Правовое регулирование участия СМИ в предвыборной агитации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 13:30, контрольная работа

Описание работы

Главной целью данной работы является изучение участия, а также ответственности средств массовой информации в отношении предвыборного информирования и агитации граждан страны.

Для достижения поставленной цели в процессе изучения вопроса необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить нормативную базу и основные принципы информационного обеспечения выборов;
2.Проанализировать работу организаций СМИ как участников избирательного процесса и информирование ими избирателей;
3.Изучить формы и порядок ведения предвыборной агитации в СМИ, а также порядок предоставления средств массовой информации для проведения предвыборной агитации;
4.Проанализировать ответственность организаций СМИ;
5.Изучить особенности участия организаций телерадиовещания, редакций периодических печатных изданий, Интернета в избирательных кампаниях.

Содержание

Введение 3

1. Формы и порядок ведения предвыборной агитации в СМИ 4

2. Особенности участия организаций телерадиовещания, редакций периодических печатных изданий, Интернета в избирательных кампаниях 6

3. Ответственность организаций СМИ 15

Заключение 20

Список используемой литературы 21

Работа содержит 1 файл

Контрольная.docx

— 51.88 Кб (Скачать)

     Участие организаций Интернет-СМИ  в информационном обеспечении выборов

     В соответствии со статьей 24 Закона о  СМИ [4] правила, установленные данным Законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений; правила, установленные данным Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное.

     С учетом приведенной нормы в ее взаимосвязи со статьей 2 Закона о  СМИ на интернет-ресурсы, зарегистрированные в качестве СМИ, следует распространять требование части 11 статьи 57 Федерального закона о выборах депутатов [3]. Выпускающие такие СМИ лица, в том случае если они желают предоставлять свои интернет-ресурсы политическим партиям для проведения предвыборной агитации, должны исполнить требование указанной нормы Федерального закона о выборах депутатов. На них также распространяются иные нормы, регламентирующие порядок проведения предвыборной агитации через СМИ.

     Если  интернет-ресурс не зарегистрирован  в качестве СМИ, размещение на нем  агитационных материалов, по сути, является формой выпуска и распространения  аудиовизуальных и иных агитационных материалов, в связи с чем такое  размещение должно осуществляться с  соблюдением требований статьи 61 Федерального закона о выборах депутатов. Исходя из этих требований:

  • все агитационные материалы, размещаемые на указанных интернет ресурсах, должны изготавливаться на территории Российской Федерации. Это положение, на наш взгляд имеет важное значение с учетом наличия соблазнительной для заинтересованных субъектов возможности осуществления «агитационной экспансии» с зарубежных интернет-серверов;
  • все аудиовизуальные агитационные материалы, размещаемые на указанных интернет-ресурсах, должны содержать наименование, юридический адрес и ИНН организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда.

     Не  требуется, на наш взгляд, информация о тираже, так как для материалов, размещаемых в Интернете, она  в данном контексте не имеет смысла;

  • экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии (в данном случае, возможно, распечатки, скриншоты) иных агитационных материалов до начала их распространения (в данном случае – до размещения в Сети) должны быть представлены политической партией, выдвинувшей федеральный список кандидатов, в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы;
  • запрещается изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда и без указания необходимых данных, перечисленных выше;
  • запрещается распространение агитационных материалов без предварительного их представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации с указанными выше необходимыми сведениями, а также с нарушением правил использования в агитационных материалах изображений и высказываний физических лиц.

     К зарегистрированным в качестве СМИ  в установленном порядке интернет-СМИ (периодические печатные издания  в Интернете, интернетрадио и  интернет-телевидение) с учетом положений  статей 2 и 24 Закона о СМИ в их взаимосвязи  следует применять требование пункта 2 статьи 49 Федерального закона об основных гарантиях. Агитация в интернет-СМИ  должна разрешаться в период, который  начинается за 28 дней до дня голосования  и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. [6, c. 73–75]

     Исходя  из определений массовой информации, СМИ, закрепленных в статье 2 Закона о СМИ, и положений статьи 24 названного Закона, полагаем, что в отношении  редакций зарегистрированных электронных  периодических зданий, распространяемых в сети Интернет, перечисленные в  вопросе нормы избирательного законодательства применимы в соответствующей  части на тех же основаниях, что  и в отношении редакций периодических  печатных изданий.

     С учетом положений статей 2 и 24 Закона о СМИ в их взаимосвязи на журналистов  редакции электронного периодического издания, распространяемого в сети Интернет, перечисленные в вопросе  нормы избирательного законодательства распространяются на тех же основаниях, что и в отношении журналистов редакций периодических печатных изданий.

     В отношении электронных периодических  изданий, распространяемых в сети Интернет, действуют с учетом положений  статей 2 и 24 Закона о СМИ в их взаимосвязи  те же ограничения, которые установлены  законодательством для редакций периодических печатных изданий.

     В частности, публикация агитационных материалов кандидатов, избирательных объединений  не должна сопровождаться редакционными  комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками  и иллюстрациями, не согласованными с соответствующим кандидатом, избирательным  объединением (пункт 5 статьи 52 Федерального закона об основных гарантиях).

     Во  всех агитационных материалах должна помещаться информация о том, за счет средств избирательного фонда какого кандидата, избирательного объединения  была произведена оплата соответствующей  публикации. Ответственность за выполнение этого требования несет в данном случае редакция электронного периодического издания, распространяемого в сети Интернет (пункт 6 статьи 52).

     Редакции  указанных изданий не должны также  допускать к публикации агитационные материалы, содержащие признаки экстремизма. [6, c. 76–77]

  1. Ответственность организаций СМИ

     Принятый 5 ноября 1999 г. Государственной Думой  ФЗ «Об административной ответственности  юридических лиц за нарушение  законодательства Российской Федерации  о выборах и референдумах» (далее  — Закон) призван в известной  степени оживить российское избирательное  законодательство и сориентирован, в частности, на укрепление порядка  организации и проведения предвыборной агитации и агитации при проведении референдума. Закон состоит из 25 статей, половина из них отведена на регулирование процессуальных вопросов привлечения к административной ответственности. Конкретные составы  административных правонарушений сформулированы в ст. 2–11 Закона, правовой режим  СМИ непосредственно затрагивается  в ст. 3–5, 11. Закон выступает частью законодательства об административных правонарушениях, однако имеет в  этом массиве правового регулирования  самостоятельное значение.

     Из  существующих видов юридической  ответственности на юридические  лица может распространяться лишь гражданская  и административная ответственность. Поэтому основаниями этой инициативы законодателей можно считать  нынешнюю не всегда удачную практику гражданско-правового разрешения предвыборных конфликтов, а также необходимость  усиления прямого государственного контроля за этим принципиально важным моментом жизни общества. [8, с. 41]

       Нормы рассматриваемого Закона, непосредственно касающиеся деятельности  СМИ, исходят из положений ст.40.8 КоАП: «Нарушение средством массовой  информации, журналистом условий  проведения предвыборной агитации, предусмотренных избирательным  законодательством (законодательством  о референдуме), — влечет наложение  на главного редактора, иное  ответственное лицо, либо журналиста  штрафа в размере от десяти  до пятидесяти минимальных размеров  оплаты труда».

     Положения ст.3 Закона, как следует из ее содержания, в части опубликования информации касаются официальных сообщений, распространяемых, как правило, в печатных СМИ, причем предпочтение в статье именно печатных СМИ объяснить трудно. Так, например, нарушение правил публикации результатов  опросов общественного мнения (которые  относятся к неофициальной информации) в газете может подпадать под  действие этой статьи, а обнародование  этой же информации в телепрограмме  — нет, что неоправданно ставит разные виды СМИ в неравное положение. [8, c. 42]

       Таким образом возможно толкование, что статья распространяется  на деятельность, в первую очередь,  официальных изданий и на деятельность  прочих печатных СМИ, публикующих  официальную информацию,— однако, положения ст.3 не распространяются  на порядок публикации неофициальных  сообщений. Возможен и другой  вариант толкования обозначенной  статьи, с нашей точки зрения, некорректный, а именно: правила  ст.3 распространяются на публикацию  любыми печатными СМИ любых  сообщений, связанных с подготовкой  и проведением выборов. Некорректность  последнего толкования заключается  в том, что электронным СМИ  дается своеобразное разрешение  на нарушение норм опубликования  соответствующей информации. [11, c. 43] И хотя, например, норма п.5 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» должна применяться в отношении к любым видам СМИ, ответственность в ст.3 Закона установлена только для печатных СМИ.

     Нарушение условий рекламирования коммерческой деятельности — следующий состав административного правонарушения, установленный в ст.5 Закона. Реклама  коммерческой деятельности кандидатов и иных перечисленных в статье лиц приравнивается к агитационным сообщениям, распространяемым при помощи СМИ за плату. СМИ несут ответственность  по ст.5 за несоблюдение норм законов  о выборах в части нарушения  порядка обеспечения требований по участию (неучастию) таких СМИ  в проведении предвыборной агитации, по обеспечению равенства кандидатов при заключении договоров на предоставление эфирного времени (печатной площади).

     Закон в ст.11 устанавливает ответственность  за непредставление возможности  обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства  и деловой репутации — в  случаях, когда это обязательно. Данная норма ст. 11 непосредственно  связана с положениями п.6 ст.45 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Однако по тексту последнего положения также возможны различные толкования. Для их сравнения приведем п.6 ст.45 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»: «Теле-, радиопрограммы на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, указанных в п. 1 ст. 39 настоящего Федерального закона, и редакции периодических печатных изданий, указанных в п. 1 ст. 39 настоящего Федерального закона, участвуя в избирательных кампаниях, не вправе допускать обнародование (опубликование) информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированных кандидатов, если эти теле-, радиопрограммы и периодические печатные издания не могут предоставить зарегистрированному кандидату возможность обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации до окончания срока предвыборной агитации. Непредоставление зарегистрированному кандидату возможности обнародовать (опубликовать) до окончания срока предвыборной агитации опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации в теле-, радиопрограммах на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, указанных в п. 1 ст. 39 настоящего Федерального закона, и в периодических печатных изданиях, указанных в п. 1 ст. 39 настоящего Федерального закона, которые обнародовали (опубликовали) информацию, способную нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, может являться основанием для привлечения этих организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и редакций периодических печатных изданий и их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации».

     Во-первых, можно охарактеризовать положение  о том, что «непредоставление  зарегистрированному кандидату  возможности обнародовать до окончания  срока предвыборной агитации опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой  репутации может явиться основанием привлечения к ответственности» как возложение на соответствующие  организации обязанности, поскольку  на основании первой части п.6 ст.45 предоставление такой возможности  является обязательной, при условии  технологической возможности) обнародовать опровержение.

Информация о работе Правовое регулирование участия СМИ в предвыборной агитации