Состав и перспективы развития сельского хозяйства РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение агропромышленного комплекса Республики Беларусь и основные направления развития агропромышленного комплекса.

Задачи, поставленные в курсовой работе:
Дать определение агропромышленному комплексу, рассмотреть его структуру и основные функции;
Оценить современное состояние агропромышленного комплекса Республики Беларусь;
Определить проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………5

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА………………………………………………………………………...7

1.1 Понятие, сущность и задачи агропромышленного комплекса………. ……….7

1.2 Состав и структура агропромышленного комплекса Республики Беларусь……………………………………………………………………………..9

2 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………...……………………...15

2.1 Анализ состава, структуры и динамики основных социально-экономических показателей агропромышленного комплекса 2009-2010 гг…………………………………………………………………………………….15

2.2. Анализ финансово-экономических показателей сельскохозяйственных предприятий за 2009-2010гг………………………………………………………18

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………22

3.1 Реализация Государственной программы возрождения и развития села 2005-2010 гг., 2011-2015 гг.……………………………………………………………….22

3.2 Зарубежный опыт в реформирование агропромышленного комплекса…………………………………………………………………………….24

3.3 Проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь…………………………………………………………….. ...26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..........31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………..33

Работа содержит 1 файл

моя курсовая 2.docx

— 90.03 Кб (Скачать)

     При выработке стратегии развития сельскохозяйственной отрасли необходимо учитывать опыт проведения аграрных реформ в странах  Восточной Европы. Часть из них (Болгария, Румыния, Польша) полностью ликвидировала колхозы. Чехия и Венгрия в этом смысле оказались более осторожными. В Чехии не распустили совхозы и колхозы, а очистили их от того, что деформировало их рациональную природу и делало, по существу, псевдоколхозами.

     В Венгрии подавляющее большинство  крестьян не изъявляли желания выходить из преобразованных кооперативов. К  середине 90-х годов удельный вес  независимых фермеров в стране превысил 15 %, остальные крестьяне продолжают трудиться в кооперативах и совхозах. На фермерские хозяйства в Венгрии  приходится около 6-7 % от общего объема аграрной продукции.

     Сторонники  мелкособственнического земледелия постепенно признают экономические реалии и  в других странах. В Польше сейчас поощряется возрождение агрокомбинатов и создание крупных – по 200 га – фермерских хозяйств. В Болгарии выход пытаются найти в организации  новых земледельческих и производственных кооперативов. В Румынии, извлекая уроки  из негативных последствий “деколлективизации”, власти ориентировали производителей на создание новых форм объединения крестьян, так называемых “свободных ассоциаций крестьян-единоличников”. Крупные коллективные хозяйства сохранились и на территории бывшей ГДР. Возрождая колхозы в рыночном варианте, там руководствуются не политической ностальгией, а аксиомой, известной каждому крестьянину, - на крупных земельных угодьях выше производительность труда, более рационально используется техника, следовательно, ниже себестоимость продукции.

     3.3 Основные направления развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь на современном этапе

     В последнее время Правительство  страны, Министерство сельского хозяйства  и продовольствия, местные органы государственного и хозяйственного управления предпринимают многие меры по стабилизации и развитию агропромышленного  производства. Например, введено льготное кредитование и налогообложение  сельскохозяйственных предприятий, действуют  механизмы лизинга и товарного  кредита, приняты кардинальные меры по оздоровлению экономики сельскохозяйственных организаций. Одобрены важные законодательные  нормативы о реорганизации сельскохозяйственных предприятий, о кооперации, о крестьянских (фермерских) хозяйствах и др.

     Сегодня можно видеть тенденции увеличения агропромышленного производства [4, с. 5]. В течение трех последних лет идут процессы восстановления объемов производства валовой продукции АПК. Сокращается убыточность отрасли. Но, несмотря на достигнутые позитивные сдвиги, в развитии отрасли существует ряд нерешенных проблем:

• низкая эффективность функционирования производства;

• высокая  степень износа активной части основных производственных фондов, превышающих  предельно-критический уровень;

• недостаточная  обеспеченность предприятий сырьем;

• дефицит  инвестиций на модернизацию производственно-технической  базы;

• низкий уровень потребления на душу населения  важнейших продуктов питания (мясо, и молоко, продуктов, рыбы, овощей и  фруктов).

     Развитие  перерабатывающей промышленности должно быть ориентировано на полное удовлетворение потребности населения страны в  продуктах питания и увеличение экспортного потенциала, снижение издержек, повышение эффективности производства наоснове внедрения ресурсосберегающих технологий, комплексного использования  материально-сырьевых ресурсов.

     В ближайшей перспективе (до 2015 г.) необходимо [4, с. 25]: повысить уровень самообеспечения сахаром, маслом растительным, улучшить структуру питания населения за счет увеличения производства и потребления белковых продуктов (мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, рыбы и рыбопродуктов), а также овощей, фруктов, растительного масла.

     Ключевым  условием обеспечения устойчивого  развития перерабатывающей промышленности является повышение технического и  технологического уровня производства до соответствующего мировым аналогам и обеспечивающего выпуск конкурентоспособной  продукции за счет активного вложения средств на модернизацию производства с внедрением новейших ресурсосберегающих и экологически чистых технологий.

     Улучшение обеспечения предприятий перерабатывающей промышленности сельскохозяйственным сырьем предусматривается на основе развития интеграционных процессов и будет осуществляться путем укрепления производственных связей и объединения на договорных и кооперативных началах партнеров по агропромышленной деятельности (сельскохозяйственных, перерабатывающих, агросервисных предприятий, финансовых структур, в том числе с участием иностранных юридических лиц).

     В целях повышения конкурентоспособности  продукции предстоит повысить качество, потребительские свойства, улучшить ее оформление и упаковку с учетом требований рынка, а также проводить  работу по внедрению стандартизации и сертификации.

     К 2020 г. за счет собственного производства население страны может быть полностью  обеспечено мясо – и молокопродуктами, хлебопродуктами, картофелем, сахаром. Возрастет уровень самообеспечения маслом растительным, рыбой и рыбопродуктами, однако из-за отсутствия прочной сырьевой базы достичь полного самообеспечения этими видами продукции проблематично. Перерабатывающая промышленность должна снизить негативное влияние на природу.

     В агропромышленном комплексе в целях  повышения эффективности производства, получения экологически чистой продукции  следует осуществить более широкое  применение биологических и микробиологических средств защиты, безотвальной обработки  пашни, использование принципов  пермакультуры, и т.д. Предусматривается разработка эффективных способов и технических средств биологической защиты растений, электрофизических способов обеззараживания семян, механических и электрических способов борьбы с сорной растительностью; изыскание эффективных способов минимизации и безотходного применения химических веществ при протравливании семенного и посадочного материала.

     Страна  должна развивать сельское хозяйство  за счет широкомасштабного освоения ресурсо- и энергосберегающих технологий, увеличения в энергобалансе доли местных энергоносителей, вторичных энергоресурсов предприятий, разработки и внедрения в сельскохозяйственное производство машин и оборудования, использующих энергию солнца, ветра, воды, низкопотенциального тепла земли и животных, озона-холода, биогаза и других возобновляемых источников.

     Также не обеспечивается приоритет развития АПК. Наоборот, с позиции воспроизводства ресурсного потенциала продолжается перераспределение капитала из сельского хозяйства в другие отрасли экономики. Это подтверждается неадекватностью реализационно-сбытовых цен затратам на производство, существенным отставанием оплаты труда работников сельского хозяйства от других отраслей реальной экономики и др.

     Изучение  показывает, что в настоящее время  необходимо строгое научное определение  стратегии и политики развития агропродовольственного производства, тем более что сейчас, по поручению Президента Республики Беларусь, идет доработка Программы  социально-экономического развития и  возрождения села. Государственная аграрная политика должна базироваться на следующих основных принципах.

     Основные  принципы государственной агропродовольственной  политики:

1.Целевой характер и программность реализации государственных приоритетов

     Государственные приоритеты АПК должны реализоваться  через научно-обоснованные целевые  республиканские и отраслевые программы  развития. Это позволяет заложить приоритеты в целевые программы  и сконцентрировать на их выполнении основные ресурсы

2. Адресность  государственной поддержки

     Государственная поддержка должна оказываться непосредственно  сельхозтоваропроизводителям. Нельзя допускать получения бюджетных и централизованных средств коммерческими посредническими организациями

3. Устойчивость  механизмов государственного регулирования

     Основные  обязательства государства перед  сельхозтоваропроизводителями должны быть долгосрочными. Это позволяет добиться устойчивости механизмов поддержки развития сельского хозяйства и даст возможность самим предприятиям выработать устойчивые критерии поведения 

4. Гарантированность мер государственной поддержки

     Преференции государства сельским товаропроизводителям должны быть гарантированными. Это  означает, что все целевые государственные  программы должны быть полностью  обеспечены финансовыми и материальными  ресурсами. Иначе будет иметь  место их невыполнение, а, следовательно, и обесценивание государственных  обязательств 

5. Разграничение  обязательств республиканских и  местных хозяйственных органов 

     Государственные целевые программы должны иметь 2 уровня республиканские и местные. Республиканские программы следует  обеспечивать за счет республиканского бюджета и централизованных фондов, а местные – за счет местных источников. Нецелесообразно смешивать источники, это приводит к их размыванию.

6. Ограничение  размеров государственной поддержки  и усиление самофинансирования

     Государственные республиканские, централизованные и  местные бюджетные средства и  фонды должны иметь вспомогательный  характер при ресурсном обеспечении  развития всей совокупности сельскохозяйственных предприятий и составлять меньшую  часть в общих объемах инвестиций и капиталовложений в АПК. Основные средства для развития и воспроизводства  агропромышленного производства должны быть заработаны самими сельскими товаропроизводителями. Агропромышленное производство должно функционировать на принципах самоокупаемости, самофинансирования и самовоспроизводства 

7. Равнодоступность  и конкурсность предоставления государственных преференций

     Все формы сельскохозяйственных предприятий (включая малые) должны иметь равные права на получение государственных  средств. Для этого необходимаконкурсность. Основными получателями государственных средств должны быть товаропроизводители, обеспечивающие более эффективное использование централизованных ресурсов в расчете на единицу продукции. За получение государственных преференций (в том числе за госзаказ) надо бороться.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  на развитее агропромышленного комплекса  влияют множество факторов, которые  оказываю как положительное так и негативное влияние.

     Вывод: Большое значение для агропромышленного комплекса имела реализация Государственной программы возрождения и развития села на 2005—2010 годы, которая позволила поднять аграрное производство на новый уровень.

Ныне отрасль работает в рамках новой Государственной программы устойчивого развития села на 2011—2015 годы. На новый уровень намечено вывести производственную деятельность сельскохозяйственных организаций.

Несмотря на достигнутые позитивные сдвиги, в развитии отрасли существует ряд нерешенных проблем. Не обеспечивается приоритет развития АПК. Наоборот, с позиции воспроизводства ресурсного потенциала продолжается перераспределение капитала из сельского хозяйства в другие отрасли экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Сельское  хозяйство является основным источником продовольствия, а также поставщиком  сырья для некоторых сопутствующих  отраслей.

     Сельское  хозяйство нельзя рассматривать  как сугубо выращивание продуктов. За сельским хозяйством стоит огромное количество других предприятий, которые  с одной стороны обслуживают  сельскохозяйственные организации, а  с другой обрабатывают с/х продукцию.

     Аграрно-промышленный комплекс (АПК) — совокупность отраслей национальной экономики, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственного  сырья, насыщение внутреннего рынка  продовольствием и обеспечивающих экспорт продовольствия и сырья. АПК Беларуси является крупной межотраслевой  подсистемой, объединяющей 9 отраслей народного хозяйства – сельское хозяйство, пищевая промышленность, молочная, мясная, комбикормовая, легкая (в части переработки сельскохозяйственного  сырья), тракторное машиностроение, строительство, материально-техническое обеспечение  и агросервис.

Информация о работе Состав и перспективы развития сельского хозяйства РБ