Социальная ответственность СМИ и журналистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы — анализ социальной ответственности средств массовой информации и журналистов в современном российском обществе. Выдвижение данной цели обусловило постановку следующих задач:
• обобщение существующих в отечественной и зарубежной социологии методологических подходов к изучению средств массовой информации; уточнение и систематизация основных понятий социологии массовой коммуникации, рассмотрение места и роли средств массовой информации в современном обществе;
• анализ смысла социальной ответственности СМИ в современном обществе, рассмотрение принципа социальной ответственности средств массовой информации, условия реализация этого принципа в странах западной демократии и в современном российском обществе;
• реконструкция эволюции региональных печатных средств массовой ;составление общей характеристики и основных тенденций развития современного информационного пространства, анализ факторов автономности региональной печати в контексте социальной ответственности;
• анализ мнения читателей и журналистов по вопросам социальной ответственности СМИ, журналистской этики, цензуры и автономности, проведение оригинального авторского эмпирического исследования методом фокус-групп

Содержание

Введение...................................................................................................................2
Глава 1
Социальная ответственность средств массовой информации и журналистов............................................................................................................................6
Глава 2
Журналистская этика и социальная ответственность........................................12
Глава3
Социальная ответственность в современном обществе....................................26
Заключение.............................................................................................................33
Список литературы................................................................................................34

Работа содержит 1 файл

социальная ответственность СМИ и журналистов по ТиП МИ (2 версия, которая с допуском).doc

— 144.50 Кб (Скачать)

     Порой собеседник дает те или иные сведения, но предупреждает при этом — «не для печати». Понимая, что факты могут быть опубликованы, он просит этого не делать, хотя знает: журналист при желании получит аналогичную информацию из другого источника. Конечно, как быть с оговоркой «не для печати», решает редакция. Об этом и надо сказать источнику сведений, а он уж может официальным заявлением просить редакцию воздержаться от публикации. Интимные данные редакция публикует с письменного согласия персонажа, часто с заменой его имени. Допустимой нормой (часто при подготовке критических материалов) считается использование заблуждения информирующего лица относительно тех сведений, которыми располагает журналист. 

     Беседу  делают эмоциональной и искренней  ее полемическая направленность, перевод в русло спора. 

     Уровень сбора информации, а затем и качества публикации существенно снижаются, если у журналиста нет наблюдательности и интереса к людям, способности быстро и верно оценивать их психологическое состояние. Этические ошибки — следствие и его некритической оценки своей осведомленности о предмете разговора, неумения слушать, постановки нетактичных вопросов и т. д. Избежать этого помогут самоконтроль, нестандартное мышление, забота об авторитете газеты, радиостанции, телепрограммы. 

     К коллективным источникам информации, используемым в ходе формального и неформального общения, относятся собрания, совещания, конференции, заседания «круглых столов» и «клубов деловых встреч», товарищеские суды, пресс-конференции, беседы с группой людей в неофициальных условиях. Ценность такого рода источников обусловлена природой общения (демократизм, критика, самокритика), что помогает журналисту точнее сориентироваться в явлении, ситуации, проблеме, расширить свои представления о них, проверить первоначальные наблюдения или, скажем, найти интересного человека, важную тему. Любопытен и весьма ценен разговор с человеком в присутствии его товарищей. Но, собирая информацию в условиях огласки, корреспондент должен учитывать, что сведения могут быть далеки от истины в связи с присутствием других людей, соображениями престижного характера, давлением формального или неформального лидера, а также в связи с различными «болезнями» коллектива, когда возникает разобщенность интересов. Поэтому при последующем использовании сведений, полученных из коллективного источника, важно соотнести их со сведениями, почерпнутыми из других источников. Нередко мнение одного человека, не желая на него ссылаться, журналист умышленно выдает за мнение коллектива. Иначе, видя в газете ссылку на индивидуальный источник («как нам сообщил...»), читатель вправе требовать более точный адрес или объяснение причины сохранения в тайне источника информации. 

     Довольно  часто журналист прибегает к документам, представляющим собой любые зафиксированные знания, которые могут быть использованы для справок, изучения, доказательств. Знакомство с ними следует начинать с разрешения автора (или его наследников). Разрешение надо отметить в публикации, цитату выделить курсивом, дать разграничение между документом, его оценкой и журналистским текстом, а также уведомить, что в документе могут быть искажения, неточности. И конечно, следует поблагодарить за предоставление документа. 

     Для положительного материала допустимо  собирать сведения, не представляясь информирующим лицам. Неведение последних позволяет увидеть суть дела изнутри, пронаблюдать людей в естественной обстановке, ведь визит журналиста часто вызывает напряженность, волнение будущих героев. Здесь речь идет уже не о классификации источников информации, а о приемах обращения к ним, методах сбора сведений: наблюдении, совмещении профессий, лицедействе. 

     Некоторые журналисты для получения информации входят в контакт с человеком, будучи включенными в группу должностных лиц (например, в ревизорскую или инспекторскую комиссию), однако корреспондент не должен брать на себя права этих лиц, давать рекомендации. Метод «совмещения профессий» вызывает сложности этического порядка, а именно риск нанести нравственный или материальный ущерб людям или организациям («таксист» может совершить аварию, «врач» поставить неправильный диагноз, «юрист» без опыта дать неправильный совет). Следовательно, надо соблюдать определенные требования: квалификация журналиста должна соответствовать требованиям «временной профессии», тогда от его кратковременного нахождения на данной работе не пострадает дело, не будет причинен ущерб. 

     Для критической корреспонденции также  возможен сбор сведений, при котором источники информации не догадываются о том, что стали объектом внимания журналиста, или об истинной цели сбора. Такой прием порой сочетается со скрытым фиксированием информации — «лицедейством». Однако включение диктофона без ведома собеседника и его согласия не только не рекомендуется, но и прямо запрещено законодательством. Диктофон тем более неуместен, когда речь идет о личном горе, или если у собеседника есть дефекты речи. Не учитывая состояния человека, можно сломать беседу. Использование скрытой камеры также может обернуться бестактностью. Так, фотокор заснял незнакомых между собой юношу и девушку, прячущихся от дождя, и опубликовал снимок как весенний этюд. А это вынудило персонажей давать объяснения своим любимым. 

     Более честным и принципиальным является открытый сбор сведений. Кодекс Международной  организации журналистов предписывает: «Журналист должен оберегать достоинство своей профессии. Он не должен прибегать к недостойным средствам и способам получения информации». Принципиальная позиция заставляет журналиста прямо и недвусмысленно выражать свое отношение к отрицательным фактам: высказать все открыто и честно. 

     Этика журналиста как своего рода свод норм и правил профессиональной морали находит свое отражение в журналистских кодексах. Формирование профессиональной морали — живой, непрекращающийся процесс. Нравы, как известно, складываются стихийно. В отличие от нравов, профессионально-этические нормы нуждаются и в рациональном обосновании нравственным сознанием, и в теоретическом осмыслении этической наукой. Впервые этический кодекс был документально оформлен в Швеции около 1900 г., но первым писаным кодексом считают «Хартию поведения», принятую в 1918 г. во Франции национальным синдикатом журналистом. В кодексах прессы западных стран предусмотрены такие понятия, как честность и справедливость, обязанность знать мнение объекта любого критического материала перед публикацией и предоставить возможность ответить на нее, запрет на использование нечестных средств получения информации, на предрешение вины обвиняемого, необходимость публикации известий об оправдании того, о ком ранее сообщалось как о правонарушителе. Финский ученый Ларе Бруун в изданном в 1979 г. Международной организацией журналистов сборнике «Proffessional Codex in Journalism» опубликовал анализ 59 журналистских кодексов. Вот некоторые данные из этого обзора. Моральные нормы расположены ученым в зависимости от частоты, с которой они встречаются в кодексах. 

     
    1. Требование  правдивого и честного распространения  новостей имеется в 53 из 59 разобранных  кодексов.
    2. Требование соблюдать профессиональную тайну или конфиденциальность источника информации — в 42 кодексах.
    3. Право людей на свободное выражение мнений и на получение правдивой информации — в 42 кодексах.
    4. Использование журналистом своего общественного положения для извлечения личной выгоды осуждается в 37 кодексах.
    5. Плагиат, клевета, оскорбление и иные уголовно наказуемые деяния осуждаются в 33 кодексах.
    6. На свободу информации как неотъемлемое право личности указывается в 33 кодексах.
    7. Требование обязательного исправления ошибки и права на ответ — в 31 кодексе.
    8. Ответственность за ущерб, который может быть нанесен престижу корпорации дурным поведением ее членов — в 27 кодексах.
    9. Недопустимость скрытой рекламы — в 26 кодексов.
    10. Различие между новостью и комментарием — в 13 кодексах.
    11. Заголовки должны строго соответствовать содержанию статей — в 9 кодексах.
 

     В нашей стране в 1988 г. в рамках Союза  журналистов СССР был создан Совет по профессиональной этике и праву. В декабре 1989 г. Совет одобрил, а последний съезд СЖ СССР принял первый в отечественной истории свод деонтологических (этических) правил — Кодекс профессиональной этики советского журналиста. Приметой времени остались в этом документе слова о «социалистическом плюрализме мнений», «коренных интересах народа», «монополизации гласности», «новом информационном порядке» и т. п. Однако Кодекс содержал и четко выписанные профессиональные принципы: социальная ответственность, правдивость, объективность, честность, уважение чести и достоинства личности, уважение общечеловеческих ценностей, профессиональная солидарность и т. д. 

     Предполагалось, что дела о нарушениях принципов и норм, зафиксированных в Кодексе, будут рассматриваться в первичных журналистских организациях, которые смогут применять к нарушителям такие меры воздействия, как предупреждение, выговор, строгий выговор, исключение из СЖ СССР. В республиках, краях и областях должны были создаваться (и создавались-таки!) советы по профессиональной этике и праву, на которые возлагались функции апелляционной инстанции. Впоследствии данный Кодекс был забыт. Однако тема профессиональной этики продолжала волновать тех, кто понимал необходимость формирования нравственной, а не только правовой, основы свободного функционирования СМИ. Так, 4 февраля 1994 г. группа известных сотрудников столичных редакций подписала Московскую Хартию журналистов, которая, наряду с общепринятыми в мире принципами профессиональной этики, установила несовместимость статуса журналиста с занятием должности в органах власти и политических партиях, прекращение статуса журналиста с момента, когда он берет в руки оружие. Хартия побудила руководителей Союза журналистов России составить Кодекс профессиональной этики, который 23 июня 1994 г. был одобрен Конгрессом журналистов России. 

     Одной из причин создания официальных этических  кодексов является стремление, с одной стороны, заполнить пробелы в структуре существующего законодательства, а с другой, рассматривать этические проступки, не являющиеся правонарушениями. Правовые акты являются шкалой, с которой сверяются этические нормы. Надо заметить, что, к сожалению, многие положения действующего Кодекса дублируют статьи Закона «О средствах массовой информации», а также Конституции России, Гражданского и Уголовного кодексов РФ. Свод этических норм не должен обладать административной силой. Он не учитывается в трудовом соглашении, в нем не определяется система наказаний за нарушение той или иной конкретной нормы, следовательно, принятие или непринятие профессиональных принципов поведения является прежде всего личным делом каждого. Соответственно Кодекс этики может служить ориентиром для поддержания личных обязательств журналиста. 

     И все-таки, учитывая тот факт, что  в России не было демократических  традиций свободы печати, за последние годы сделано много в деле создания законодательной и этической базы средств массовой информации, в решении правовых и этических проблем журналистики. 

 

     

     ГЛАВА 3

     СОЦИАЛЬНАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  В СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ

     Главная социальная роль журналистов доносить до общества информацию. Общество, в свою очередь, должно как-либо реагировать на эту информацию. Общественное мнение – лишь одно из состояний общественного сознания, заключающее в себе отношение людей к событиям и фактам социальной действительности, к деятельности различных групп и отдельных людей. Не мнение воздействует на сознание, а наоборот, зрелость общественного сознания делает  общественное мнение компетентным и истинным.

     О качестве сегодняшней журналистики можно судить по опросам аудитории. Каковы, к примеру, основные плюсы  и минусы общеполитической и информационно-коммерческой региональной печати. На этот вопрос дали ответы студенты отделения журналистики Тверского университета, активно сотрудничающие с редакциями СМИ.

         Плюсы:

  • Широкий выбор изданий;
  • Многопартийность;
  • Достаточно большое количество качественной информации;
  • Появились профессионалы и в массовой информации;
  • Выросла роль интерактивной журналистики, общения журналистов с читателями, слушателями, зрителями, повысился интерес к мнению аудитории, СМИ стараются удовлетворить ее интересы;
  • Разнообразие изданий и точек зрения в целом даю более верное отражение действительности; людям не навязывают какую-то одну определенную идею, что играет важную роль в формировании личности;
  • Регионализация СМИ благоприятно сказывается на развитии и информированности провинциальной аудитории;
  • Журналистика стала богаче: она более раскованна, более всеобъемлюща, затрагивает все стороны человеческой жизни, чего не было в советский период, более неожиданна и интригующая;
  • Упор делается в первую очередь на информативность текста;
  • Изменился язык – из официально-делового он приближается к литературно-разговорному, это хорошо в разумных пределах;
  • Многие издания отличает прекрасное оформление, иллюстрированность, что повышает интерес к информации.

Информация о работе Социальная ответственность СМИ и журналистов