Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:18, курсовая работа
Цель  работы — анализ социальной ответственности средств массовой информации  и журналистов в современном российском обществе. Выдвижение данной цели обусловило постановку следующих задач:
     • обобщение существующих в отечественной  и зарубежной социологии методологических подходов к изучению средств массовой информации; уточнение и систематизация основных понятий социологии массовой коммуникации, рассмотрение места и роли средств массовой информации в современном обществе;
     • анализ смысла социальной ответственности  СМИ в современном обществе, рассмотрение принципа социальной ответственности средств массовой информации, условия реализация этого принципа в странах западной демократии и в современном российском обществе;
     • реконструкция эволюции региональных печатных средств массовой ;составление  общей характеристики и основных тенденций развития современного информационного пространства, анализ факторов автономности региональной печати в контексте социальной ответственности;
     • анализ мнения читателей и журналистов  по вопросам социальной ответственности СМИ, журналистской этики, цензуры и автономности, проведение оригинального авторского эмпирического исследования методом фокус-групп
Введение...................................................................................................................2
Глава 1
Социальная  ответственность средств массовой информации и журналистов............................................................................................................................6
Глава 2
Журналистская этика и социальная ответственность........................................12
Глава3
Социальная  ответственность в современном  обществе....................................26
Заключение.............................................................................................................33
Список  литературы................................................................................................34
Именно в модели социальной ответственности воплощается новый идеал соединения ответственности и свободы. Идеальная модель социальной ответственности, формулируемая в терминах либеральных ценностей, требует от СМИ выполнения определенных обязательств перед обществом, а именно: точность, объективность и сбалансированность, плюрализм мнений, отражающих разнообразие общества, доступность СМИ для разных групп, возможность критики и самокритики. Деятельность средств массовой коммуникации в идеале является саморегулирующейся посредством правовых норм и соответствующих институтов. Журналисты являются ответственными как перед обществом, так и перед работодателем, являясь частью экономической системы; средства массовой коммуникации ответственны за то, чтобы их деятельность ни прямо, ни косвенно не способствовала проявлению насилия, общественным беспорядкам, оскорблению меньшинств.
     Журналистика 
находится в двойном 
Социальная ответственность позиции журналиста.
Журналисту всегда важно помнить о социальной ответственности за переданную им информацию. Прежде всего, журналист ответственен перед широкой общественностью, принимая во внимание различные социальные интересы. Социальная ответственность требует, чтобы во всех обстоятельствах журналист действовал в соответствии со своим нравственным сознанием. Социальная ответственность журналиста возникает и за позицию, выбранную им.
Но многокомпонентность жизненной позиции не исключает её цельности. Причём синтезатором всегда выступает нравственность. Для самого человека позиция – это он сам. Собственные принципы обязательно выступают в нравственной оболочке: «Это исповедую, на том и стою». И поэтому субъективно жизненная позиция совпадает с позицией нравственной. Человек не разделяет в ней знания и нравственность. И то и другое – его личные принципы».
Необходимо также привести два определения понятий, на первый взгляд дублирующих содержание понятия «позиция». Это убеждения и мировоззрение. «Убеждения – осознанная потребность личности, побуждающая её действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями и идеалами. Совокупность убеждений выступает как мировоззрение человека». «Мировоззрение – система взглядов на мир и место в нём человека, отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы познания их деятельности, ценностные ориентации».
     Таким 
образом, из всего сказанного можно 
сделать вывод о понятии «
     1) 
позиция, как и убеждения, 
2) позиция предполагает наличие системы поведения журналиста и способов ее выражения;
     3) 
позиция включает в себя долю 
оценочности, нравственные 
     В.В. 
Ворошилов в своей книге «
 
 
 
 
 
ГЛАВА 2
ЖУРНАЛИСТСКАЯ ЭТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
     К 
числу важнейших принципов 
     Правила 
нравственного поведения, система норм, 
определяющих обязанности человека по 
отношению к обществу и другим людям, называются 
моралью, которая считается одной из 
форм общественного сознания; а учение 
о морали, нравственности как одной из 
форм общественного сознания — этикой. 
Она же представляет собой (как и мораль) 
систему норм нравственного поведения 
людей, их общественный долг, их обязанности 
по отношению к народу, семье и друг к другу. 
Профессиональная мораль — это модификация 
общественной нравственности. А наука, 
изучающая профессиональную специфику 
морали, называется профессиональной 
этикой. 
     Профессия 
предоставляет журналисту право 
и обязанность вершить от имени 
общества публичный моральный суд над 
явлениями, привлекающими общественный 
интерес. Выбор темы и поиски адреса, определение 
цели публикации и отбор фактов, оценка 
поведения героя или характера ситуации, 
даже построение материала — в каждой 
из этих «технологических» операций обязательно 
проявляется и отношение журналиста к 
тем, о ком и для кого он пишет. То есть 
моральные отношения вплетены в содержание 
его работы, а сама она от начала до конца 
предстает как нравственная по своему 
характеру деятельность. Следовательно, 
журналистскую мораль можно рассматривать 
и как форму общественного сознания, и 
как субъективное состояние личности, 
и как реальное общественное отношение. 
     Нравственные 
аспекты журналистской деятельности 
привлекают общественное внимание потому, 
что в условиях вседозволенности участились 
случаи использования СМИ для сведения 
групповых и личных счетов, для выражения 
разного рода амбиций и пристрастий. Издания 
разных типов и уровней отличаются низкой 
культурой полемики, искажают позицию 
оппонента, демонстрируют стойкое неприятие 
чужих мнений. 
     Нравственная 
регуляция поведения журналиста 
осуществляется на уровне принципа и нормы. 
Их различие — в степени конкретности. 
Нравственный принцип имеет мировоззренческий 
характер, это ориентир на связь идеала 
с регулятором поведения. Механизм проявления 
нравственных норм на практике выглядит 
следующим образом: оценка-ситуация-действие—
     Нормы 
профессиональной (общественной )морали 
обладают различной степенью общности. 
Одни дают специалисту минимальную ориентацию 
только в пределах частной ситуации: «при 
правке не искажай смысл читательского 
письма», «завизируй интервью у собеседника», 
«прежде чем публиковать документ, получи 
согласие владельца». Другие требования 
носят общий характер. Такие предписания, 
выходящие за рамки частной ситуации, 
называют принципами профессиональной 
морали. Систему требований к журналисту 
можно рассматривать как совокупность 
этих требований, как трехэтажную пирамиду. 
На верхнем «этаже» размещаются такие 
категории, как профессиональный долг, 
ответственность, совесть, честь, достоинство. 
Второй уровень составляют производственно-этические 
принципы, в которых отражены уже более 
конкретные требования к поведению журналиста. 
К группе регуляторов третьего уровня 
относятся запреты или побуждения, регламентирующие 
все аспекты собственно поведения журналиста 
в конкретных производственных ситуациях, 
профессионально-этические нормы. 
     Требования 
этики находят воплощение и становятся 
правилами в тех ситуациях, которые 
регулярно возникают в отношениях между 
журналистом и аудиторией, журналистом 
и источником информации, журналистом 
и персонажем произведения, журналистом 
и автором, журналистом и редактором, журналистом 
и коллективом редакции, журналистом и 
его коллегами по работе. 
     Первые 
три вида отношений связаны с 
действиями журналиста в социальной 
среде, социальной 
ответственности или с профессиональной 
этикой; остальные — с его поведением 
в профессиональной (журналистской) среде, 
или со служебной 
этикой журналиста. 
     Собирая 
факты, журналист обращается к разным 
источникам информации: индивидуальному 
(человек), коллективному и документальному. 
     Источник 
информации — человек. 
Люди не обязаны сообщать журналисту сведения 
о себе и своих товарищах. Чтобы «разговорить» 
их, надо действовать убеждением, мотивировать 
свою просьбу. Нельзя запугивать собеседника, 
провоцировать тщеславие, поощрять попытки 
с помощью прессы свести личные счеты. 
Если люди отказывают в предоставлении 
сведений для положительных материалов 
(не видят повода, не пришло время говорить 
о результатах работы и т. п.), то надо прислушаться. 
Отказ дать сведения может возникнуть 
также из-за того, что к человеку, о котором 
вы хотите написать очерк, окружающие 
относятся неприязненно или завидуют 
ему, предвзято оценивают его роль и заслуги. 
Возможны и опасение огласки нежелательных 
сведений, неуверенность самого героя 
в том, что сообщенным фактам будет дана 
верная оценка. Наконец, причиной прохладного 
отношения к журналисту иногда служит 
неэтичное поведение коллег из редакции, 
побывавших ранее в данном коллективе. 
«Снять» подобное отношение можно продуманным 
поведением журналиста, завоеванием доверия. 
     Эффективен 
прием имитации — переключения внимания 
человека на другие объекты: декларируется 
более общая, не акцентированная на личность 
собеседника цель сбора, что позволяет 
снять напряженность. Можно, например, 
начать разговор так: «Меня (нашу редакцию) 
интересует опыт организации труда в вашем 
цехе, и человек раскроется. А в ходе разговора 
журналист скажет и об истинной цели беседы. 
Герой комментирует те сведения о себе, 
которые корреспондент получил из других 
источников информации и считает спорными 
или особенно важными для понимания характера 
человека. «Это правда, что у Вас не было 
ни одной разбитой машины?» — «Кто сказал? 
Неверная информация, был грех», — он вздохнул. 
Условием успешного сбора информации является способность тонко чувствовать настроение собеседника и быстро реагировать на перемены в нем, умение настойчиво и в то же время тактично развивать едва заметную тему разговора, направлять его в нужное русло, ставить точные и перспективные, с точки зрения всей беседы, вопросы. Часто бывает желательно начать с отвлеченных фраз, шутки, дружеской реплики, с рассказа о встречах с интересными людьми, переключить внимание на другие объекты, вызвать азарт, эмоциональный настрой, наконец, дать выговориться собеседнику... Как считал А. Моруа, разговор — это здание, которое строят совместными усилиями.
     В 
ходе беседы активность журналиста и 
этичность его поведения проявляются 
в постановке вопросов, в замечаниях по 
поводу сообщаемых сведений, в оценке 
их с помощью слова, мимики, жеста. Этичность 
вопроса, его уместность в каждой из ситуаций 
— один из главных признаков профессиональной 
зрелости журналиста, его воспитанности. 
Неуместны вопросы, на которые собеседник 
не может ответить или вынужден дать банальный 
ответ. Историк В. О. Ключевский говорил: 
«Быть умным значит не спрашивать того, 
на что нельзя ответить». Такие вопросы 
унижают человека, а опубликованный ответ 
искажает его образ. К неуместным, неэтичным 
вопросам следует отнести и такие, которые 
провоцируют нескромный ответ героя, формируют 
у него некритическую оценку своих успехов. 
Ответ вопреки намерению корреспондента 
отрицательно характеризует героя. Так 
как цель журналиста — получение объективных 
сведений, не стоит задавать вопросы, которые 
прямо или косвенно подсказывают собеседнику  
тот вариант ответа, в котором заинтересован 
репортер. При таком сборе информации 
возникает риск принять за истинные сведения 
то, что инспирировано самим журналистом, 
высказано под его влиянием. 
     Большое 
значение имеет порядок вопросов, 
их последовательность и сочетаемость. 
Недопустимы покровительственный или, 
наоборот, заискивающий тон беседы, а также 
категоричность высказываний. Люди ценят 
время, и неуместные, неумные, ненужные 
вопросы раздражают их как свидетельство 
безответственности журналиста, решившего 
с налету «поговорить по душам». Чтобы 
избежать этого, нужна большая подготовительная 
работа. Вопросы могут быть основными, 
дополняющими, конкретизирующими, напоминающими, 
контролирующими, прямыми, косвенными, 
альтернативными, ретроспективными, текущими, 
переходными и т. д. Чтобы преодолеть скованность 
и замкнутость собеседника, можно показать 
заранее подготовленную фотографию, письмо, 
прослушать запись, которые взволнуют 
человека. Полезно непрерывно наблюдать 
за героем в действии, как говорится, «идти 
за ним по пятам». 
Информация о работе Социальная ответственность СМИ и журналистов