Социальная ответственность СМИ и журналистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы — анализ социальной ответственности средств массовой информации и журналистов в современном российском обществе. Выдвижение данной цели обусловило постановку следующих задач:
• обобщение существующих в отечественной и зарубежной социологии методологических подходов к изучению средств массовой информации; уточнение и систематизация основных понятий социологии массовой коммуникации, рассмотрение места и роли средств массовой информации в современном обществе;
• анализ смысла социальной ответственности СМИ в современном обществе, рассмотрение принципа социальной ответственности средств массовой информации, условия реализация этого принципа в странах западной демократии и в современном российском обществе;
• реконструкция эволюции региональных печатных средств массовой ;составление общей характеристики и основных тенденций развития современного информационного пространства, анализ факторов автономности региональной печати в контексте социальной ответственности;
• анализ мнения читателей и журналистов по вопросам социальной ответственности СМИ, журналистской этики, цензуры и автономности, проведение оригинального авторского эмпирического исследования методом фокус-групп

Содержание

Введение...................................................................................................................2
Глава 1
Социальная ответственность средств массовой информации и журналистов............................................................................................................................6
Глава 2
Журналистская этика и социальная ответственность........................................12
Глава3
Социальная ответственность в современном обществе....................................26
Заключение.............................................................................................................33
Список литературы................................................................................................34

Работа содержит 1 файл

социальная ответственность СМИ и журналистов по ТиП МИ (2 версия, которая с допуском).doc

— 144.50 Кб (Скачать)

           Минусы:

  • Экономическое рабство прессы – зависимость от спонсора, рекламодателя; деньги – современная цензура СМИ; экономическая несвобода сразу же повлекла за собой идеологическую зависимость;
  • СМИ способствуют разложению общества; разврат в СМИ; восхваление хама; расцвет «желтой», «грязной» прессы;
  • Дестабилизация средствами массовой информации общественной жизни;
  • Неуважение газетами своего читателя;
  • Рост недоверия аудитории к СМИ в связи с усилением манипуляции ими общественным мнением; изданий все больше – доверия им все меньше;
  • Журналисты жертвуют своими убеждениями, чтобы прокормить семью;
  • Взяточничество в журналистике распространяется быстрыми темпами;
  • Дороговизна изданий;
  • Низкое качество продукции СМИ;
  • Снижение уровня культуры в журналистике, ответственности за информацию.
  • Журналистам не хватает этичности, порядочности по отношению к тем, о ком они пишут;
  • Чрезмерное количество развлекательных изданий;
  • Мало аналитичности, глубины в публикациях, поверхностность;
  • Ушла в прошлое обратная связь с аудиторией;
  • Расцвела теневая, заказная информация;
  • За пестрыми страницами газет и журналов не видно настоящей журналистики; много бесполезных изданий, не несущих в себе никакой добротной, толковой информации; высасывание из пальца, выдувание из пустяка сенсации;
  • Нарушение основных принципов журналистики – на полосах нередки непроверенные сведения, откровенная клевета, провокации;
  • Преобладают слухи, заграничные сплетни о знаменитостях, отсутствуют свои, местные новости в массовой прессе;
  • Из сухого штампованного языка советского периода газетный текст превратился в издательский стеб и ерничество;
  • Перенасыщенность текстов жаргонизмами, англицизмами;
  • Умерло много жанров, например, фельетон;
  • Ориентация на западные издания, что не приживается на русской почве.

         Каждое  издание активно ищет своего читателя. Для привлечения рекламодателя  создаются специальные отделы, цель которых привлечь заказчика разместить рекламу, стимулировать продажу площадей и услуг издания, продвинуть издание на рынке. В сфере деятельности редакции издания – маркетинговые исследования: рынка СМИ, изучение читательской аудитории, исследование конкурентов, составление прогнозов изменения рыночного состояния, читательской аудитории и возможности издания. Большое внимание уделяется связям с общественностью, что способствует возвышению  имиджа, антирекламе (снижению имиджа), контрреклама (восстановлению случайно сниженного имиджа), выставкам, презентациям, конкурсам – всему тому, что так или иначе может привести к росту рейтинга изданий. На имидж влияет не только качество газеты, но и хорошие связи с другими СМИ, четко разработанный и успешно выполняемый бизнес – план, продуманная кадровая политика, одобрение сотрудников и даже их внешний вид.

               Словом, имиджем можно и нужно управлять, но базой его служит репутация. Как пишет В.В. Тулупов, репутация газеты воспринимается на всех уровнях взаимодействия с окружающим миром: газета – аудитория (идейно – политическая); газета – власть (оценивается принципиальность позиции); газета – конкурирующие издания (профессиональная репутация); газета – партнеры (коммерческая репутация). Причем репутация складывается из репутаций учредителя, владельца, редактора, редакционного совета, редакционной коллегии, отделов редакции, репутаций отдельных журналистов, в особенности тех, чьи имена на слуху. Составляющие репутации самого издания в большой степени совпадают с принципами журналистской деятельности, этическими принципами в том числе: объективность и правдивость (стремление к истине); принципиальность и последовательность в отстаивании заявленной позиции; независимость; служение обществу и гражданская смелость; взвешенность и конструктивность; профессионализм; современность и т.д.

                     Как правило, рекламные  агентства и рекламодатели при  выборе изданий смотрят, прежде всего, на рейтинги. Чем выше рейтинг, тем  эффективнее издание то есть дороже  реклама в нем. Но при использовании рейтингов важно учитывать не только социально – демографические данные о читателях, телезрителях, стиле их жизни, но и информацию об информационных предпочтениях аудитории.

                     Основная тенденция  развития средств массовой информации в мире – движение к информационному обществу, что связано, прежде всего, с появлением новых революционных технологий. Российская и западная журналистика – накануне перехода на принципиально новый уровень: цифровое телевидение позволит любому составить программу телевизионного вечера, исходя из своих интересов и желаний. Спутники, выведенные сегодня на орбиту, располагают 150 тысячами лучших мировых  фильмов и 200 тысячами программ различной направленности. Являясь одним из самых перспективных направлений в развитии средств массовой коммуникации, спутниковое телевидение позволяет мгновенно получать и передавать информацию, объединяя не только страны, но и континенты. Мы вплотную подошли к появлению интерактивного телевидения. Компьютерная сеть Интернет с ее популярной эмблемой «World Wide Web», растет стремительно и становится основой глобальной информационной инфраструктуры.

                     В России цифровые  технологии стали широко внедряться в сферу печатных СМИ; редакции уже многих газет создают электронные версии своих изданий, осваивая тем самым виртуальное пространство Интернета.

                     В информационном обществе, в которое стремится преобразовываться сегодняшнее индустриальное, большая часть населения будет занята в сфере производства, обработки, управления и обмена информацией. В настоящее время информация порой представляет собой  основанные на образах и мифах пропагандистские комплексы, а глобализация процессов в масс – медиа ведет к росту потока субъективной информации, созданной в интересах отдельной личности или организации.

           Другими тенденциями журналистики  является, с одной стороны, дифференциация и расширения многообразия печатных изданий и электронных СМИ, с другой, интеграция средств массовой информации, вызываемая стремлением к экономической выживаемости.

         Двадцатый век неоднократно круто менял  социально – политическую обстановку в России. Это непосредственно сказывалось на ее журналистике: от демократического этапа она пришла к тоталитарному, а затем вновь вернулась к демократическому. Бурно развивалась масс – медиа европейских стран и США, а в некоторых развивающихся странах Азии и Африки она только зародилась, поскольку в них начался период становления государственности – результат успешной освободительной борьбы.

                     Если первые периодические  издания были универсальными и информационными, сначала в виде еженедельника, затем  ежедневной газеты, журнала, то вскоре пресса  разделилась на серьезную и развлекательную, качественную и массовую, возникли таблоиды, бульварная периодика. В то же время велся поиск методов более активного вмешательства в общественную жизнь, который приводил к возникновению различных  движений в прессе (маркерство, новый журнализм, концептуальная журналистика).

                     Великие изобретения  – радио, телевидение, а в конце  Хх в. Интернет – обогатили журналистику, сделали ее неузнаваемой.

                     В ходе функционирования журналистика испытывала постоянное давление цензуры. Свобода печати, слова и информации стала реальностью в России только с принятием  в 1991г. Закона «О средствах массовой информации» и Конституции страны 1993г.

                     Сегодня определяется облик мировой журналистики ХХI века. Два фактора могут повлиять на него весьма существенно: массовая культура и новые информационные технологии (Интернет, интерактивные и цифровые  медиа). При этом журналистика каждой страны останется самобытной с учетом традиций и менталитета того народа, который она обслуживает. 
     
     
     
     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                   В заключение данной работы необходимо сказать, что решение каждым журналистом творческих и иных проблем своего труда представляет высшую степень проявления свободы в журналистике и социальной ответственности за нее, речь идет о возможности выбора решения вопроса.

               С 1991 года в Российской Федерации  стала создаваться система журналистского  права. Учитывающая общепризнанные  международные правовые реалии, опираясь на базовую основу – Конституцию страны, она доказывает свою жизнестойкость и юридическую силу. Вместе с тем закон «О средствах массовой информации», принятый раньше остальных нормативных актов, вступил с ними в противоречие некоторыми своими статьями.

     Настоящая возможность для реализации творческих намерений появляется у журналиста в том случае, если он ставит перед собой нравственные задачи и его цели совпадают с одухотворенной идеей прогресса.

     И все-таки, зависимость прессы от тех  или иных факторов будет всегда, важно только, чтобы была возможность выбора того, от кого зависеть.

     Необходимо  не забывать журналисту том, что свобода  слова и социальная ответственность — это скорее его возможность поднимать острые проблемы, касающиеся современности, не оглядываясь на «власть имущих». Однако не следует забывать и о нравственной стороне вопроса — нельзя способствовать стремительно развивающейся тенденции к распространению неэтичных материалов в современных СМИ. А это возможно только в том случае, если журналист понимает ответственность, лежащую на нем, и стремится к повышению своего нравственного потенциала. 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

     1. Воинов А.Е. «Законодательство о СМИ и практика его применения в республиках — субъектах РФ» — М., 1997; с.21.

     2. Ворошилов В.В. «Теория и практика массовой информации». Учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006,с.294-324.

     3. Ворошилов В.В. «Журналистика»: Базовый курс: Учебник / В.В. Ворошилов; Б-ка профессионального журналиста; СПб Гос. Ун-т сервиса и экономики, факультет журналистики / В.В.Ворошилов.-5-е изд. – СПб.: Михайлова В.А., 2006.

     4. Гражданский кодекс РФ.- М.:Проспект,1998. - 416с.

     5. Дэннис Э., Мэррилл Дж. «Беседы о масс-медиа» — М.: 1997; 15-34.

     6. Журнал «Профессия – журналист». №№ 1-10, 2000.

     7. Закон о государственной тайне (в ред. Федерального закона от 06.10.97 N 131-ФЗ)

     8. Закон о средствах массовой информации. – Москва: Приор,2000.-32с.

     9. Законодательство РФ о средствах массовой информации. Сб. правовых актов / Ред. – сост. М.В. Понярская, А.Г. Рихтер. М.,1996.

     10. Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка» — 4-е издание, дополненное. — М.: Азбуковник, 2004; 704.

     11. Прохоров Е.П. «Свобода СМИ и журналистской деятельности на демократических принципах» — М., 2001; 10-16.

     12. Рихтер А.Г. «Правовые основы журналистики» — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002; с.15.

     13. «Средства массовой информации России»: учебное пособие для вузов/ под ред. Засурского Я.Н.; науч. ред. Е.Л. Вартанова, М.В. Шкондин.- Москва: Аспект Пресс,2006

     14. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» (ст.12)

     15. Федотов М.А. «Правовые основы журналистики». Т.4. — М.: 2001;

 

    ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. http://www.blotter.ru/news/article096F3/default.asp
  2. http://www.frip.ru/newfrip/cnt/library/books/0011/part4
  3. http://www.mediart.ru/content/view/3/57
  4. http://www.nispi.ru/digest/digest/digest171.shtml
  5. http://www.press.try.md/view.php?id=27411&iddb=Main

Информация о работе Социальная ответственность СМИ и журналистов