Эволюция политического консультирования (на примере РФ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Политическое консультирование является объектом исследования следующих политологов: Д.Далио, С.Медвика, Д.Ниммо, Л.Сабато, Дж.Ханна. Монографические работы зарубежных авторов (напр., С.Медвик, Д.Ниммо, Л.Сабато) базировались на синтезе данных, полученных в ходе социологических исследований, к которым можно отнести интервью, кейс-стади (анализ ситуации), анкетирование и др.

Содержание

Введение ................................................................................................................3
Глава 1. Основные характеристики политического
консультирования………………………………………………………………..8
1.1. Политический консалтинг: определение, цели, функции ........................ .8
Глава 2. Эволюция политического консультирования в РФ…………………14
2.1. Становление российского политического консультирования ................. 14
2.2. Структура российского рынка политического консультирования............20
Заключение ......................................................................................................... ..36
Список использованной литературы ..................................................................38

Работа содержит 1 файл

Готовый_Зарытова.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

    М.Риз, считающийся одним из основателей  политконсалтинга, высказывал сожаление  по поводу изменения вектора действия этой сферы. Он полагает, что «… консультанты все больше воспринимались как неотъемлемый атрибут всех крупных компаний, средства массовой информации стали полагаться на нас как на источник информации о политике <…> в действительности, все хорошие консультанты более опасаются за будущее политического процесса».16

    Российские  специалисты, изучающие политическое консультирование предлагают выделить два основных подхода к этому  направлению.

    Сторонники  первого подхода под понятием консультирование понимают оказание помощи в определении содержания, структуры  и решения задач. В случае неуспеха кампании консультант не несет никакой ответственности. Сторонники второго подхода рассматривают консультирование как профессиональную деятельность, обладающую рядом специальных характеристик. Они определяют консалтинг как имеющуюся профессиональную службу, независимую фирму, работающую на контрактной основе и оказывающую услуги специалистами клиентам. Те, в свою очередь, диагностируют сложившуюся политическую ситуацию, выделяют образовавшиеся лакуны и предлагают ряд рекомендаций по их устранению.

    Действительно, политическое консультирование можно  рассматривать двояко: и как особую автономную сферу профессиональной деятельности, и как способ, позволяющий  давать клиентам практические советы.

    В частности, сторонник второго направления, Дж.Наполитан полагает, что сегодня политические консультанты – это не только доверенные лица клиента, а представители публичной сферы, не зависящие в профессиональной деятельности от своего «начальника». По крайней мере, такую автономность в функционировании имеют независимые фирмы, агентства, центры политического консультирования, оказывающие свои услуги кандидату.

    Так, политтехнолог О.Матвейчев дает следующую характеристику политическому  консультанту, он отмечает, что это  технолог-искусник (от греч. «техне» - искусство, мастерство, умение). Он добавляет, что политконсультант – это посредник, промежуточное звено между народом и политиком.17

    Г.Пушкарева  политическое консультирование характеризует  как «процесс оказания профессиональной помощи политикам-практикам в решении ими определенных политических задач».18 

    В.Гончаров под политическим консалтингом понимает «сферу оплачиваемых услуг специалистов в области конкурентной политики (преимущественно, хотя и не исключительно, избирательных кампаний)».19

    Интересна характеристика политического консультанта, определяемая «Политической энциклопедией»: «Политический консультант» - это советник политического деятеля, партии, государственной или общественной организации. Появление консультантов (политических) как особой профессиональной группы связано с общим усложнением политической жизни, ее дифференциацией и возникновением целого ряда проблем, решение которых требует специальных знаний и навыков».20

    Все вышеупомянутые трактовки, дефиниции, на наш взгляд, разносторонне отражают сущность явления «политическое консультирование» и также дают возможность лучше проанализировать различные грани исследуемой области.

    Институциализацию «политконсалтинга», оформление его  в достаточно самостоятельную сферу  деятельности исследователи связывают с индустриальной революцией, когда монополисты почувствовали недостаточность методов управления только производственной сферой.21

    Наряду  с этим, существует также и несколько  иной взгляд на историю развития политического  консультирования. Некоторые специалисты заявляют, что история политического консалтинга уходит в глубину древности, когда «имиджмейкерами» и политическими советниками в древнем мире становились шаманы, жрецы, астрологи, философы, ораторы.22

    Так, Рамзес II, Юлий Цезарь, Карл Великий пользовались услугами советников, но едва ли такой уровень развития консультаций можно отнести к стройной и сформировавшейся системе политконсалтинга. Данную точку зрения вряд ли можно считать состоятельной и оправданной. Ведь понятие «политический консалтинг» следует рассматривать как явление более узкое.

 Можно предположить, что политический консалтинг в качестве особого политического института возникает лишь тогда, когда появляются предпосылки существования относительно свободного рынка консультационных услуг и впоследствии появления специалистов, профессионально оказывающих услуги за деньги.

    Если  в стране существует конкурентная политическая среда, присутствует политическая соревновательность – многопартийность, выборы в представительные и законодательные органы, то тогда возникает потребность в корректной, грамотной организации политического процесса. Появляется потребность в регулировании рынка консалтинговых услуг и профессиональной работе политических консультантов.

    В настоящее время политический консультант не только внешний эксперт, наемный работник, приглашенный анализировать сложившиеся ситуации, давать рекомендации и обслуживать PR-интересы заказчика. Клиенту, чтобы сориентироваться в сложном контексте профессиональных дискуссий, необходимо, чтобы ему посоветовали, что конкретно он должен сказать, какое направление выбрать.

    Перефразируя  слова руководителя ЦПК «Никколо М» Е.В.Егоровой, можно сделать следующий  вывод: в конце 90-х годов главный  акцент делался на стиль политика (как он преподносит себя публике).

    Сейчас  внимание аудитории обращается к  поиску мотива политического коммуникатора, то есть, почему он так говорит. Раньше консультант определял форму  подачи материала аудитории.

    Теперь  он решает, кто и с каким message выступает, то есть определяет смысл и направление будущей дискуссии.23 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Эволюция политического  консультирования в  России

    2.1. Становление российского политического консультирования

    В связи с появлением конкурентной политической среды, оформлением многопартийной системы в России, введением института альтернативных выборов и других общественно-политических процессов в начале 90-х гг. сформировался спрос на услуги политических консультантов. В 1990-е гг. лиц, задействованных в этой сфере, именовали имиджмейкерами, затем на смену этому термину пришло понятие «политтехнологи». Ввиду того, что это наименование не выявляет всей специфики выполняемой работы консультанта, то следует провести градацию специалистов направления «политическое консультирование».

    Политическим  консультантом мы будем называть компетентного специалиста, задействованного в выборном процессе (агитатора, разносящего агитационную продукцию или совершающего поквартирный обход, сложно назвать высококвалифицированным профессионалом), а также не преследующего цели, отличные от целей заказчика.

    Политические  консультанты занимаются не только консультированием  руководства (заказчика), организацией и подготовкой избирательной  кампании, но и проведением «имиджевых»  кампаний (хотя и не исключительно). Кроме того, сюда отнесем и особых профильных специалистов: юристов, пресс-секретарей, психологов и других. Они также «вращаются» в этой деятельности и являются неотъемлемыми звеньями в ведении кампании.

    Проследим историю развития политического  консультирования в России.

    Политолог Д.Хатчесон полагает, что политическое консультирование последовательно  прошло в своем развитии пять этапов: 1989-1991 гг. - консультанты, преимущественно, работали в качестве волонтеров – на безвозмездной основе; 1993-1995 гг. – политические консультанты предоставляют свои профессиональные услуги на платной основе; 1996-1997 гг. – расцвет политконсалтинга в России (выборы президента Б.Ельцина); 1999-2000 гг. – период показывает, насколько, политконсалтинг и «имидж-мейкинг» смогли приспособиться к российской политической действительности, а также набирающий силу административный ресурс, в связи с началом Президентства В.В.Путина.24 

    На  первой стадии развития российского  политического консультирования большинство  организаций, работающих в этой сфере, именовали себя агентствами «паблик рилейшнз», а в настоящее время некоторые из них «переквалифицировались» в коммуникационные агентства. Начиная с выборов 1989 г. в стране заявили о себе несколько десятков фирм, специализирующихся на изучении политического рынка, подготовке аналитических материалов, предоставлении имиджмейкерских услуг. В это время появились многие известные ныне политконсалтинговые компании - «Имидж-контакт», ЦПК «Никколо М», «Новоком» и т. д.

    Основателями  одной из первых в России политических компаний являются президент агентства ЦПК «Никколо М» Е.В.Егорова-Гантман и Председатель Совета директоров И.Е.Минтусов. По мнению последнего, изначально в России политическое консультирование по большей части было одним из разновидностей мошенничества. Как отмечает Минтусов: «В начале 90-х годов было много специалистов, которые промывали мозги только своим клиентам-кандидатам, чтобы вытянуть из них как можно больше денег».25

    По  словам И.Минтусова, 70 процентов менеджеров политических кампаний после проведения выборов исчезали бесследно из профессиональной «тусовки». «Это были люди, которые зарабатывали огромные деньги, дурили клиентов, пользуясь их неопытностью и набором умных слов; не несли никакой ответственности ни перед кандидатом, ни перед электоратом за ту политическую ситуацию, которая, так или иначе, создавалась при использовании «грязных» технологий.26

    С течением времени клиенты стали  повышать требования к качеству предоставленных  услуг политконсультантов, стали  более разборчивыми в выборе специалистов.

    Так, после 1990 г. стал формироваться рынок  политконсалтинговых услуг. Заказчиками  на нем были властные структуры, потенциальные  кандидаты на выборные должности, депутаты различных уровней, независимые  политики, политические партии и движения, финансово-промышленные группы. Спрос на услуги политконсультантов стал стремительно расти. Первые попытки привлечения политтехнологов были предприняты еще в ходе первых выборов президента в России в мае-июне 1991 г. Окружение Б.Ельцина решило тогда воспользоваться услугами одного из известных зарубежных политконсультантов, Ж.Сегела. Он специально для этого прибыл в Москву, но не смог реализовать свои способности на практике. По одной версии, Ж.Сегела предложил Б.Ельцину провести кампанию за собственные деньги. По непонятной причине, президент отказался. По этому поводу французский специалист отмечает: «… в моем бюро появились эмиссары из российского парламента. Там захотели воспользоваться моим опытом. Ельцин никогда не был в моем восприятии «медиатически сверхспособным» политиком, но он отличался удивительной верой в победу, мощным энергетическим полем <…> я согласился. <…> И тут начались непонятные вещи: то нас заставляли убивать время в ожидании приема у большого чиновника <…> то просили оставаться в гостинице до получения указаний».27

    Оформление  организованного рынка политконсультирования  произошло в 1992-1995 гг. Из числа представителей демократических партий выделяются группы, которые на профессиональной и коммерческой основе начинают заниматься политическим консультированием и, в частности, выборами.

    Данный  этап становления политического  консультирования в России можно  приурочить к периоду массовой демократической  активности. Технологии, используемые политконсультантами в России, находились еще в зачаточном состоянии. Большое внимание уделялось имиджевому направлению: консультанты учили политика правильно «предлагать» себя публике. Такие, казалось бы, «прописные истины», как грамотно говорить, правильно одеваться, давали свой результат. «Консультант был шаманом, он знал тайну победы, он умел все, он изрекал пророчества, он осознавал свою важность и незаменимость».28 В этот период консультанты начинают себя воспринимать как субъектов политического процесса. Тогда появляется расхожее мнение, что соревнуются в политической гонке не кандидаты, а их консультанты, имиджмейкеры.

    Второй  этап развития направления – этап расцвета рынка политического консультирования, отнесенный к 1996-1999гг. Период характеризуется  повсеместным проведением выборов  в регионах, высокой конкуренцией в российской политике и реальным влиянием политических технологий на электоральное поведение и общественное мнение. Ярким примером активного внедрения политтехнологий в выборный процесс, а также успешного их применения являются президентские выборы 1996 года Б.Ельцина. Основная задача консультантов заключалась в том, чтобы повысить рейтинг президента среди граждан страны, снизить негативную массовую активность против Б.Ельцина. Проведением предвыборной кампании президента занимались «американские специалисты, возглавляемые Ф.Брайниным, бывшим соотечественником, эмигрировавшим в США в 1978 году.

Информация о работе Эволюция политического консультирования (на примере РФ)