Телевидение как средство массовой коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение эффективности и обоснование места телевидения в системе средств массовой информации.
Задачи:
1. Определение сущности эффективности медиавоздействия.
2. Изучение специфики телевидения как канала массовой коммуникации.
3. Анализ основных методов и критериев эффективного воздействия телевидения.
4. Рассмотрение возможностей телевидения как средства эффективной коммуникации на примере Рязанских телеканалов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1.Основная часть…………………………………………………………….5
1.1. Понятие эффективности средств массовой коммуникации………5
1.2. Понятие телевидения……………………………………………….8
1.2.1. Телевидение, как средство массовой коммуникации……...8
1.2.2. Функции телевидения………………………………………..10
1.2.3. Анализ аудитории телевидения ………………………….....15
1.3. Анализ воздействия телевидения…………………………………19
1.3.1. Телевидение: сущность, специфика………………………..19
1.3.2. Механизмы эффективного воздействия телевидения…….22
2. Практическая часть……………………………………………………....27
2.1. Возможности телевидения на примере Рязанских телеканалов...27
2.1.2. Тенденции развития рязанского телевизионного поля……31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...35

Работа содержит 1 файл

Телевидение.doc

— 161.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

1.Основная часть…………………………………………………………….5

    1.1. Понятие эффективности средств массовой коммуникации………5

     1.2. Понятие телевидения……………………………………………….8

            1.2.1. Телевидение, как средство массовой коммуникации……...8

            1.2.2. Функции телевидения………………………………………..10

            1.2.3. Анализ аудитории телевидения ………………………….....15

      1.3. Анализ воздействия телевидения…………………………………19

             1.3.1. Телевидение: сущность, специфика………………………..19

             1.3.2. Механизмы эффективного воздействия телевидения…….22

2. Практическая  часть……………………………………………………....27

      2.1. Возможности телевидения на примере Рязанских телеканалов...27

            2.1.2. Тенденции развития рязанского телевизионного поля……31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..33

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...35 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Пользуясь специфическими методами воздействия  на аудиторию, СМИ всегда оказывали  влияние на массовое сознание. По мере увеличения количества разнообразных СМИ, появления новых влияние их становится все обширнее и разнообразнее. В современную информационную эпоху, когда информация становится вездесущей и всепроникающей настолько, что человек порой уже неспособен реагировать на те или иные медиасообщения, особенно актуальным становится всестороннее изучение эффективности медиавоздействия. Изучение эффективности, не просто как достижения любого эффекта, а именно как достижения того эффекта, который задумывался коммуникатором.

     Актуальность  избранной  мною темы определяется растущим значением телевидения и средств массовой коммуникации в формировании общественного сознания. В условиях современного развития России, когда печатные СМК и Интернет оказываются доступны не всем группам населения и регионам, телевидение остается самым массовым средством коммуникации.

     Телевидение, на данный момент, является наиболее популярным видом СМИ. Это подтверждают данные статистики, более 80 % населения, по данным 2008 года, смотрят телевизор почти каждый день.

     Такое монопольное положение телевидения  объясняется многими причинами: оперативностью, образностью, «эффектом  присутствия» и т.д. Соответственно, занимая такое положение, телевидение  выступает наиболее мощным инструментом влияния на массовое сознание.

     Целью данной работы является рассмотрение эффективности и обоснование места телевидения в системе средств массовой информации.

     Задачи:

  1. Определение сущности эффективности медиавоздействия.
  2. Изучение специфики телевидения как канала массовой коммуникации.
  3. Анализ основных методов и критериев эффективного воздействия телевидения.
  4. Рассмотрение возможностей телевидения как средства эффективной коммуникации на примере Рязанских телеканалов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Основная  часть
 

    1.1. Понятие эффективности средств массовой коммуникации. 

     Весьма  сложной и нерешенной остается проблема выделения системы критериев  эффективности массовой коммуникации. В этом отношении нам представляется наиболее полно разработанным подход Б. А. Грушина и других советских социологов, которые в качестве основных критериев эффективности рассматривают достижение массовой коммуникацией своих целей. Понятие цели в данном случае является более сложным, нежели при анализе других видов деятельности. Сложность эта связана с тем, что при анализе информационной деятельности мы сталкиваемся с множеством целей. Главная сложность такого анализа связана с общей структурой информационной деятельности. Структура, как правило, складывается из двух различных видов деятельности, осуществляемых одним и тем же субъектом, но имеющих дело с различными предметами и орудиями и производящих различные продукты.

     С одной стороны, это отражающая, фиксирующая, описывающая, моделирующая действительность деятельность. Ее предметом являются факты, события, а продуктом – информация об этой действительности.

     С другой стороны, это управленческая, преобразующая, активно изменяющая действительность деятельность, направленная на утверждение и поддержание  принятых в обществе ценностей и  норм, на организацию выполнения разного рода хозяйственных, технических, идеологических программ, на регулирование, координацию в обществе социальных отношений и т. д. Предметом здесь выступают различные элементы социальной действительности, продуктом – измененная социальная действительность. В современных типах обществ основными, господствующими должны быть признаны, конечно же, цели, связанные с изменением социальной действительности – приданием массовому сознанию разного рода желательных качеств, совершенствованием существующей в обществе системы социальных институтов, развитием в желательном направлении социальных отношений. Цели же первого рода – создание информации о действительности – играют здесь заведомо подчиненную роль. Соответственно эффективность их достижения зависит от эффективности достижения целей первого рода.

     Следующий важный момент в анализе эффективности  деятельности СМИ – множество  целей СМИ. Эта множественность  ставит вопрос о связях отдельных  целей друг с другом, их взаимодействии. Решение этой проблемы достигается с помощью «дерева целей» - расположения всего набора имеющихся целей друг относительно друга на основе отношений субординации – координации (главные-второстепенные, господствующие-подчиненные), Большей или меньшей степени общности (общие-конкретные, широкие-узкие), последовательности развертывания во времени (сначала одни, затем другие) и т. д.

     Из  сказанного можно сделать вывод: во-первых, анализ и оценка эффективности  не имеет смысла, если точно не определены цели деятельности; во-вторых, эффективность определяется не только характеристиками самой анализируемой деятельности как таковой, но и характеристиками выдвигаемых целей.

     Оценка  эффективности информационной деятельности должна включать в себя анализ деятельности предшествующей собственно производству и распространению информации, и тем самым включать выделение различных стадий информационной деятельности и тем самым различных уровней ее эффективности. Можно говорить, прежде всего, о четырех стадиях информационной деятельности:

     - целеполагание;

     -отражение  (моделирование) действительности (производство  информации);

     - размножение и передача информации;

     - воздействие на потребителя информации.

     Таким образом, можно сказать, что необходимо оценивать эффективность на каждой стадии информационной деятельности, необходимо учитывать факторы, влияющие на эффективность на каждой стадии. Совершенно необходимо при оценке эффективности воздействия учитывать и получателя информации, его субъективные характеристики.

     Разобравшись  в понятии эффективности средств массовой коммуникации, мне бы хотелось рассмотреть и проанализировать непосредственно возможности телевидения как средства эффективной коммуникации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Понятие телевидения 

     1.2.1. Телевидение, как средство массовой коммуникации 

     Массовая коммуникация – процесс передачи информации с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории.

     Появление и развитие технических средств  общения обусловило формирование нового социального пространства – массового  общества. Данное общество характеризуется наличием специфических средств связи – средств массовой коммуникации. Бурное развитие средств массовой коммуникации в ХХ в. привело к изменению мировосприятия, трансформации, “дегуманизации” культуры, формированию нового виртуального мира общения. Потребовалось теоретическое осмысление феномена массовой коммуникации.

     Г.Маклюэн (канадский профессор) - первым обратил внимание на роль средств массовой коммуникации, особенно телевидения, в формировании сознания независимо от содержания сообщения. На основании этого он сделал вывод, что сообщением, передаваемым средством общения, является само это средство. Телевидение - это не труба, по которой можно передавать все, что угодно. При передаче сообщения техническое средство не нейтрально, а передает сообщению свои свойства. Все, что передается по телевидению, само становится телегенным. Телевидение, собирая на экране все времена и пространства сразу, сталкивает их в сознании телезрителей, придавая значимость даже обыденному. Привлекая внимание к тому, что уже произошло, телевидение сообщает аудитории о конечном результате. Это создает в сознании телезрителей иллюзию того, что демонстрация самого действия ведет к данному результату. Получается, что реакция предшествует акции. Телезритель, таким образом, вынужден принимать и усваивать структурно-резонансную мозаичность телевизионного изображения. На эффективность восприятия информации влияют жизненный опыт телезрителя, память и скорость восприятия, его социальные установки. В результате телевидение активно влияет на пространственно-временную организацию восприятия информации. Деятельность средств массовой коммуникации перестает быть для человека производной от каких-либо событий. Средства массовой коммуникации начинают в сознании человека действовать как первопричина, наделяющая действительность своими свойствами. Происходит конструирование реальности средствами массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации, таким образом, формируют свое, мифологическое пространство. Исходя из этого, Г.Маклюэн на первый план выдвигает миф, как наиболее органичный для человека, живущего в условиях электронного окружения, способ восприятия мира. В мифотворчестве функционирования средств массовой коммуникации телевидение воспринимается как вещь, порождающая реальную телевизионную практику. Для телевизионного поколения само собой разумеющимися становятся убеждения, что средства массовой коммуникации вездесущи, всемогущи, всезнающи. Через средства массовой коммуникации потребитель проникается иллюзией собственной исключительности, проницаемости, просвещенности. Однако, усматривая в телевизионном поколении позитивные установки, Г. Маклюэн довольно пессимистично отзывался о его практических достижениях. Телевизионное поколение, по мнению Г.Маклюэна, с одной стороны, – творец настоящего, а, с другой, – его жертва. 
 
 
 
 
 
 

     1.2.2. Функции телевидения 

     Сущность  телевидения проявляется в его  функциях:

     Информационная  функция. Назначение всех средств массовой информации - удовлетворение информационных потребностей человека, общества, государства. Это относится и к телевидению, которое отличается лишь тем, что способно распространять информацию полнее, быстрее, достовернее и эмоционально более насыщенно, нежели радио или печатные СМИ. Говоря об информационной функции телевидения, необходимо, вероятно, ограничиться узким и конкретным толкованием самого понятия "информация". Регулярное получение людьми экономической, политической, социальной и культурной информации в современном мире стало нормой жизни. Отсюда проистекает тот факт, что информационные программы являются опорными точками сетки вещания любой телекомпании, а все остальные передачи располагаются в интервалах между выпусками новостей.

     Особого рассмотрения требует акцентированное  обращение телеинформации к отклоняющимся от нормы событиям: вооруженным конфликтам, катастрофам, природным катаклизмам и т.д. Можно объяснить это явление погоней за сенсационными материалами ради повышения зрительского интереса, поднятия рейтинга и, соответственно, прибыльности вещающей компании. Однако, признавая этот фактор, необходимо отметить и другое. Для любой системы - от технического устройства до биологического организма и человеческого общества важна информация именно об отклонениях от нормы. Машина сообщает об этом включением соответствующего индикатора, живой организм - болевым ощущением. Стремление отражать ненормативные явления в жизни общества можно считать таким "индикатором", "болевым ощущением" социума. Эту информативную функцию и выполняют телевизионные выпуски новостей. Это общемировая практика, которая не допускает подмены информации агитацией. Другое дело - найти необходимую тональность для сообщений о катастрофах и войнах. Мировой стандарт, проверенный десятилетиями: выпуск новостей, невзирая на обилие новостей плохих, не должен оставлять у зрителей настроения подавленности и безысходности. Все хорошо в меру.

     Для оперативного освещения событий  такого рода, о которых, естественно, ничего не известно заранее, необходимы три условия: профессионализм сотрудников, техническая оснащенность телекомпании и высокий уровень организованности.

     Культурно-просветительская функция. Любая телепередача в какой-то мере приобщает человека к культуре. Даже информационные программы демонстрируют зрителю участников событий, ведущих, их стиль общения, степень грамотности и т.д. Все это влияет на зрительские установки и напрямую, и как отрицательный пример. В большей степени эталонно воспринимаются ведущие программ. Этот факт, кстати, был и остается поводом для тревоги телевизионных критиков, так как появление множества телеканалов разного уровня породило, в свою очередь, обилие малокультурных и недостаточно грамотных ведущих.

Информация о работе Телевидение как средство массовой коммуникации