринятым понятием в  России. Тем не менее, следует признать, что этап институционализации политическое консультирование в России еще не прошло и не стало как в США своего рода индустрией. Несмотря на массовость феномена политконсалтинга в стране, все еще до настоящего времени так и не сложилось однозначного определения этого понятия.

    Для американской политической науки феномен политического консультирования должен быть привычным объектом исследований, хотя в США первые консультанты, предлагавшие профессиональные политические услуги, появились лишь в первой половине XX века.

    Первые  монографии, посвященные политическому консультированию, базировались на социологических исследованиях, анализе типовых случаев (case-studies) из практики агентств, интервью политических консультантов. Так, американский специалист Д.Ниммо связывает это понятие с проведением избирательных кампаний.10 Также он рассматривает политконсалтинг как структурный элемент сферы паблик рилейшнз. Он отмечает, что видимая сторона политического процесса представлена заявлениями, обращениями, поездками кандидатов. Но здесь становится очевидным, что за спиной этих публичных деятелей стоят люди, обеспечивающие подготовку избирательных кампаний.

    Американский  социолог С.Медвик указывает следующее  определение профессионального  политконсультанта «человек, которому платят за предоставление услуг для одной и\или нескольких кампаний выборов в Конгресс и\или кампаний на уровне штата в течение электорального цикла и состоящий в Американской ассоциации политических консультантов».11 

    Известный американский политолог Л.Сабато определяет политического консультанта как «профессионала, оказывающего консультационные услуги (опрос общественного мнения, фандрайзинг (привлечение денежных средств)) отдельному кандидату и политическим комитетам».12 Кроме того, автор отмечает, что не каждый штатный сотрудник кампании, которому оплачивают его работу, может называться консультантом.

    Политолог Д.Ласроп определяет политконсультанта  как «специалиста, сотрудничающего  с политиком на материальной основе, консультируя его по вопросам эстетики, имиджа, публичного поведения. Политконсультанты представляют собой обособленную группу в штабе избирательной кампании ввиду того, что они работают, как правило, более чем на одного кандидата и зачастую, ненапрямую взаимодействуют с заказчиком».13

    Д.Далио  считал, что появление термина  «политический консультант» относится к периоду, когда первые консультанты, принимающие участие в избирательной кампании, были «советчиками» в разработке стратегии этой кампании. В настоящее время, в период уже сформировавшейся индустрии политического консалтинга, политические консультанты предлагают свои профессиональные услуги и кандидатам, и политическим партиям, заинтересованным группам. Если ранее кандидат-политик использовал услуги одного консультанта, то теперь во время избирательной кампании приглашается группа консультантов, каждый из которых ответственен за свое «направление» в кампании. Такой вид привлечения большого количества специалистов создает новый вид отношений в политической акции. Кроме того, Д.Далио отмечает, что если ранее политконсультант находился в теневой стороне политической кампании, то впоследствии, он стал, чуть ли не центральной ее фигурой. Так, выборы губернатора в штате Нью-Джерси в 1993 году были описаны как «столкновение двух титанов-консультантов избирательной гонки».14

    Р.Строзер сравнивает политическое консультирование с религией, в основании которой лежит рвение, старание, усердие. Специалист заявляет, что еще в 60-е гг. XX века появилась небольшая группа профессионалов, выражавшая свою идеологию. Они становились верноподданными своих кандидатов, в том случае, если те разделяли их старательность и усердие в работе.15

Информация о работе Эволюция политического консультирования (на примере РФ)